Мастер-класс по гармонизации детско-родительских отношений
материал

Юлия Владимировна Найденова

Опыт работы по организации сопровождения детско-родительского взаимодействия, с использованием тренажера КИДС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_garmonizatsiya_detsko-roditelskih_otnosheniy.docx537.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема вопроса: «Мастер класс с родителями дошкольников по гармонизации детско-родительских отношений, посредством использования эмоционального игрового тренажера «KIDS».

                                                                  подготовила педагог-психолог высшей

                                             квалификационной категории

                                                Найденова Юлия Владимировна

г. Оренбург, 2022

Цель: становление информационных, мотивационных, технологических, коммуникативных, аналитических компетенций родителей, в вопросах воспитания ребенка.

Задачи:

 - освоение навыков управления эмоциональным состоянием родителя (инструменты самоконтроля и снижения уровня интенсивности эмоций)

- содействовать освоению способов гармоничного социального развития и эмоциональной зрелости ребенка;

- способствовать овладению техники «Я-послание», «активное слушание»;

- формировать способы бесконфликтного взаимодействия;

- содействовать развитию навыка принятия и поддержки выражения эмоций ребенка.

     Основная задача воспитания - создание условий гармоничного становления личности, подразумевающих, в том числе, развитие эмоционально-волевой и социальной сферы ребенка. А этого невозможно достичь без построения эффективного процесса общения, который подразумевает (в первую очередь) эмоциональный контакт, ощущение комфорта, принятия и поддержки.  Все мы прекрасно понимаем, что основная ответственность здесь принадлежит взрослым, а именно родителям.

  Т.е. родители закладывают основы взаимодействий:

- демонстрацией выбора того или иного эмоционального состояния (метафора-пояснение: «Утро добрым не бывает?» или бывает? и от кого это зависит – ответ: от родителей. Даже процесс утреннего подъема диктуется взрослым. От того с каким он настроением и подходом организует его, как и любой другой процесс, зависит состояние самого ребенка);

- эффективных реакций на происходящее (фразы и действия родителей как пример и показывают, как и на что можно и нужно эмоционально реагировать. Часто стереотипное импульсивное реагирование несет за собой совсем не помогающий, а обратный эффект: «Не трогай, ты еще маленький», «А ну-ка сейчас же замолчи и не ной, как девочка», «Ты будешь есть эту кашу (или «сейчас же убирать игрушки»), потому что я так сказал» и т.д. Очевидно, что и реакция ребенка будет соответствующей);

Также основой гармоничного взаимодействия является:

- выбор и собственное принятие через проживание (приобретение личного опыта) наиболее действенных инструментов, помогающих справиться с возможной сложностью в конкретной ситуации и в будущих подобных (агрессия, страхи, непослушание, капризы и т.д.). Приняв сложность ребенка с эмпатией, дав ему поддержку и варианты конкретных помогающих действий, ребенок научается анализировать и принимать собственный правильный алгоритм действий в каждом случае в дальнейшем. (Здесь важным является самостоятельно принятое решение ребенка.)

    Родителям важно четко осознавать, что у каждой «нежелательной» формы поведения,  условно делим их на 6 категорий:

Страх (реальный и нереальный – зубную боль, чудовище под кроватью),

Агрессия (ощущение беспомощности, нарушение псих, физ., личных границ)

Непослушание (убегает, кричит, привлечение любой формы внимания),

Хотелки (купи, хочу и буду),

Физические состояния (больно, холодно, утомляемость),

Неудача (не получается, не могу завязать шапку)

, всегда имеется объективная причина и мотивация. Ни одно из этих проявлений, не возникает просто так. Существуют конкретные инструменты (действия, техники, фразы), которые могут помочь оперативно и максимально эффективно не только справится, например, с истерикой, но и научит правильной реакции самого малыша, чтобы в дальнейшем, на основе своего проанализированного опыта и выбора «ключика», справляться самостоятельно.

     Это важно донести каждому родителю. Также, как важно донести, что для верной реакции, в первую очередь, родитель (в идеале) сам должен быть в ресурсном (спокойном) состоянии. А этому необходимо учиться.

     Помимо этого, значимым является и проработка стереотипных (импульсивных) реакций родителей, т.е. их собственных реакций в виде фраз и действий к конкретным ситуациям.  Часто стереотипное поведение в виде угроз, приказов, обесценивания, не только не помогают, а разрушают, формируя негативные установки. Вот как раз здесь и нужна поддержка самих родителей: многие из них, в процессе воспитания, пользуются теми же шаблонами и формами, которыми были воспитаны сами и делают это рефлексивно, не анализируя. Не задумываются, что, например,  элементарные угрозы рождают страх и бесспорное подчинение авторитетному родителю, а в дальнейшей жизни – покорное исполнение манипуляций окружающих.

     Да, существует огромное количество нужной информации в свободном доступе, также как и выбор мероприятий онлайн и офлайн формата. Но, все чаще отмечается редкое желание участия в собраниях и семинарах, а изученная самостоятельно теоретическая часть, без проникновения практикой, часто улетучивается и дает «откат» (возвращение к прежним реакциям, фразам и действиям). Но вопрос этот актуален всегда.

    Именно здесь и отмечается преимущество игро-практического мастер-класса с использованием игрового эмоционального тренажера «KIDS». Что же представляет собой данный инструмент?

Описание игры (видео)

1.Игровое поле, ход по которому определяется числом  выпавшего кубика (как и в любой настольной игре).

2.Фишки для каждого участника (наиболее эффективен, на мой взгляд, состав из 4-6 родителей).

3.Карточки (их около 60), с конкретно прописанными возможными ситуациями из серии:

- Страхи: например «Боится идти в поликлинику, сдавать кровь»;

- Агрессия: «Отбирает игрушку», «Дерется»;

- Непослушание: «Убегает из поля видимости», «Отказывается убирать игрушки»;

- Хотелки: «Купи мне эту игрушку и именно сейчас»;

- Физические состояния: «Я устал, возьми меня на ручки», «Колготки жмут»;

- Неудачи: «Не буду играть в дурацкий конструктор, из него не строится ни чего», «Плохие карандаши-не рисуют аккуратно».

4. Карточки со стереотипами (импульсивными, не дающими должный эффект реакциями родителей). Например: «С позиции судьи: «Ты будешь это делать, потому что я так сказал», «С позиции обесценивания: «Да подумаешь сломалась постройка, не реви, как девочка», «Ой, не мешай мне, я занят, а твои проблемы ерунда» и т.д. Это то, что обычно не работает.

5.Карточки со стратегиями - фразами и действиями к конкретной ситуации. Их множество для каждого инструмента (эмпатия, поддержка, похвалить, внимание, позаботиться, отвлечение, стратегия).

6.Карточки с вопросами для родителей вначале игры. Они предлагаются после упражнений приветствия (различные варианты) и обсуждения основных правил. Карточки с вопросами имеют различные варианты, например: «Вспомните, какой была Ваша любимая игра в детстве?» и т.д. После обсуждения которых, участники приходят к выводу о том, что, вспомнив себя ребенком, можешь оказаться на одном уровне со своим малышом, а значит, лучше понять его.

7.Карточки с инструментами для родителей – практические упражнения, помогающие максимально быстро вернуться родителю в ресурсное состояние, чтобы адекватно оценить ситуацию и вывести в правильное русло, а не усугубить. Например: «Пошевелите большим пальцем правой ноги», «Посмотрите в окно 10 секунд» и т.д. Т.е. упражнения, помогающие перевести свой фокус внимания.

Ход игры

       В процессе игры каждому участнику достается роль родителя и ребенка. Ребенок, бросая кубик, вытягивает карточку с ситуацией, родитель (сидящий рядом) вытягивает карточку со стереотипом, который не работает. Происходит диалог по образовавшемуся сценарию. После чего начинается обсуждение ощущений ребенка в данный момент и самого родителя. Далее предлагается алгоритм с выбором наиболее эффективных форм реакции (из помогающих «стратегических» колод карточек) и разыгрывается новая ситуация с другими «ключиками» - эмпатия, похвалить и т.д.. По итогу обсуждения – выводы родителей однозначны.

    Конечно, основная роль здесь отводится самому ведущему. На каждом этапе необходимо привести родителя к инсайту и рефлексии через озвучивание минимального блока теории, в виде комментариев, а также помощи осознаний в практическом исполнении каждой роли. Но, сам формат игры (т.е. спонтанно выпавшее число на кубике, выпавшая карта ситуаций и реакций), не ставит родителя в тупик, так как он принимает это обычным игровым взаимодействием, а значит - более свободно готов принять подобный опыт.

    Здесь представлен один из вариантов использования ИЭТ «KIDS», который подразумевается на первичной встрече с родителями в форме мастер-класса. Очевидно, что за один сеанс игры невозможно проработать каждую тревожащую ситуацию с ребенком. Опять же этого бывает часто недостаточно, по-причине скорого возвращения к прежним привычным реакциям самих родителей, а также необходимости (иногда длительной) перестройки малыша, у которого уже сформирован определенный, заложенный ему стереотип эмоциональных реакций.

    Наиболее эффективно продолжение встреч в формате сессий или модулей. На каждом из которых, в процессе игры, ненавязчиво подается теоретический материал: об установках и убеждениях родителей и как они формируют стереотипы своих детей и влияют на будущее; об истинных причинах агрессии (их всего три), о причинах непослушания (основное – привлечение внимания и незнания правил) и т.д. Где предлагается разбирать карточки именно данной категории, с дополнительной самостоятельной трансформацией мышления и действий.

    Данный тренажер продуктивен и в работе с педагогами ДОУ в рамках психологического сопровождения образовательного процесса.

 

Список литературы

  1. Азбука эмоционального интеллекта/Андреева И.Н. – СПб.Петербург, 2012.
  2. Любить или воспитывать?/Мурашова Е.В. – Москва: Издательство ООО «Издательский дом «Самокат», 2014.
  3. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга занятий с детьми/Виктория и Глеб Шиманские. – Москва: Издательство «Э», 2017.
  4. Самая важная книга для родителей/Ю.Гиппенрейтер – Москва: Издательство АСТ, 2018.
  5. Развитие эмоционального интеллекта/Монина Г.Б. Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. 2009. № 2
  6. Интернет ресурс. Обучающие материалы https://psihologigra.ru/1. ООО «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ»

        D:\НАЙДЕНОВА РАБОТА\ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ\фото игрового материала\1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

Методическая разработка совместной деятельности «Родительский клуб «Гармонизация детско-родительских отношений»

Публикуемый материал методической разработки совместной деятельности  «Родительский клуб «Гармонизация детско-родительских отношений» содержит план работы вышеназванного клуба и конспектов т...

Родительское собрание во второй младшей группе «Гармонизация детско-родительских отношений»

Рекомендации для воспитателей и их родителей по преодолению кризиса 3-х лет....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Проектирование и реализация инициатив педагога в рамках социокультурного проекта семейного клуба по гармонизации детско-родительских отношений "Родительские пятницы"

В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ...

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...