Статья "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья

Голубева Ирина Анатольевна

Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему. Самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях
и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности
и тем самым — развитию его творческого потенциала. Проблема развития творческого потенциала для детей дошкольного возраста предусматривает углубленное изучение и разработку возрастным особенностям детей методов диагностики и средств их развития, о чем раскрыто более подробно в моей статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_detey.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Голубева И.А.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы "Школа № 2055 имени Героев Советского Союза
Анатолия Живова и Юрия Костикова"

Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом
и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему. Самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях
и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции
и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности
и тем самым — развитию его творческого потенциала.

Проблема развития творческого потенциала для детей дошкольного возраста предусматривает углубленное изучение и разработку возрастным особенностям детей методов диагностики и средств их развития.

В процессе развития творческого потенциала в условиях дошкольной образовательной организации следует рассмотреть следующие задачи:

1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развития ее способностей, реализации творческого потенциала посредством освоения способов познания и регуляции собственного состояния.

2. Способствовать развитию у дошкольников целевых ориентиров как
социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

3. Разработать и апробировать методическое обеспечение процесса диагностики, развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста

4. Внедрить алгоритм организации преемственности развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста в образовательный процесс в условиях принятия педагогами и воспитателями возрастных групп общих целей, использования единых инструментариев.

Основное внимание целесообразно обратить на создание программ
в дошкольной образовательной организации индивидуального развития детей.

Составление индивидуальных программ развития детей осуществляется путем анализа результатов диагностики уровня физического, психического развития детей и продвижения детей в освоении программы. Педагогическая диагностика осуществляется посредством диагностических заданий.

Анализ полученных результатов позволяет педагогическому коллективу выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.            
           В том числе, проведение и использование в практике результатов диагностики дает возможности педагогам работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности и различным видам развивающих занятий.

В качестве примера можно отметить, что для развития познавательной деятельности, творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста используются следующие виды работ: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, начиная со 2-й младшей группы, дети не только слушают произведения, но и составляют свои рассказы с опорой на заместители, которые могут придумать сами или по рекомендации педагога.

 Прочитав сказку, рассмотрев иллюстрации к ней вместе с детьми, взрослый может раздать атрибуты, соответствующие персонажам, и разыграть сказку. Ребенок должен постараться передать характер героя, его отношение к другим.

По окончании игры-драматизации педагог предложит детям оценить игру актеров.                           Можно привести еще несколько вариантов заданий: прочитать детям сказку, опустив при этом окончание и попросить их додумать его самим; предложить выбрать подходящую к данному произведению схему из предложенных вариантов
и составить пересказ с опорой на схему; найти сходства между заместителями и героями.

В 4 года задания усложняются — дети вполне могут нарисовать героев и средствами цвета передать свое отношение к ним и к произведению в целом (лиса — рыжая,
Баба Яга — черная).

Проявление и развитие творческих способностей наблюдается также и на занятиях по конструированию: ребенок строит под впечатлением от прослушивания музыкальных произведений, выбор деталей для постройки осуществляет самостоятельно; конструирование по сказке: после выполнения постройки ребенок рассказывает, какой эпизод сказки ему удалось отобразить; конструирование по готовой схеме или образцу постройки; конструирование в микрогруппах: дети учатся сотрудничать друг с другом и действовать согласно собственному замыслу, учитывая пожелания каждого участника группы. На занятиях по рисованию детям предлагаются для работы различные средства: кисти, ватные палочки, поролон, цветные и простые карандаши и др. Используя тот или иной цвет в своей работе, ребенок может выражать свое настроение.

Занятия аппликацией также способствуют развитию творческих способностей.

Для работы детям предлагается различный материал (бумага, сухие листья, семена растений, фетр и др.), ребята могут работать по собственному замыслу, для декорирования работ предлагаем дополнительные элементы.

На занятиях по лепке для развития детского творчества предлагаем следующее: лепка по собственному замыслу; лепка на форме; предлагается, к примеру, различный материал (глина, пластилин, тесто); используется техника «пластилинография».

Также в возрастных группах к примеру, организовать уголки творчества, где ребенок сам выбирает, с каким материалом он хочет поработать, чтобы воплотить задуманное.
Дети в свободное время и на занятиях с воспитателем могут совершать маленькие открытия, делать свои выводы (аппликации: «Салфеточки для фигурок-человечков», «Башня», «Елочка», «Кроватки», «Радуга», «Орнамент»; экспериментирование «Окраска воды»; рисование «Три воздушных шарика», «Пирамидка», игра «Магазин» и т. д.).  

Обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях  способствует не только реализации основного содержания, направленного на обеспечение стандарта дошкольного образования, но и на дополнительное образование.

С учетом изложенного, считаю необходимым отметить и то, что педагоги должны творчески подходить к выбору вариативных программ и технологий, направляя свои усилия на наиболее полную реализацию намеченных задач, на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего развитие ребенка, пытаться объективно оценивать свою деятельность, учатся находить творческие приемы в работе коллег и адаптировать их опыт, преобразуя предметно-развивающую образовательную среду, осваивать инновационные педагогические технологии, стремятся к созданию в дошкольной образовательной организации единого пространства общения детей, родителей и педагогов.

Литература:

1. Морозова И. С., «Дошкольное детство: становление личности», сборник научных статей под ред. Морозовой И.С., Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015.  – 28 с.

2.  Морозова И.С., Григорьева О.Ф., «Возрастно-психологические
и организационно-методические детерминанты развития дошкольников», сборник научных статей под ред. Морозовой И.С., Григорьевой О.Ф., Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. — 38–47 с.

3. Морозова И.С., Григорьева О.Ф., «Программа развития интеллектуальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности организации», учебно-методическое пособие, Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. – 43 – 46 с.

4. Мухина В.С., «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с различным уровнем проявления одаренности в условиях учреждения дошкольного образования», учебно-методический комплект: в четырех частях, часть 3, Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. — 67 с.

5. Абрамова Я. А., Соловьева Ю. А., Ухинова Л. Н. «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации», Краснодар: Новация, 2018. - 15-17 с.

6. Абрамова Я. А., Соловьева Ю. А., Ухинова Л. Н., «Образование: прошлое, настоящее и будущее», материалы IV Междунар. науч. конф., г. Краснодар, февраль 2018 г.. — Краснодар: Новация, 2018. — 29-41 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...

Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста» за 2014-15 г.г.воспитателя ГУЦАЛО Е.Н.

Творческий отчёт по самообразованию на тему  «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста»...

Развитие творческого мышления и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чт...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...