Особенности ТРИЗ - технологии в различных формах работы с детьми.
статья

Филиппова Анастасия Сергеевна

СТАТЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_triz_tehnologii.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности ТРИЗ - технологии в различных формах работы с детьми.

Ознакомление с методами ТРИЗ развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности дошкольников в разных видах деятельности: развитии речи, математике, изобразительной, театральной, игровой деятельностях, экологическом воспитании.

Работа  по  формированию  у  детей  творческих  способностей  в изобразительной деятельности представляет систему творческих заданий. Их использование позволяет решить целый спектр задач, как в рамках обучения ИЗО (формирование системы специальных знаний о гармонии, перспективе, стилях,  жанрах  большого  искусства),  так  и  связанных  с  формированием умений  работать  с  проблемами,  решать  творческие  задачи.  Отдельные задания  и  упражнения  могут  вводиться  в  другие  занятия,  не  связанные  с изобразительной деятельностью, вводятся в свободное время как игра. Исходя  из  положения,  что  творчество  дошкольника  базируется  на преобразовании  свойств/значений  признаков  объекта  возможно  создание фантастических  объектов  в  стиле  сюрреализма  на  основе  метода Морфологического  анализа.  Дети  с  удовольствием  экспериментируют  над  знакомыми  героями сказок  и  придумывают  новые  образы,  придают  им  несвойственные  черты характера (исправляют плохое, вредное) и передают это в сюжетном рисунке, коллаже  юмористического  характера.  

Большое значение в развитии воображения и мышления дошкольников играет  освоение  Типовых  приемов  фантазирования.  Можно изменить  весь  объект,  его  части,  свойства, место нахождения.

Одним  из  основных  показателей  уровня  развития  интеллектуальных способностей  дошкольника  можно  считать  богатство  его  речи.  Методы ТРИЗ-технологии  позволили  создать  популярные  в  дошкольной практике  методики  по  формированию  речевых  навыков  дошкольников, которые  наилучшим  образом (быстро  и качественно)  позволяют  педагогам решать  проблемы  речевого  развития.  Основной  формой  обучения  является система творческих заданий, реализация которых

  1. Позволяет  гарантированно  научить  детей 3-7  лет  создавать образные характеристики объектов (сравнения, загадки и метафоры);
  2. Развивает  у  воспитанников  способность  к  созданию рифмованных текстов;
  3. Обеспечивает обучение детей составлению рассказов по картине 2-х типов: реалистического и фантастического;
  4. Формирует  читательские  навыки  у  дошкольников:  умение представить,  вообразить  словесные  картины  событий,  действия, внешность  героев,  их  поступки,  понять  взаимоотношения; производить анализ  прочитанного;  при  этом  обеспечивает  эмоциональный  отклик  на произведение  на  протяжении  всего  периода  изучения  литературного произведения;
  5. Развивает способность составлять сказки различных типов.

Работа  по  обучению  детей  образной  речи  должна  начинаться  с

обучения  созданию  сравнений (первый  этап).  В  младшем  возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и т. д. На 5-ом году жизни усложняем задачу: в составляемой  фразе  не  произносится  признак,  а  остается  только  его значение (одуванчики желтые,  как цыплята). Далее  ребята  учатся  делать сравнения  с  другими  объектами  без  помощи  взрослого  по  выбранному самостоятельно признаку.

Затем  отрабатывается  умение  составлять  загадки (второй  этап). Работа в  этом направлении начинается с 3,5 лет.  

На  заключительном  этапе  дети 6  лет  вполне  справляются  с составлением  метафор  на  полуактивном  уровне,  т.е.  в  сотворчестве  с педагогом (третий этап).  

Методы ТРИЗ можно успешно использовать в экологическом воспитании дошкольников. Лучше всего начать работу с детьми по данному направлению с системного подхода к окружающему миру. «Модель окружающего мира» позволяет детям наглядно увидеть связь природном и рукотворном миром.

Значками-символами обозначены объединения явлений и предметов. Так, раскрытая ладонь – символ рукотворного мира, а елка, коза, гриб – символ природного мира. Радуга, облако, месяц, солнце, дождь, снег – символ неживого мира природы или явления природы.

На раскрытой ладони есть символы транспорта – воздушного, водного. Торт является символом всего съедобного в рукотворном мире вещей и обозначает продукты, которые в свою очередь делятся на мясные, молочные, мучные изделия и сладости. На символе раскрытой ладони также использованы значки, отражающие объединения вещей в группы. Это посуда, одежда, игрушки, жилища, школьные принадлежности, мебель, электроприборы и т.д.

Мир природы также обозначен символами. Елка – деревья, колокольчик – цветы, земляника – ягоды, стрекоза – насекомые, коза – животные, ласточка – цветы, рыба – жители воды.

Так, в свободной обстановке игры дети усваивают элементарную символику окружающей действительности, что позволяет им систематизировать знания об окружающем мире и понять, что человек не может существовать отдельно от природы. Если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.

Театральная деятельность. На каждом занятии дети знакомятся с методом эмпатии. Учатся эмоционально, естественно изображать предметы живой и неживой природы на языке пальцев, языке рук и движений, мимики, взгляда. Умение ставить себя на место любого предмета помогут решать творческие задачи.

Детские изобретения. Продуктивность фантазирования, направленная на создание нового в виде рисунка, сказки или игры, изобретения. Виды изобретений: изобретения мечты, изобретения на противоречии, изобретения по принципу хорошо-плохо, изобретения по условиям: отсутствие элемента подсистемы, элементов надсистемы, на разрешения ряда противоречий. Этот раздел самый интересный, где ярко видны склонности каждого ребенка.

Методы ТРИЗ в решении нравственных проблем

Методом эмпатии формируются положительные черты характера детей: сострадание к живым объектам — животным, растениям; человеколюбие, доброта. Умение поставить себя на место другого человека, предмета предупреждает от отрицательных поступков, дел.

ММЧ. Драматизация-моделирование маленькими человечками предметов, задач помогает понять, что происходит внутри вещей (систем). Ребенок в движении переживает разные ситуации, испытывает разные чувства.

Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ). Слушая рассказы о жизни великих путешественников, увлеченных делом людей, дети подражают положительным примерам поступков людей, формируется идеалы. По теме "ЖСТЛ" проводятся игры на экстремальные бытовые ситуации, где ребята должны показать умение выделять главное из данной ситуации и принимать быстрые, сильные решения. Кроме того детей знакомят с качествами творческой личности. Эти качества формируются через всю методику обучения методам.

Таким образом, последовательная система изучения тем, методов по ТРИЗ в сочетании с последовательным формированием познавательных и креативных способностей дошкольников решает актуальные и современные проблемы будущего развития человека с сильным, организованным мышлением, мировоззрением создателя и хранителя планеты Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Здоровьесберегающие технологии в организационных формах работы с детьми"

            Данный проект направлен на использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. В проекте также предложена своя технология ознакомления дете...

Консультация для педагогов "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к физической культуре через различные формы работы с детьми"

Физическое воспитание и его задачи в  младшем  дошкольном  возрасте. Роль подвижной игры в развитии основных движений. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннег...

ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста

ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов Различные формы работы с детьми по ПДД

   С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно­-транспортных происшествий. Особую тревогу выз...

Круглый стол с педагогами "ТРИЗ технология-системный оператор в работе с детьми"

Круглый стол с педагогами «ТРИЗ технология-системный оператор в работе с детьми" в МБДОУ "Детский сад "Тополек"...