Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)

Ребенок открывает мир в процессе любой своей деятельности. но именно в познавательно-исследовательской дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как устроен мир?) 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад № 126 И сследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Составитель: воспитатель Токарь Ирина Михайловна E-mail : ds-126@yandex.ru ИРКУТСК 2022

Слайд 2

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…» К.А. Тимирязев

Слайд 3

В ФГОС ДО определены задачи познавательного развития Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка. Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развитие творческих задатков и воображения. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Слайд 4

Цель Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. ( Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента .)

Слайд 5

Задачи Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. Развивать представление об основных физических явлениях. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

Слайд 6

Содержание познавательно-исследовательской деятельности Опыты (экспериментирование) Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений. Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные «метки» - символы. Путешествие по «реке времени» Прошлое и настоящее человечества История жилища и благоустройства.

Слайд 7

Путешествие по карте

Слайд 8

Природные ландшафты и их обитатели

Слайд 10

Путешествие «по реке времени»

Слайд 11

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Развитие речи ФЭМП Наблюдение Музыкальное воспитание Физическое воспитание Чтение художественной литературы Труд Изобразительная деятельность Детское эксперимен-тирование

Слайд 12

Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте. По месту проведения опытов. По количеству детей. По причине их проведения. По характеру включения в педагогический процесс. По продолжительности. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые. По характеру мыслительных операций. По характеру познавательной деятельности детей. По способу применения в аудитории.

Слайд 13

Методы и приемы п ри организации экспериментально-исследовательской деятельности: беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера , наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); фиксация результатов: наблюдений опытов, экспериментов, трудовой деятельности; погружение в «краски», звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые и творческие развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.

Слайд 14

Центр опытно-экспериментальной деятельности состоит из 6 зон Детская лаборатория Методический центр Библиотека Мини-музей Огород на окне Игротека

Слайд 15

Детская лаборатория Простейшие приборы и приспособления Лупы, увеличительные стекла, песочные часы, микроскопы, колбы, сосуды для воды, зеркала для игр в «солнечные зайчики»,модели. Контейнеры из «киндер сюрпризов» с травами и разными запахами Бросовый материал (шнурки, прищепки, проволока, мех, кожа, ткани, катушки, пластмасса. кора и пр. Технический материал (гайки, б олты, д етали конструктора, винтики, шурупы и пр.) Медицинский материал (пипетки, деревянные палочки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки и пр.) Воздушные шары, свечи, воронки, перчатки, формы для льда, цветные и прозрачные стекла и пр.

Слайд 16

Исследовательская деятельность с микроскопами

Слайд 18

Опыты со снегом

Слайд 20

Опытная деятельность с моделями

Слайд 21

Опыты, эксперименты и исследования

Слайд 22

Опыт на растворимость веществ

Слайд 23

Опыт «Угадай, что это?»

Слайд 24

Эксперименты с огнем

Слайд 25

Методическая зона На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, карточки подсказки (разрешающие и запрещающие знаки и символы) Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов Перспективные планы Рекомендации родителям в родительский уголок, картотека опытов и экспериментов.

Слайд 30

Библиотека Книги познавательного характера, энциклопедии Атласы, серии картин с изображением природных сообществ Тематические альбомы

Слайд 33

Мини-музей Экспонаты, редкие предметы (раковины, кристаллы, перья и пр.) Коллекции (семена разных растений, шишки, камешки, «Ткани», «Бумага», «Пуговицы» Мини-музеи (тематика меняется, например: «изделия из камня», «чудеса из стекла», «волшебница вода», «часы бывают разные»)

Слайд 38

Огород на окне

Слайд 39

Эксперимент «Как питаются растения»

Слайд 40

Игротека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В статье представлены результаты педагогического опыта по формированию исследовательских умений дошкольников  в процессе экспериментальной деятельности, способствующих развитию у детей наблюдател...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...