Консультация "Организация познавательной деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания"
консультация (подготовительная группа)

Зуева Е.Т.

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_aktivnost_zueva_.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2010 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.П. СУДАКОВА» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ГАРМОНИЯ» Консультация для воспитателей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.» Подготовил воспитатель высшей категории Зуева Е.Т. Г.Москва 2022 г

Слайд 2

Экологическое образование – это процесс воспитания, обучения и развития детей средствами природы. Экологическое воспитание – это организованный процесс общения детей с природой, направленный на познание основных биологических закономерностей. Экологическое образование дошкольников предлагает для реализации следующие задачи независимо от возраста детей. Формирование представлений детей о природе, биологических закономерностях; Развитие познавательной активности. Формирование практических умений и навыков по уходу за растениями и животными; Формирование эмоционально-положительного отношения у детей к природе, эстетического восприятия природы.

Слайд 3

Формы экологического образования организованная образовательная деятельность; образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников. Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.

Слайд 4

Организованная образовательная деятельность 1. Экологические занятия; 2. Уроки доброты; • «Что значит быть добрым?»; • «Когда я был добрым по отношению к природе»; • «Кто может считаться заботливым?»; • «Как заботиться о комнатных растениях?»; 3. Экологические праздники и фестивали; 4. Экологические наблюдения; 5. Опыты и экспериментирование.

Слайд 5

Образовательная деятельность в режимных моментах 1. Экологические экскурсии: В парк, лес, на водоем; На сельскохозяйственные объекты (в теплицу, оранжерею, в поле, на ферму). 2. Экологические акции: • лучшая кормушка для птиц; • раздача изготовленных детьми листовок на тему «Покормите птиц зимой». 3. Экологические кружки: • «Юный эколог»; «Природа и фантазия» (изготовление игрушек из природного материала). 4. Экологические сказки; экологические тренинги; инсценировки, театрализации и т. д. 5. Экологические выставки и экспозиции: • «Лес — друг человека»; • «Богатства недр нашей Земли»; • «Человек и его добрые дела на Земле»; • «Родные просторы» и т. д.

Слайд 6

Самостоятельная деятельность детей 1. Коллекционирование; запахи, звуки, краски природы. открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми. 2. Экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.): • Угадай чей дом. • Игры на скакалке. • Загадай, мы отгадаем. 3. Лаборатория юного эколога; 4. Ведение фенологических календарей природы.

Слайд 7

Закономерность развития сезонных явлений в природе изучает наука, называемая фенологией. Фенология дает возможность определить точные сроки наступления того или иного времени года для каждой конкретной местности. Критерий перехода от одного периода к другому –состояние растений: началось сокодвижение в березе – наступил предвесенний период, зацвела лиловая сирень – начался период весны, зацвела озимая рожь – наступило лето. Слайд 3. Фенологический календарь - это разделение года на качественно различающиеся периоды — сезоны и под сезоны, каждому из которых свойственно специфическое состояние объектов живой и неживой природы и их особое взаимодействие. Слайд 4. Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы в уголках природы. Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Организация фенологических наблюдений и изучение тесно связанных с ними народных примет – наиболее приемлемые для детского сада формы экологического образования дошкольников. Они основаны на самостоятельной исследовательской деятельности и всегда вызывают у детей большой интерес. Работа по данному направлению довольно проста. Дети совместно с педагогом намечают ряд объектов на территории детского сада или в непосредственной близости от него и ведут за ними систематические наблюдения. Наиболее удобными для организации фенологических наблюдений являются растения. В какой-то момент дети увидят появление соответствующего феносигнала – наступление ожидаемого события. Полученные сигналы отмечаются устно или заносятся в календарь природы.

Слайд 8

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического образования детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в воспитательном процессе. При работе с календарем природы расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления. Слайд 6. Какие наблюдения можно отмечать в фенологическом календаре? Когда зацветёт серая ольха установится весна. Одним из самых важных природных явлений весной становится распускание листьев берёз. Считается, чем раньше зазеленеет берёза, тем длиннее будет теплая часть года. Следующее природное явление — появление золотых россыпей одуванчиков. Это означает, что средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов. Следующая фенологическая фаза всем известна — цветение черемухи. Чем раньше цветёт черёмуха, тем теплее оказывается вторая половина лета и начало осени.

Слайд 9

Слайд 7. Наблюдая за природой, отмечая происходящие с ней изменения в фенологическом календареможно организовать с детьми посев разных культур: •цветет мать-и-мачеха, распустились почки на березе — пора сеять салат, лук; •зацветает вишня — можно сеять укроп; •появились на дубе листья — можно сажать горох; •в период от начала цветения орешника до начала цветения черемухи — посадка и пересадка деревьев и кустарников; Слайд 8. С детьми старшего дошкольноговозраста можно выделить приметы каждого сезона и их основные признаки: Так,весенний сезон состоит из трех подсезонов : • Таяние снега — появление первых проталинок. Начинается сокодвижение и набухание почек берез и кленов. Оживление весны — начинается с зацветания мать-и-мачехи. Заканчивается период с появлением листьев на березе. Вылетают шмели. • Разгар весны — начинается с момента появления листьев на березе. Цветет черемуха, начинается цветение плодовых деревьев в саду. Появляется все больше насекомых, прилетают певчие птицы. Завершается период зацветанием рябины и сирени. • Предлетье — заканчивается цветение плодовых деревьев в саду, в лесу, всё буйно зеленеет и цветёт. Появляются стрекозы.

Слайд 10

Слайд 9.Летний сезон состоит из трех подсезонов : • Начало лета — начинается с зацветания шиповника. Становится всё теплее, все сильнее прогревается вода. В этот период самые длинные в году дни. • Полное лето — начинается с зацветания липы, созревает чёрная и красная смородина, садовая земляника. Появляются кузнечики. • Спад лета — заметно удлиняются ночи. Начинает охлаждаться вода. Слайд 10.Осенний сезон состоит из трех подсезонов : • Начало осени — начинается с появления первых жёлтых листьев в кронах лип, берез, а заканчивается, когда число желтых и зелёных листьев становится примерно одинаковым. • Золотая осень — в течение этого периода листва на деревьях всё сильнее желтеет. Начинается листопад. Все сильнее охлаждаются воздух и вода. Улетают стаи перелётных птиц. • Предзимье — начинается с выпадением первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах. Сайд 11.Зимний сезон состоит из трех подсезонов : • Первозимье — начинается с установления на водоемах прочного ледового покрова. • Коренная зима — Начинается в 20-тых числах декабря и длится до февраля. • Перелом зимы — начинается в феврале, вместе с заметным увеличением продолжительности светового дня.

Слайд 11

Слайд 12. Умение наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает у детей привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности. Чтобы в процессе ознакомления с природой мышление ребенка продолжало развиваться, необходимо целенаправленное руководство педагога. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что и когда происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Слайд 13. Роль фенологического наблюдения в системе формирования экологической культуры дошкольников впервые была сформулирована в работах З. Д. Сизенко -Казанец, А. Ф. Мазуриной, М. В. Лучич . Большую роль сыграли работы ведущих педагогов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко , С. А. Веретенникова, А. М. Низова , Л. И. Пушнина, М. В. Лучич , А. Ф. Мазурина и др.). В современных программах по экологии принцип сезонности в обучении детей - необходимое условие экологического образования дошкольников.

Слайд 12

Взаимодействие с семьями воспитанников 1. КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес": • Знакомство детей с охраняемыми растениями; • Обитатели нашего двора; • «Зеленые» друзья. 2. Экологические тренинги; 3. Эколого – краеведческие семейные маршруты; 4. Экологический музей; 5. Акции.

Слайд 14

Методы Наглядные Словесные Практические соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний наблюдение рассматривание картин демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов чтение художественных произведений о природе, рассказы воспитателя и детей игра, элементарные опыты, моделирование

Слайд 15

Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.) развитие у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения; формирование способов познания путем сенсорного анализа; социально-личностное развитие: развитие коммуникативности , самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции . Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Слайд 16

Веракса Н.Е. Комарова Т.С. Васильева М.А.

Слайд 17

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Первая младшая группа Направления экспериментальной деятельности Темы занятий Экспериментирование с песком, глиной, камешками Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков. Наблюдения за природными материалами. Глина. Лепка печений для кукол. Песок и глина. Свойства песка и глины. Камни. Сравнение глины и камня. Экспериментирование с водой Вода льется из крана. Вода жидкая - она может течь. Свойства воды. Узнаем, какая вода. Вода бывает холодная и горячая. Вода прозрачная. Вода не имеет формы. Растворимость веществ в воде. Разноцветная вода. Искусство дождя. Забавы жарким летом. Экспериментирование с воздухом Надувание мыльных пузырей. Ветер но морю гуляет. Познакомьтесь, одуванчик. Знакомимся с одуванчиком. Одуванчиков много они разные и красивые. Наблюдения за жизнью растений Посадка лука. Маленький цветочек. Наблюдения за жизнью насекомых Интересные насекомые. Наблюдения за погодой Наблюдения за состоянием погоды. Наблюдения за солнцем. Экспериментирование с предметами Сокровища природы. Играем на бобах.

Слайд 18

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Вторая младшая группа Направления экспериментальной деятельности Темы занятий Экспериментирование с песком, глиной, камешками Почему песок хорошо сыплется? Глина, её качества и свойства. Глиняные игрушки. Родственники стекла. Ветер. Экспериментирование с водой Свойства и признаки воды. Откуда берётся вода. Пар - это тоже вода. Замерзание жидкостей. Разноцветные сосульки. Экспериментирование с воздухом Реактивный шарик. Упрямый воздух. Где теплее? Ветер в комнате («живая змейка»). Вертушка. Наблюдения за жизнью растений На свету и в темноте. В погоне за светом. В тепле и в холоде. Фабрика питания. Что внутри? Как увидеть движение воды через корни? Может ли растение дышать? Где лучше расти? Что есть в почве? Наблюдения за жизнью животных Дышат ли рыбы? У кого какие клювы? Как пчёлки переносят пыльцу? Кто чистит аквариум? Экспериментирование с солнечным светом Уличные тени. Солнечные «зайчики». Экспериментирование с предметами Бумага, её качества и свойства. Ткань, её качества и свойства. Пластмасса, её качества и свойства. Резина, её качества и свойства. Кораблик. Игрушки из ниток. Мы фокусники. Почему всё падает на землю? Защитим себя от солнца. Почему лампочка светит? Твёрдые, жидкие. Как измерить тепло? Человек Наши помощники - органы чувств. Носарий . Умный нос. Глаза - орган зрения. Язычок - наш помощник. Проверка зрения. Ухо - орган слуха. Как распространяется звук? Где живёт эхо? Почему не слышно? Спичечный телефон. Как появляется песенка. Починим игрушку.

Слайд 19

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Средняя группа Направления экспериментальной деятельности Темы занятий Экспериментирование с песком, глиной, камешками Посадим дерево. Где вода? Волшебный материал. Экспериментирование с водой Окрашивание воды. Играем с красками. Водяные весы. Реактивный кораблик. Друзья. Вода бывает тёплой, холодной, горячей. Экспериментирование с воздухом Танец горошин. Поиск воздуха. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Весёлая полоска. Подводная лодка из винограда. Делаем облако. Наблюдения за жизнью растений Что любят растения. Где живут зёрнышки. Где прячутся детки? Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении? Хитрые семена. Соревнование. Экспериментирование с солнечным светом Чёрное и белое. Солнечные зайчики. Радуга. Экспериментирование с предметами Необычные кораблики. Секрет сосновой шишки. Мыло фокусник. Как замесить тесто? Мой весёлый, звонкий мяч. Узнай всё о себе, шарик. На чём полетят человечки. Стеклянный город. Угадай-ка. Естественная лупа. В мире стекла. Волшебная рукавичка. Умывальников начальник. Волшебные зеркала или 1? 3? 5? Чудесные спички. Необычное рисование. Почему всё звучит? Человек Потеря воды во время дыхания. Вкусовые зоны языка. Значение расположения ушей. Отгадай на вкус. Угадай по запаху. Откуда берётся голос? Рукам своим не верю. Исследование природы с помощью органов чувств. Ящик ощущений. Тайный похититель варенья.

Слайд 20

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Старшая группа Направления экспериментальной деятельности Темы занятий Экспериментирование с песком, глиной, камешками Песок, глина - наши помощники. Песчаный конус. Экспериментирование с водой У воды нет запаха. С водой и без воды. Экспериментирование с воздухом Этот удивительный воздух. Парусные гонки. Вдох - выдох. Сухой из воды. Наблюдения за жизнью растений Нужен ли корешкам воздух? Земля - наша кормилица. Земля - наша кормилица. Что выделяет растение? Есть ли у растения органы дыхания? Почему цветы осенью вянут? Наблюдения за жизнью животных Могут ли животные жить в земле? Экспериментирование с предметами Как действуют магниты на предметы. Мир бумаги. Мир ткани. Наряды куклы Тани. Лёгкая пластмасса. Как достать скрепку из воды, не замочить рук. Представления о полюсах магнита. Путешествие в мир стеклянных вещей. Меня зовут Стеклянчик . Термометр. Опыт с металлом и пластмассой. Как поднять единицу? Испытание магнита. Разные отражения. Удивительные плоды. Человек Проверим слух. Наши помощники - глаза. Как устроена дыхательная система человека? Зачем человеку глаза? Есть ли у глаз помощники? Что я вижу одним глазом? Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Определение пищи на вкус. Большой – маленький.

Слайд 21

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей Подготовительная группа Направления экспериментальной деятельности Темы занятий Экспериментирование с песком, глиной, камешками Удивительный песок. Сухая и влажная почва. Экспериментирование с водой Фильтрование воды. Бережём воду. Где же пятый океан? Экспериментирование с воздухом Соломенный буравчик. Парашют. Вертушка. Наблюдения за жизнью растений Запасливые стебли. Куда тянутся корни. Бережливые растения. Упрямое растение. Листья и стебли могут вести себя как соломинки. Много - мало. Почему меньше? Экспериментирование с предметами Мир ткани. Мир металлов. Мир пластмасс. Разведчики. В мире животных. Наша группа. Земля – магнит. Комнатный садик. Автомобиль будущего. Вулкан. Полярное сияние. Жилище человека в древности. Дом из ткани. Необычная картина. Дом, в котором я живу. Парашют – зонтик. Дом будущего. Лодка. Дом на курьих ножках. Покорение космоса. Мы пишем книгу. Как не обжечься? Экспериментирование с солнечным светом Передача солнечного «зайчика». Радуга на стене. Человек Выяснение причины храпа человека. Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности. Связь уха с носоглоткой. Опыт Мариотта. Осязательный центр человека. Тепловые и Холодове точки у человека. Обоняние человека. Вдох и запах. Вкус и запах. Острота слуха и её измерение при разных ситуациях. Определение частоты дыхания. Экспериментирование со звуком Поющая струна. Экспериментирование с электричеством Как увидеть «молнию».

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания"

Статья расчитана на воспитателей, может быть использована для сообщения на педсовете или для консультаций воспитателей....

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Ребенок - это, прежде всего эстет:Он реагирует на внешность,На видимость, на очертания и формы.И. Бродский Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, по...

«Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе экологического воспитания»

Современное общество нуждается в  личности, способной к познавательной деятельности, к проявлению   инициативности и творчества.Проблема развития  дошкольника, подготовки его к шко...

Консультация для воспитателей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»

Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»...

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания

В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями...

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Организация проектно – исследовательской деятельности  дошкольников в процессе экологического воспитания...