«Лепбук – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями»
учебно-методический материал (старшая группа)

Елецкова Яна Сергеевна

Информация об  интересном способе организации как образовательной так и самостоятельной деятельности детей, о методическом пособии – лэпбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Лепбук – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями»

В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня я расскажу вам о интересном способе организации как образовательной так и самостоятельной деятельности детей, о интересном методическом пособии – лэпбук.

Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

«Лэпбук» – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Лэпбук — это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

На наш взгляд, лэпбук в работе с дошкольниками – это не просто форма организации образовательного и воспитательного материала по конкретной теме, а именно средство обучения, так как оформление лэпбука – это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.

Интерактивность папки обеспечивается за счёт разнообразных подвижных деталей: книжек-гармошек, кармашков, стрелочек, подвижных дисков, разворачивающихся страничек, мини-книжек и т. д. Само по себе проектирование, изготовление и оформление лэпбука (естественно с дифференцированной помощью взрослого) способствует развитию у ребёнка конструктивных и изобразительных навыков.

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Создание лэпбука – один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Лэпбуки могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Работая индивидуально, один ребёнок (с помощью взрослого) занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.

С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 детей работают над одним лэпбуком. Такая форма организации детей достаточно трудоёмка для воспитателя, хотя и очень эффективна в плане формирования навыков детей взаимодействовать со сверстниками в микрогруппе.

Создание группового лэпбука позволяет воспитателю организовать интересное познавательное взаимодействие с детьми своей группы в течение длительного времени (недели, так как работа над лэпбуком (от его проектирования до воплощения в жизнь) процесс трудоёмкий по содержанию и длительный по времени.

При создании коллективного лэпбука воспитателю важно грамотно распределить работу с детьми над его отдельными частями и элементами. Коллективный лэпбук лучше сделать более крупного формата, например формата А3.

Этапы работы над лэпбуком :

1. Выбор темы, мотивация детей к работе над лэпбуком;

2. Совместное составление плана (содержания) лэпбука;

3. Разработка макета;

4. Поэтапное создание лэпбука.

На мой взгляд, начинать данную работу следует с изготовления лэпбука по готовым разработанным шаблонам, которые можно найти в интернете. После того, как у детей и взрослых появится опыт изготовления, можно приступать к разработке собственных авторских лэпбуков. Темы лэпбуков могут быть самыми разнообразными.

Лучше всего получаются лэпбуки на частные (узкие, а не общие темы). Например, можно сделать лэпбук «Профессии». Но он получится обзорным – вряд ли вы сумеете отразить всё многообразие темы в ограниченном объёме тематической папки. А вот лэпбук, например, «Профессия воспитатель» позволит собрать более подробную информацию и сделать лэпбук максимально продуктивным.

Очень важно помнить о том, что если лэпбук посвящён профориентации, то он должен отвечать требованиям системного подхода к представлениям дошкольников.

Кроме этого в лэпбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника : пословицы и поговорки, короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки; физическое развитие: описание подвижных игр, схемы физических упражнений и многое другое.

Материалы для изготовления лэпбука лучше подбирать разного цвета и фактуры, для того, чтобы сделать лэпбук визуально более привлекательным для ребёнка дошкольного возраста.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий.

Ознакомление детей с миром профессий взрослых мы решили начать с профессии Воспитатель. Эта профессия знакома и интересна детям, дети часто в нее играют.

Для этого мы изготовили лэпбук "Профессия Воспитатель". Он представляет собой картонную папку, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Все составляющие элементы лэпбука, объединены между собой, общей темой. На титульном листе отражается тема лепбука, в данном случае это профессия воспитатель, здесь мы видим изображение воспитателя и картинку детского сада, адрес.

В нашем лэпбуке 10 кармашков.

Первый кармашек с текстом беседы о профессии воспитатель, о ее возникновении и развитии.

2 кармашек это сборник стихов по профессии. Здесь дети могут увидеть и понять разницу между профессиями воспитатель, старший воспитатель и младший воспитатель. 3 кармашек «Каким должен быть воспитатель?», он сделан в виде гармошки, качества педагога здесь отмечены символами, которые придумали сами дети.

4 кармашек здесь находятся эмблемы всех групп нашего детского сада и фотографии воспитателей. Дети должны соотнести фото с эмблемой группы, где работает этот педагог, тем самым воспитываем уважение к педагогам детского сада, закрепляем И. О и названия групп.

5 кармашек «Сетка занятий», это игра. Ребенок должен соотнести виды деятельности с днем недели. Закрепляются названия занятий, дни недели, развивается память, внимание.

6 кармашек «Режим дня дошкольника», составляем рассказ о профессии по картинкам.

7 кармашек «Правила поведения в детском саду», назвать правило по картинке и объяснить ответ.

8 кармашек «Правила вежливости» игра «Расскажи о том, что видишь».

Все эти картинки помогут детям понять чем занят воспитатель в течение дня, чему учит ребят и самим закрепить все эти правила.

9 кармашек дидактические игры «Я- воспитатель», "Что лишнее?", «Найди предметы необходимые для работы» дети узнают какие предметы нужны воспитателю для работы. Имеются мнемотаблицы,для заучивание стихотворений, схема описательного рассказа о профессии.

10 кармашек «Праздники в детском саду», дети вспоминают и делятся впечатлениями о прошедших праздниках, закрепляют их название и значимость.

В ходе работы над созданием лэпбука, мы закрепили и расширили знания детей о профессии воспитателя. С помощью данного пособия дети как в совместной, так и в самостоятельной деятельности могут извлечь информацию о трудовых процессах воспитателя, могут развивать любознательность, интерес к данной профессии и воспитывать уважительное отношение к труду людей данной профессии; могут формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО на тему"Встречи с интересными людьми" как одна из форм ознакомления дошкольников с профессиями родителей.

На городском методическом объединении я рассказала об еще одной нашей хорошей традиции. Родители деток приходят  и рассказывают  о соих профессиях и увлечениях.Это очень интересная форма раб...

«Виртуальная экскурсия-нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями.»

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Именно она позволяет ребенку наг...

Статья " Экскурсии как одна их эффективных форм ознакомления дошкольников с миром профессий"

Основная мысль статьио том, что  наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных...

Виртуальная экскурсия – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями

Презентация "Виртуальная экскурсия – нетрадиционная форма ознакомления дошкольников с профессиями"...

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области ранней профориентации детей...

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области ранней профориентации детей.Задачи:воспитывать интерес у педагогов дошкольных организаций к поиску новых форм работы, направленных н...