ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАУКОГРАД» (Я – исследователь)
методическая разработка (старшая группа)

Программа может быть полезна педагогоам дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_naurasha_yarikova_2022.docx840.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  

«НАУКОГРАД» (Я – исследователь)  

Возраст детей: 5-6 лет  

Срок реализации программы: 1 год  

Уровень освоения программы: ознакомительный  

Автор - составитель: воспитатель

Ярикова Наталья Евгеньевна  

пгт. Малиновский  

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ  

1. Паспорт дополнительной образовательной программы……………………………………3 2. Пояснительная записка………………………………………………………………………..5  3. Содержание программы………………………………………………………………………7  4. Учебный (тематический) план……………………………………………………………….8  5. Содержание учебного (тематического) плана……………………………………………...12 6. Технологии, формы и методы……………………………………………………………….18  7. Материально-техническое обеспечение…………………………………………………….18  8. Список литературы…………………………………………………………………………...19  Приложение.

2  

Наименование  программы  Нормативно –  правовое  

обеспечение  программы  

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ  

Программа естественно – научной направленности «Наукоград» (Я – исследователь  для детей 5-6 лет)  

 Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;   Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14  ноября 2013 г.№ 30384);  

 Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на  2018—2025 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26 декабря  2017 г. № 16424;

 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические  требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления  детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20), утвержденные постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от  28.09.2020 № 28(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г.,  регистрационный N 61573);

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и  требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека  факторов среды обитания» утвержденные постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28  (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2021 г., регистрационный N 2).  

Цель программы Формирование у детей 5-7 лет познавательно-исследовательской активности,  самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при  совершении новых открытий. 

Задачи программы Образовательные (обучающие):  

- Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;  

- Учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать  

деятельность, оценивать и анализировать полученный результат;  

- Способствовать формированию начальных представлений о свойствах и  

отношениях объектов окружающего мира из области живой природы, математики,  естествознания.  

Развивающие:  

-Развивать умения рассуждать, высказывать предположения при решении  проблемных ситуаций, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь  на свои знания и умения;  

-Развивать связную диалогическую и монологическую речь, мыслительные  операции, логическое мышление, память;  

- Развивать детскую познавательную инициативу.  

Воспитательные:  

- Воспитывать навык сотрудничества, культуру совместной деятельности;  

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, инициативность. 

Новизна  программы  

Состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является  интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр,  наблюдений, использование ИКТ, экологических инсценировок, лабораторной,  исследовательской и трудовой деятельности. Материал конкретизирован для  занятий с детьми старшего дошкольного возраста в рамках кружковой работы по  познавательному развитию.

Основные  

принципы  

создания  

программы

 - Принцип активного обучения - предполагает не передачу детям готовых знаний, а  организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой  они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных  задач;

3  

Практическая  

ценность  

программы  

Ожидаемый  

результат

Сроки выполнения  программы  

Автор -  

составитель  

программы  

- Принцип научности и доступности - предполагает подкрепление всех средств  познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками,  построение процесса обучения дошкольников в игровой форме, решение  программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной  деятельности воспитанников.  

- Принцип систематичности и последовательности - обеспечивает единство  воспитывающих, развивающих и обучающих задач в опытно – экспериментальной  деятельности дошкольников, формирует у детей динамические стереотипы в  результате многократных повторений.  

- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - обеспечивает  психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание  условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.  - Принцип креативности - предусматривает «выращивание» у дошкольников  способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации  самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей  самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.   - Принцип результативности - предусматривает получение положительного  результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального  развития детей.  

Заключается в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного  возраста опытно-экспериментальной деятельностью с использованием ИКТ –  технологии и параллельном решении ряда задач.  

Последовательная опытно-экспериментальная деятельность, с использованием  цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» помогает воспитывать  активную личность, способную к познавательно-деятельностной самореализации, к  проявлению самостоятельности и творчества в решении жизненно важных проблем.  

При установлении причинно-следственных связей дети развивают системное  мышление, учатся анализировать, классифицировать и моделировать.  Программа перспективна и рекомендована для использования педагогам,  реализующим дополнительные образовательные услуги, как по развитию  познавательной активности, так и по опытно-экспериментальной деятельности.  Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и  навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать  проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и  связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать  средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять  эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);  

Углубление и расширение знаний детей о живой и неживой природе.  Совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение  словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения  грамматически правильно строить свои ответы, умение задавать вопросы, следить за  логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);   Развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы,  самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою  точку зрения, согласовывать её с другими и др.).  

2021 – 2022 гг.

Воспитатель: Ярикова Наталья Евгеньевна

Финансовое  

обеспечение  

программы

Рациональное использование бюджета, спонсорская помощь, благотворительность

4  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о  взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с  окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.  

 Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность  дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети  преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.  

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску  причин, способов действий, проявлению творчества.  

Каждого из нас не раз ставили в тупик непростые детские вопросы, а также возникали  мысли, как правильно на них ответить, чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно с  научной точки зрения.  

 «Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для  дошкольников, с использованием датчиков в качестве контроллеров. В игровой форме вместе с  главным героем дети научатся понимать природу света и звука, измерять температуру,  познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, заглянут в загадочный мир  кислотности, узнают о пульсе.  

Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь, ровесник игроков, увлеченный  желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и  исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую  Лабораторию, где с помощью датчика «Божья Коровка» дети проведут исследования множества  природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами. Переживаемые при  этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых –  закладывают у детей первые крупинки уверенности в своих силах, побуждают к новому поиску  знаний.  

Программа включает в себя 62 занятия образовательной деятельности. Проводятся  занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования. Во время игры максимально  реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает  психического напряжения и ни в коей мере не дублирует школьных форм обучения.  

Диагностика проводится 2 раза в год (в октябре и в мае), она позволяет более точно  отобразить уровень овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности ребенка,  предоставляет возможность проследить даже незначительную динамику в его развитии, увидеть  дальнейшие перспективы и спланировать развивающую работу в соответствии с реальными  потребностями ребенка.  

Направленность программы:  

Дополнительная образовательная программа «Наукоград» (Я – исследователь) -  естественно – научная.  

Программа направлена на развитие начальных представлений о свойствах и отношениях  объектов окружающего мира из области живой природы, математики, естествознания, путем  самостоятельной лабораторной поисково - познавательной деятельности с использованием  цифрового оборудования.  

Практическая направленность занятий по данной программе формирует умение  использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (техника безопасности,  охрана здоровья и окружающей среды, и т.д.)  

Актуальность программы:  

В настоящее время наш мир стремительно изменяется. Современный ребёнок с рождения  окружён насыщенной медиа-средой. Поэтому, для развития детей на современном этапе требуется  овладеть способами и приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой  закладываются в дошкольном возрасте для овладения умениями и навыками, необходимыми для  развития способности познавать новое, исследовать, думать.

5  

Особой формой организации дошкольников является игра, в которой они по желанию  объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.  Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает  более высокие результаты.  

Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных  задач разными путями, один из которых - применение интерактивного оборудования и  интерактивных игр.  

Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада,  потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей. Система  управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников образовательной  деятельности: детей, педагогов, администрацию, родителей.  

Новизна программы:  

Состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является  интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений,  использование ИКТ, лабораторной, познавательно - исследовательской и трудовой деятельности.  Материал конкретизирован для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в рамках  кружковой работы по познавательному развитию.  

Цель программы: Формирование у детей 5-6 лет познавательно-исследовательской  активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при  совершении новых открытий.  

Задачи программы:  

Образовательные (обучающие):  

- Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;  

- Учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность,  оценивать и анализировать полученный результат;  

- Способствовать формированию начальных представлений из области живой природы,  математики, естествознания; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.  Развивающие:  

- Развивать детскую познавательную инициативу;  

-Развивать умения рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных  ситуаций, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;  -Развивать мыслительные операции, связную диалогическую и монологическую речь,  логическое мышление, память. 

Воспитательные:  

- Воспитывать культуру совместной деятельности, навык сотрудничества;  

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, инициативность.  Отличительная особенность программы состоит в развитии познавательно исследовательской активности дошкольников посредством опытов и экспериментов в цифровой  лаборатории «Наураша в стране Наурандии».  

Адресат программы: Программа рассчитана для детей 5-6 лет.  

Срок реализации программы: 1 год (октябрь – май).  

Форма организации детей: групповая, индивидуальная, в парах.  

Режим занятий: 2 раза в неделю во второй половине дня (как кружок),  продолжительность: старшая группа - 25минут.  

Наполняемость образовательной группы: 10 человек  

Ожидаемые результаты:  

 Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков  детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать  объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты,  выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной  деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);  

 Углубление и расширение знаний детей о живой и неживой природе.

6  

 Совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного  запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои  ответы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить  доказательную речь);  

 Развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы,  самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,  согласовывать её с другими и др.). 

Формы аттестации:  

На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает результативность программы через  низкоформализованные методы: беседы, наблюдения за деятельностью детей, демонстрацию  опытов.  

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов:  

Проведение итоговых мероприятий.  

Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей (в  онлайн формате).  

Участие детей во всероссийских (дистанционных) конкурсах.  

Работа с родителями:  

Просветительская работа по календарно-тематическому плану в виде консультаций,  рекомендаций, наглядных материалов, заседаний в онлайн формате для привлечения родителей к  созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений,  навыков, полученных детьми на занятиях.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

Содержание программы выстраивается с учетом принципов:  

- Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата.  - Принцип активного обучения - предполагает не передачу детям готовых знаний, а  организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами  делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;  - Принцип научности и доступности - предполагает подкрепление всех средств  познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками,  построение процесса обучения дошкольников в игровой форме, решение программных задач в  совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.  - Принцип систематичности и последовательности - обеспечивает единство  воспитывающих, развивающих и обучающих задач в опытно – экспериментальной деятельности  дошкольников, формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных  повторений.  

- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - обеспечивает психологическую  защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой  на индивидуальные особенности ребенка.  

- Принцип креативности - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности  переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,  инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных  задач и проблемных ситуаций.  

 - Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата  проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.  Общие сведения о кружке:  

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется  с группой детей 5- 6 лет (10 человек).  

Это дает возможность педагогу:  

- работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);

7  

- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве  детей;  

- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься»,  «прольешь» …)  

Данная деятельность проводится в свободное от занятий время II половине дня с учетом  тематического плана работы мини-лаборатории.  

Во время занятий проводятся эксперименты, которые имеет четкую структуру проведения:  1. постановка, формирование проблемы (познавательная задача);  

2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;  3. проверка гипотез;  

4. подведение итогов, вывод;  

5. фиксация результатов (если это необходимо);  

 6. вопросы детей.  

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:  внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи;  познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.  

Учебный (тематический) план.

 

 

ц

я

с

е

М

я

Дата Тема занятия Количество  

и

т

часов  

я

н

а

з

 

Формы контроля  

 «Введение. Знакомство со страной Наурандией и Наурашей»

1 06.10.21 «Знакомство с  оборудованием, датчиком  

«Божья коровка», главным  

героем – мальчиком  

Наурашей».  

(Обучающая информация) 

2 08.10.21 «Знакомство с  программой».  

Занимательные опыты с  

25 мин Входной контроль  25 мин  

 

Ь

Р

Б

Я

Т

К

Наурашей»  

(Обучающая информация.  Практические задания) 

Раздел 1. «Свет»  

3 12.10.21 «Что такое свет. Мы видим  О

благодаря свету»  

(Обучающая информация) 

4 14.10.21 «Измерение силы света в  комнате. Измерение силы  

света компьютера» 

(Задания на измерения)  

25 мин Текущий контроль  25 мин Текущий контроль

5

20.10.21

«Влияние света на жизнь  растений»  

(Обучающая информация)

25 мин

Текущий контроль

8  

6 22.10.21 «Влияние света на жизнь  растений. Освещенность в  

разных местах комнаты»  

(Задания на измерения) 

7 26.10.21 «Прохождение света через  объекты»  

(Обучающая информация) 

8 28.10.21 «Эксперименты со  светофильтрами, разными  

отражателями. Закрепление  

пройденной темы»  

(Задания на измерения) 

Раздел 2. «Звук»

1 03.11.21 «Что такое звук?»  (Обучающая информация) 

2 09.11.21 «Игра на ксилофоне,  флейте»  

(Задания на измерения) 

3 11.11.21 « Что такое громкость?»  (Обучающая информация) 

4 17.11.21 «Исследовать звук  

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль  25 мин Текущий контроль  

25 мин Текущий контроль  25 мин Текущий контроль  

25 мин Текущий контроль  25 мин Текущий контроль

 

Ь

Р

Б

Я

свистка. Исследовать голос  ребенка, взрослого»  

(Задания на измерения) 

5 19.11.21 «Звук передается по  

О

воздуху»  

Н

(Обучающая информация) 

6 23.11.21 «Кто громче крикнет? Кто  тише прошепчет? Крикнем  

все вместе»  

(Задания на измерения) 

7 25.11.21 «День занимательных игр,  опытов и экспериментов с  

Наурашей»  

Раздел 3. «Температура»

1 01.12.21 «Что такое температура?»  (Обучающая информация) 

2 03.12.21 «Измерение температуры  в комнате, за окном,  

температуру своего тела»  

(Задания на измерения) 

3 07.12.21 «Что такое градус? Что  

25 мин Текущий контроль  25 мин Текущий контроль  

25 мин Текущий контроль  

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль

 

Ь

Р

такое ноль градусов?»  (Обучающая информация) 

4 09.12.21 «Измерение температуры  

Б

А

холодной воды, льда,  

К

Е

мороженого»  

Д

(Задания на измерения) 

5 15.12.21 «Кипение воды»  (Обучающая информация) 

6 17.12.21 «Эксперименты с горячей  водой»  

(Задания на измерения) 

25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

7

21.12.21

«Комфортная

25 мин

Текущий контроль

9  

температура»  

(Обучающая информация) 

8 23.12.21 «Сделай похолодней.  Сделай жарко. Создать  

комфортную температуру»  

(Задания на измерения) 

9 29.12.21 «День занимательных игр,  опытов и экспериментов с  

Наурашей» 

Раздел 4. «Пульс»

1 12.01.22 «Что такое пульс?»  (Обучающая информация) 

2 14.01.22 «Пульс взрослого,  ребенка. Почему у разных  

людей разный пульс»  

(Задания на измерения) 

3 18.01.22 «Что такое сердце? Когда   

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль

сердце бьется чаще?»  

Ь

Р

(Обучающая информация) 

А

4 20.01.22 «Пульс и упражнения.  

В

Н

Отключим пульс»  

Я

(Обучающая информация) 

5 26.01.22 «Игровые измерения»  (Задания на измерения) 

6 28.01.22 «День занимательных игр,  опытов и экспериментов с  

Наурашей» 

Раздел 5. «Сила»

1 01.02.22 «Что такое сила?»  (Обучающая информация) 

2 03.02.22 «Измерение силы»  (Задания на измерения) 

3 09.02.22 «Что такое вес?»  

(Обучающая информация) 

4 11.02.22 «Измерение веса. Кто  

25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

  Ь

Л

А

Р

В

сильнее надавит»  (Задания на измерения) 

5 15.02.22 «Игровые измерения»  

Е

Ф

(Задания на измерения) 

6 17.02.22 «День занимательных игр,  опытов и экспериментов с  

Наурашей» 

7 25.02.22 Игровое мероприятие  

«День науки»  

Раздел 6. «Кислотность»

1 01.03.22 «Что такое кислотность?»  (Обучающая информация) 

2 03.03.22 «Измеряем кислотность  разного фруктового сока»  

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

  Т

(Задания на измерения) 

3 09.03.22 «Органы чувств человека»  Р

(Обучающая информация) 

А

М

4 11.03.22 «Язык – орган вкуса»  (Обучающая информация) 

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

5

15.03.22

«Вода. Эксперименты с  разбавлением воды»

25 мин

Текущий контроль

10  

(Практические задания) 

6 17.03.22 Волшебница сода  (Обучающая информация) 

7 23.03.22 «Польза или вред от  газировки?»  

(Обучающая информация) 

8 25.03.22 «Лимонный сок»  (Задания на измерения) 

9 29.03.22 «Игровые измерения»  (Задания на измерения) 

10 31.03.22 «День занимательных игр,  опытов и экспериментов с  

Наурашей» 

Раздел 7. «Электричество»

1 06.04.22 «Что такое  

электричество?»  

(Обучающая информация) 

2 08.04.22 «Электрояблоко,  электролимон»  

(Задания на измерения) 

3 12.04.22 «Откуда ток в батарейке?»  (Обучающая информация) 

4 14.04.22 «Экспериментируем с  

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

  Ь

Л

батарейками»  

(Задания на измерения) 

5 20.04.22 «Картошка под  

Е

Р

напряжением»  

П

А

(Задания на измерения) 

6 22.04.22 «Динамо машина. Почему  горит лампочка?»  

(Обучающая информация) 

7 26.04.22 «Игровые измерения»  (Задания на измерения) 

8 28.04.22 «День занимательных игр,  опытов и экспериментов с  

Наурашей» 

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

Раздел 8. «Магнитное поле»

1 04.05.22 «Магнитное поле»  (Обучающая информация) 

2 06.05.22 «Показ магнитных  фокусов»  

(Практические задания) 

3 12.05.22 «Полюсы магнита»  (Обучающая информация) 

4 18.05.22 «Исследовать кольцевой и  

 

Й

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

25 мин Текущий контроль 25 мин Текущий контроль

плоский магнит. Поле на  

А

разных полюсах магнита»  

М

(Задания на измерения) 

5 20.05.22 «Игровые измерения»  (Задания на измерения) 

6 24.05.22 Итоговое мероприятие  «Игровые измерения»  

25 мин Текущий контроль 25 мин Итоговый контроль  

7 26.05.22 Итоговое мероприятие 25 мин Итоговый контроль

Всего

62 занятия  

1550 мин – 25 ч, 50 мин

11  

Содержание учебного (тематического) плана  

Тема Содержание Формы работы  Методы  

Количест во  

занятий  

Методы обучения  

«Знакомство с  

оборудованием,  

датчиком «Божья  

коровка», главным  героем – мальчиком  Наурашей».  

(Обучающая  

информация) 

 «Знакомство с  

программой».  

Занимательные опыты  с Наурашей»  

(Обучающая  

информация.  

Практические задания) «Что такое свет. Мы  видим благодаря свету»  (Обучающая  

информация) 

Познакомить детей с  

оборудованием, главным  героем Наурашей, а также со  всеми лабораториями.  

Познакомить с понятиями:  «ученый», «лаборатория»,  «опыт», «эксперимент»,  «исследование»

Познакомить детей с  

программой. Провести  

несколько занимательных  опытов вместе с детьми  

Познакомить детей с понятием  «Свет». Формировать  

представления об  

искусственных и естественных  источниках света.  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация  Беседа  

Рассматривание  

лаборатории  

Вопросы  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация.  Беседа  

Объяснение  

Опыты  

Групповое занятие 1 Беседа  Загадывание загадок  

Объяснение  

Физкульминутка.  

 «Измерение силы  света в комнате.  

Измерение силы света  компьютера» 

(Задания на измерения)  

Продолжать развивать умение  устанавливать причинно - следственные связи: сила света  зависит от использования  человеком искусственных  источников света.  

Индивидуальная,  в парах

1 Проблемный вопрос  Работа в ц/лаборатории  

Эксперимент  

 «Влияние света на  жизнь растений,  животных, человека»  (Обучающая  

информация) 

Объяснить детям о влиянии  света на жизнеспособность  живых организмов, на здоровье  человека. Рассказать о скорости  света.  

Групповое занятие 1 Беседа  Показ примера  

Физкультминутка  

Практическая работа  

 «Освещенность в  разных местах  

комнаты»  

(Задания на измерения) 

Познакомить с понятием  «освещенность». Продолжать  развивать умение  

устанавливать причинно - следственные связи. Закреплять  умение пользоваться датчиком  света. Воспитание  

познавательного интереса.  

Индивидуальная,  в парах  

1 Практическая работа  Эвристическая беседа  

Проблемный вопрос

«Солнце – источник  света»  

(Обучающая  

информация) 

Дать детям представление о  том, что солнце является  источником тепла, нагревает  объекты неживой природы.  Воспитывать познавательный интерес.

Групповое занятие 1 Загадывание загадок  Беседа Проблемное  

задание, проблемный  

вопрос Практическая  

работа  

 «Эксперименты со  светофильтрами,  

разными отражателями.  Закрепление  

пройденной темы»  (Задания на измерения) 

Познакомить с различными  светофильтрами.  

Закреплять умение  

пользоваться датчиком света.  Побеседовать о пройденной  теме.

Индивидуальная,  в парах

1 Рассматривание  образцов  

Беседа  

Практическая работа

 «Что такое звук?»  

(Обучающая  

информация)

Познакомить с понятием  «звук». Виды звуков. Обогатить  и уточнить представление детей  об устройстве и  

функционировании

Групповое занятие

1

Презентация  

Беседа  

Физкультминутка

12  

 «Игра на ксилофоне,  флейте»  

(Задания на измерения) 

человеческого организма,  познакомить детей с органом  слуха.  

Развивать умение  

устанавливать причинно -  следственные связи:  

зависимость высоты звука от  размера звучащего предмета.  Закреплять навыки работы  пользования датчиком звука.  

Индивидуальная,  в парах

1 Работа в  ц/лаборатории  

 « Что такое  громкость?»  (Обучающая  информация)

Познакомить с понятием  «громкость».  

Групповое занятие 1 Просмотр  развивающего  

м/фильма  

Эвристическая беседа  

Проблемный вопрос  

Практическая работа  

 «Исследовать звук  свистка. Исследовать  голос ребенка,  

взрослого»  

(Задания на измерения)

Закрепить представление детей  о высоких и низких звуках.  Воспитывать познавательную  активность.  

Индивидуальная,  в парах

1 Проблемная  ситуация.  

Работа в  

ц/лаборатории

 «Звук передается по  воздуху»  

(Обучающая  

информация)

Выяснить вместе с детьми, как  влияет расстояние на громкость  звука, как меняется рисунок  звуковых волн. Развивать  интерес к исследованиям и  экспериментам.  

Групповое занятие 1 Проблемная ситуация  Практическая работа в  

ц/лаборатории  

Экспериментальная  

деятельность  

 «Кто громче крикнет?  Кто тише прошепчет?  Крикнем все вместе»  (Задания на измерения)

Закрепить представление детей  о высоких и низких звуках.  Закреплять навыки работы  пользования датчиком звука.  

Индивидуальная,  в парах

1 Беседа  

Объяснение  

Работа в ц/лаборатории  

Эксперимент

 «День занимательных  игр, опытов и  

экспериментов с  

Наурашей»  

 «Что такое  

температура?»  

(Обучающая  

информация) 

Провести несколько  

занимательных экспериментов  вместе с детьми.

Познакомить с понятием  «температура».

Групповое занятие 1 Игровая мотивация.  Беседа  

Объяснение  

Эксперименты

Групповое занятие 1 Обучающий  мультфильм  

Беседа  

 «Измерение  

температуры в комнате,  за окном, температуру  своего тела»  

(Задания на измерения) 

Познакомить с датчиком  температуры цифровой  лаборатории». Развивать  умение измерять температуру.

Индивидуальная,  в парах

1 Беседа  

Объяснение  

Работа в ц/лаборатории  

Эксперимент  

 «Что такое градус? Что  такое ноль градусов?»  (Обучающая  

информация) 

Познакомить с понятием  «градус». Познакомить детей с  принципом работы термометра,  

его многообразием (водный,  уличный, медицинский).

Групповое занятие 1 Чтение х/литературы  Проблемный вопрос,  

проблемная ситуация  

Практическая работа  

Эвристическая беседа  

 «Измерение  

температуры холодной  воды, льда,  

мороженого»  

(Задания на измерения) 

Повторить понятия  

«температура», «градус»,  «термометр» . Дать детям  представление о зависимости  изменения (остывание,  

нагревание) температуры воды.

Индивидуальная,  в парах

1 Беседа  

Объяснение  

Работа в ц/лаборатории  

Эксперимент  

 «Кипение воды»  (Обучающая  

информация) 

Дать детям представление о  зависимости изменения  (нагревание) температуры  воды.

Групповое занятие 1 Эвристическая беседа  Проблемный вопрос  

Экспериментирование

 «Эксперименты с  

горячей водой. Как  измерить температуру

Продолжить формировать  умение самостоятельно  

находить информацию о

Индивидуальная,  в парах

1

Беседа  

Объяснение  

Работа в ц/лаборатории

13  

воды?»  

(Задания на измерения) 

 «Комфортная  

температура»  

(Обучающая  

информация) 

различных способах изменения  температуры воды, не меняя ее  состояния через способы  решения проблемной ситуации.  Воспитывать познавательный  интерес.  

Дать детям представления о  том, какая температура воды  называется «комфортной».  

Эксперимент  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация.  Эвристическая беседа  

Проблемный вопрос  

 «Сделай похолодней.  Сделай жарко. Создать  комфортную  

температуру»  

(Задания на измерения) 

Способствовать развитию  интереса детей к  

исследованиям и  

экспериментам.  

Индивидуальная,  в парах

1 Беседа  

Объяснение  

Работа в ц/лаборатории  

Эксперимент  

 «День занимательных  игр, опытов и  

экспериментов с  

Наурашей» 

 «Что такое пульс?»  (Обучающая  

информация) 

Провести несколько  

занимательных опытов вместе  с детьми

Познакомить с понятием  «пульс», «фонендоскоп».  Обогатить и уточнить  

представление детей об  устройстве и  

функционировании  

человеческого организма  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация.  Беседа  

Объяснение  

Опыты

Групповое занятие 1 Беседа  Просмотр обучающего  

мультфильма  

 Объяснение  

Физкульминутка  

Иллюстрации

 «Пульс взрослого,  ребенка. Почему у  разных людей разный  пульс»  

(Задания на измерения) 

Учить детей измерять пульс  разными способами .  

Индивидуальная,  в парах

1 Проблемная ситуация  Практическая работа в  

ц/лаборатории  

Экспериментальная  

деятельность  

 «Что такое сердце?  Когда сердце бьется  чаще?»  

(Обучающая  

информация) 

Обогатить и уточнить  

представление детей об  устройстве и  

функционировании  

человеческого организма,  познакомить детей с органами  кровообращения. Формировать  стремление вести и  

поддерживать здоровый образ  жизни. Воспитание  

познавательной активности  

Групповое занятие 1 Просмотр  развивающего  

м/фильма  

Эвристическая беседа  

Практическая работа

 «Пульс и упражнения»  (Задания на измерения) 

«Игровые измерения»  (Задания на измерения) 

Выяснить зависимость пульса  от двигательной подвижности  человека. Формировать  

стремление вести и  

поддерживать здоровый образ  жизни. Объяснить детям, как  человек может тренировать  свою выносливость.  

Задания на повторение  

изученного: отключить пульс,  создать быстрый пульс, создать  медленный пульс».  

Индивидуальная,  в парах

Индивидуальная,  в парах

1 Беседа  Проблемное задание  

Практическая работа в  

ц/лаборатории  

Экспериментальная  

деятельность  

1 Беседа  Проблемное задание  

Практическая работа в  

ц/лаборатории  

Экспериментальная  

деятельность  

«День занимательных  игр, опытов и  

экспериментов с  Наурашей» 

Провести несколько  

занимательных экспериментов  вместе с детьми  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация.  Беседа  

Объяснение  

Эксперименты

 «Что такое сила?»  

(Обучающая

Познакомить с понятием  

«сила». Развивать умение

Групповое занятие

1

Игровая мотивация  Беседа

14  

информация) устанавливать причинно -  следственные связи: движение  

предметов зависит от  

примененной к ним силы.  

Практическая работа  Демонстрация

 «Измерение силы»  (Задания на измерения) 

Познакомить детей с датчиком  силы и правилами работы.  Закрепить умение детей решать  проблемную ситуацию по  алгоритму.  

Индивидуальная,  в парах

1 Беседа  Проблемное задание  

Практическая работа в  

ц/лаборатории  

Экспериментальная  

деятельность  

 «Что такое вес?»  (Обучающая  

информация) 

Ввести понятие «вес» предмета.  Способствовать развитию  интереса детей к  

исследованиям и  

экспериментам .  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация  Беседа  

Практическая работа  

Демонстрация  

 «Измерение веса. Кто  сильнее надавит»  (Задания на измерения) 

«Игровые измерения»  (Задания на измерения) 

Продолжать развивать  

причинно - следственные связи:  сила удара зависит от веса  предмета. Воспитание  

познавательной активности,  доброжелательного отношения  в коллективе.  

Задания на повторение  

изученного. Ребенок создает  воздействие требуемой силы.  

Индивидуальная,  в парах

Индивидуальная,  в парах

1 Беседа  Проблемное задание  

Практическая работа в  

ц/лаборатории  

Экспериментальная  

деятельность

1 Беседа  Проблемное задание  

Практическая работа в  

ц/лаборатории  

Экспериментальная  

деятельность 

«День занимательных  игр, опытов и  

экспериментов с  Наурашей» 

Игровое мероприятие  «День науки»  

 «Что такое  

кислотность?»  

(Обучающая  

информация) 

Провести несколько  

занимательных опытов вместе  с детьми.  

Формировать умение детей  проводить опыты с различными  материалами, развивать умение  

устанавливать причинно -  следственные связи, делать  выводы. Упражнять детей в  

умении аргументировать свой  ответ, развивать диалогическую  речь.  

Введение в понятие  

«кислотность ». Научить  пользоваться датчиком при  измерении кислотности разных  продуктов, уметь сравнивать  кислотность.  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация.  Беседа  

Объяснение  

Опыты

Групповое занятие 1 Загадывание загадок  Беседа  

 Проблемное задание,  

проблемный вопрос  

Практическая работа  

Игра  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Исследование  

Практическая работа  

Экспериментирование  

 «Измеряем  

кислотность разного  фруктового сока»  (Задания на измерения) 

Показать на опытах, что в  фруктовых соках есть кислота.  Научить измерять кислотность  

соков с помощью датчика  цифровой лаборатории.  

Индивидуальная,  в парах

1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Исследование  

Практическая работа  

Экспериментирование  

 «Органы чувств  человека»  

(Обучающая  информация) 

Познакомить детей с органами  чувств человека. Закрепить  правила безопасного  

экспериментирования.  

Групповое занятие 1 Загадывание загадок  Беседа  

 Проблемное задание,  

проблемный вопрос  

Игра

 «Язык – орган вкуса»  (Обучающая  

информация)

Для чего нужен человеку язык?  Вкусовые зоны языка. Правила  укрепления здоровья.

Групповое занятие

1

Беседа  

 Просмотр презентации   Проблемное задание,  проблемный вопрос  Игра

15  

«Вода. Эксперименты с  разбавлением воды»  (Практические  

задания) 

Подвести детей к выводу о том,  что вода не содержит кислоты,  она нейтральна.  

Экспериментирование с  созданием кислых - менее  кислых -некислых напитков.  

Индивидуальная,  в парах

1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Исследование  

Практическая работа  

Экспериментирование  

Волшебница сода  (Обучающая  

информация) 

 «Польза или вред от  газировки?»  

(Обучающая  

информация) 

Эксперименты с разбавлением  и добавлением соды.  

Упражнять детей в работе с  датчиком кислотности.  

Побеседовать с детьми на тему  «Как получается газировка?».  Опыты с газировкой. Кислота в  желудке. Упражнять детей в  работе с датчиком кислотности.  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Исследование  

Практическая работа  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Экспериментирование  

«Лимонный сок»  (Задания на измерения) 

«Игровые измерения»  (Задания на измерения) 

Повторение понятия  

«Кислотность». Показать на  опытах, что в лимоне есть  кислота. Познакомить детей с  полезными и вредными  

свойствами лимонного сока.  Самостоятельное выполнение  заданий на повторение  

изученного. Упражнять детей в  умении аргументировать свой  ответ, развивать диалогическую  речь.  

Индивидуальная,  в парах

Индивидуальная,  в парах

1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Исследование  

Практическая работа  

Экспериментирование

1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Исследование  

Практическая работа  

Экспериментирование  

«День занимательных  игр, опытов и  

экспериментов с  Наурашей» 

«Что такое  

электричество?»  (Обучающая  

информация) 

Провести несколько  

занимательных экспериментов  вместе с детьми. Эксперименты  «Вкусная кислинка», «Вредная  кислота»  

Дать понятие «электричество»,  его пользы для людей.  

Вспомнить правила  

безопасного использования  электрических приборов.  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация.  Беседа  

Объяснение  

Эксперименты

Групповое занятие 1 Беседа  Физкультминутка  

Интерактивная  

дидактическая игра  

 «Электрояблоко,  электролимон»  

(Задания на измерения) 

Познакомить детей со способом  использования некоторых  плодов вместо батарейки.  

Индивидуальная,  в парах

1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Исследование  

Практическая работа  

Экспериментирование  

«Откуда ток в  батарейке?»  (Обучающая  информация) 

Познакомить детей с  

получением электричества с  помощью батарейки.  

Продолжать развивать умение  устанавливать причинно - следственные связи.  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация  Беседа  

Проблемное задание,  

проблемная ситуация  

Практическая работа  

 «Экспериментируем с  батарейками»  

(Задания на измерения) 

«Картошка под  

напряжением»  

(Задания на измерения) 

Закреплять правила  

безопасного пользования  датчиком электричества.  Воспитание познавательной  активности.  

Ввести понятие «напряжение».  Как снять напряжение. Доброе  и злое напряжение.  

Индивидуальная,  в парах

Индивидуальная,  в парах

1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Исследование  

Практическая работа  

Экспериментирование  

1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Исследование  

Практическая работа  

Экспериментирование

«Динамо машина.  

Почему горит  

лампочка?»  

(Обучающая

Познакомить детей с понятием  «динамо - машина». Изучение  электрической лампочки.

Групповое занятие

1

Игровая мотивация  Беседа  

Проблемное задание,  проблемная ситуация

16  

информация) Практическая работа  

 «Игровые измерения»  (Задания на измерения) 

Формировать умение детей  проводить опыты с различными  материалами, развивать умение  

устанавливать причинно -  следственные связи, делать  выводы.  

Индивидуальная,  в парах

1 Игровая мотивация  Проблемный вопрос  

Исследование  

Практическая работа  

Экспериментирование  

 «День занимательных  игр, опытов и  

экспериментов с  

Наурашей» 

 «Магнитное поле»  (Обучающая  

информация) 

Опыты с напряжением. Основы  безопасного  

экспериментирования с  

напряжением.  

Дать понятие «магнитного  поля», «магнита». Познакомить  детей с понятиями «магнитное  

поле Земли», «магнитные и  немагнитные материалы»,  учить измерять поле различных  магнитов.  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация  Беседа  

Проблемное задание,  

проблемная ситуация  

Практическая работа  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация.  Эвристическая беседа  

Проблемный вопрос  

«Показ магнитных  фокусов»  

(Практические  задания) 

Провести несколько фокусов с  магнитами вместе с детьми.  

Индивидуальная,  в парах

1 Беседа  Проблемное задание  

Практическая работа в  

ц/лаборатории  

Экспериментальная  

деятельность

 «Свойства магнита.  Полюсы магнита»  (Обучающая  

информация) 

Познакомить детей со  свойствами магнита:  

прохождение магнитных сил  через различные материалы и  вещества.  

Групповое занятие 1 Игровая мотивация.  Эвристическая беседа  

Проблемный вопрос  

 «Исследовать  

кольцевой и плоский  магнит. Поле на разных  полюсах магнита»  (Задания на измерения) 

«Игровые измерения»  (Задания на измерения) 

Рассмотреть виды магнитов:  плоский и кольцевой магнит. Закрепить умение пользоваться  датчиком при измерении  магнитного поля.  

Закрепить представления детей  о способности магнита  

притягивать некоторые  

предметы.  

Индивидуальная,  в парах

Индивидуальная,  в парах

1 Беседа  Проблемное задание  

Практическая работа в  

ц/лаборатории  

Экспериментальная  

деятельность 

1 Беседа  Проблемное задание  

Практическая работа в  

ц/лаборатории  

Экспериментальная  

деятельность 

Итоговое мероприятие  «Игровые измерения»  

Обобщение и закрепление  знаний по изученным темам.  Воспитывать уважительное  отношение к мнению  

сверстников, умение работать в  команде, развитие  

познавательного интереса  дошкольников.  

Групповое занятие 1 Загадывание загадок  Беседа  

Проблемное задание,  

проблемный вопрос  

Практическая работа

Итоговое мероприятие Обобщение и закрепление  знаний по изученным темам с  

элементами праздника.  

Воспитывать уважительное  

отношение к мнению  

сверстников, умение работать в  

команде, развитие  

познавательного интереса  

дошкольников.  

Групповое занятие 1 Эвристическая беседа  Проблемный вопрос  

Наблюдение  

Измерение  

Сравнение Объяснение  

Практическая работа

Итого:

62 занятия

17  

Технологии, формы и методы:  

Используемые технологии:  

• Информационно-коммуникационные технологии (цифровая лаборатория «Наураша в  стране Наурандии»).  

• Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы  исследования, формулирование цели исследования, выводы по результатам исследовательской  работы, применение новых знаний в познавательной деятельности).  

 • Игровые технологии (компьютерная игра).  

Формы и методы:  

Наглядно-действенный метод обучения. Путем наглядно-чувственного накопления опыта  дети знакомятся с окружающими предметами: смотрят, берут в руки, щупают, действуют с ними.  Практический метод. Для усвоения новых знаний необходимо применение их в  практической деятельности: использование игр и упражнений в совместной деятельности,  индивидуально с каждым ребенком.  

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при  рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи.  Игровой метод:  

- использование сюрпризного момента;  

- различные игровые упражнения;  

- обыгрывание той или иной ситуации.  

Методика работы предполагает интегрированный подход к организации обучения:  совместная деятельность, наблюдения, разнообразные игры, использование ИКТ, постановка  экологических инсценировок, исследовательская и трудовая деятельность.  

Методы работы:  

- Индивидуальный.  

- Групповой.  

- Наглядный.  

Основная форма проведения занятий – научные опыты. Для поддержания интереса к  опытам используются разнообразные формы и методы проведения занятий: эксперимент;  познавательная беседа; компьютерная игра; художественное творчество (зарисовка результатов  эксперимента).  

Способы работы с лабораторией:  

Работа педагога с группой детей.  

Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами.  

Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения  эксперимента.  

Педагог реализует собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории.  Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры.  Возможность повторить эксперимент.  

Материально-техническое обеспечение:  

Занятия по дополнительной образовательной программе естественно – научной  направленности «Наукоград» (Я – исследователь) организуются на базе МАДОУ д/с «Улыбка». В  детском саду оснащена лаборатория опытно-экспериментальной деятельности, для которой  выделено отдельное помещение и оборудование:  

№ Материал Кол-во (шт.)  1 Модуль «Температура» 1  2 Модуль «Свет» 1  3 Модуль «Электричество» 1  4 Модуль «Кислотность» 1  5 Модуль «Магнитное поле» 1  6 Модуль «Пульс» 1

7

Модуль «Сила»

1

18  

8 Модуль «Звук» 1  9 Интерактивная доска 1  10 Ноутбук 1  11 Столы для детей 5  12 Стулья для детей 10  

13 Стол экспериментальный 1  14 Стойка для цифровой лаборатории 1  

13

Контейнер с дополнительными предметами

1

Каждый модуль содержит датчик «Божья коровка», набор вспомогательных предметов для  измерений, брошюру с методическими рекомендациями по проведению занятий.  Используются и дополнительные методические материалы и средства обучения, не  входящие в комплект модулей:  

- для измерения температуры: свеча, настольная лампа с лампой накаливания, кубики льда,  одноразовые стаканчики, мороженое, ватные диски;  

- для измерения силы: небольшой игрушечный автомобиль;  

- для измерения магнитного поля: пластмассовая или мягкая игрушка, различные магниты  (магнитные буквы, магниты на холодильник), пластиковые стаканчики, скрепки;  - для измерения света: надувной мяч «Глобус», модель солнечной системы, глобус,  фонарики;  

- для измерения звука: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки;  фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха человека;  - для изучения темы «Электричество»: яблоко, клубень картофеля, ёмкость с солёной  водой, б/у батарейки;  

- для изучения темы «Кислотность»: ёмкость для промывки датчика, сок, вода,  газированная вода.  

Информационное обеспечение:  

1. Флеш-носитель «Наураша в стране Наурандии» с сопутствующей компьютерной  программой.  

2. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших  школьников. Методическое руководство для педагогов/Шутяева Е.А.- М.: Издательство  Ювента,2015  

3. Электронный образовательный ресурс (ЭОР).  

Список литературы:  

Основная литература:  

1. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных  группах»/ сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.  – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).  

2. «Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред.  И. В. Руденко». – Тольятти, 2015. – 87 с.  

3. Шутяева, Е. А. «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и  младших школьников. Методическое руководство для педагогов»/ Е. А. Шутяева. – М.:  издательство «Ювента», 2015. – 76 с.: ил.  

4. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»  Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова – Санкт-Петербург 2008 г.  

5. Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г.  6. «Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении  дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и  «Интернет – Гномик» (i-Gnom.ru).

19  

Использованные интернет-ресурсы:

http://org.naurasha.ru/- описание лаборатории «Наураша в стране Наурандии»;  https://infourok.ru/- презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша»;  vagayobr.ru- буклет «Наураша в стране Наурандии».  

http://nsportal.ru/- опыт работы, методическая разработка по окружающему миру по теме:  «Наураша в стране Наурандии»;

20  

Приложение 1  

Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов освоения  дополнительной образовательной программы «Цифровая лаборатория «Наураша»  

Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май) с использованием следующих методов  оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их опытно – исследовательской деятельности,  несложные эксперименты (в виде проведения опытов, предложенных небольших заданий),  беседы.  

В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно  отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с  каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.  

Мониторинг освоения Программы:  

 мониторинг сохранности состава группы воспитанников, занимающихся по данной  программе, и вовлеченных в деятельность;  

 наблюдение за познавательной активностью воспитанников во время совместной  деятельности;  

 контроль выполнения самостоятельных творческих заданий,  

 заполнение альбома экспериментатора.  

Методика разработана для экспериментальной оценки уровня развития исследовательских  способностей воспитанников.  

Диагностическая карта. 

Фамилия, имя Критерии Общая  п/п

сумма  

Способность балов

работать с  информацией

Способность к  обработке  

полученных  данных

Способность к презентации  и практическому  применению результатов  исследования

1.1 1.2 2.1 2.2 3.1 3.2  

1.  

2.  

Итоговые баллы  

по каждому критерию:

 

Критерии:

1. Способность работать с информацией:

1.1. Видеть проблемы и ставить вопросы; выдвигать гипотезы.  

1.2. Наблюдать; проводить эксперименты.  

2. Способность к обработке полученных данных:

2.1. Ассоциировать и дифференцировать факты.  

 2.2. Интерпретировать данные, делать умозаключения и выводы; формулировать суждения.  3. Способность к презентации и практическому применению результатов исследования:  3.1. Оценивать идеи.  

3.2. Излагать результаты исследований; объяснять, доказывать.  

Инструкция:

21  

Оценка по каждому критерию ставиться по методу полярных баллов. По горизонтали  высчитывается средний балл, по вертикали можно вычислить среднюю оценку группы по  каждому параметру.  

Каждую характеристику надо оценивать по пятибалльной шкале 5 – оцениваемое свойство  развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении.   4 – свойство заметно выраженно, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему  проявляется очень редко;  

 3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки,  в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;  

 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное  оцениваемому;  

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно  фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;  

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

22  

6. Делаем мыльные пузыри Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных  пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Материалы:  жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.  Описание. Медвежонок Миша приносит картинку «Девочка играет с мыльными пузырями». Дети  рассматривают картинку. Что делает девочка? Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их  изготовить? Что для этого нужно? 13 Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и  воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее,  дуют в петлю. Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки  жидкого мыла). Опускают петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в  петлю. Что происходит? Как получился мшьный пузырь? Почему мыльный пузырь получился  только из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается  в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь. • Игра «Какой  формы пузыри, какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож  получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности. 7.  Подушка из пены Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене  (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). Материалы: на подносе миска с  водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки,  различные предметы для проверки на плавучесть. Описание. Медвежонок Миша рассказывает,  что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет  узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену? Дети пипеткой  набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь  палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в  пену различные предметы. Что плавает ? Что тонет ? Все ли предметы одинаково держатся на  воде? Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть  предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)

23  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»...

Рабочая программа по дополнительному образованию Естественно-научного направления "Математические ступеньки" ( подготовительная группа)

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Математические ступеньки»Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального раз...