Доклад на тему: «Мелкая моторика рук».
материал

Мухаметзянова Мадина Есмуратовна

Доклад «Мелкая моторика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Мелкая моторика»

С помощью пальчиков малыш начинает осваивать новый мир. В них содержится огромное количество нервных окончаний, которые отвечают за слаженное функционирование всех систем организма. Благодаря активной работе этих систем закладываются основы развития речи и слуха, памяти, способности к обучению, формируется система сенсорного восприятия мира и т. д. Задача родителей в этот период его развития помогать ему с помощью игр и регулярной стимуляции, потому что сам ребенок не в состоянии самостоятельно производить достаточное количество движений.

В это время начинают пальчиковые игры. Эти игры дети обожают, с удовольствием делают все, что им показывают родители. В ходе игры малыши уже делают робкие попытки скопировать движения взрослых. В это время закладываются основы ориентации в пространстве, понятия «вправо» и «влево», а также «внизу» и «вверху».

Для пальчиковых игр используются короткие и ритмичные стишки, которые очень легко запоминаются. Это будет также способствовать раннему и правильному развитию речи ребенка.

Развитие мелкой моторики до года имеет настолько важное значение, что в помощь родителям разработана масса дидактического материала, специальных игр и т. д. В магазинах продаются всевозможные игрушки-лабиринты, конструкторы с крупными деталями, которые стимулируя окончания мальчиков, развивают мышление и воображение, также специальные пазлы и раскраски для детей этого возраста.

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Моторика – это совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика) .

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.. Ученые давно пришли к выводу о тесной связи руки и речи. Развитие движений руки способствует развитию речи. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем:

- во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

-во-вторых, улучшают развитие речи детей,

-в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например "Сорока", не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Поэтому в своей работе с детьми необходимо использовать несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить детям следующие задания:

- Массаж — в классическом массаже используют четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

- Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Много игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "справа", "слева", "вверх", "вниз" и тому подобное. На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. В детском саду пальчиковую гимнастику и массаж полезно проводить перед каждым занятием рисованием, после занятий, требующих напряжённой работы мелкой мускулатуры пальцев (вышивание, работа с мелкими предметами, лепка) .

- Игры со счетными палочками и спичками необходимы для того, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук и мышление. В процессе обучения можно усложнять игру, например, строить стороны домика из нескольких спичек или палочек, пристроить к домику трубу, забор, окна, ступеньки и так далее. Итак, день за днем ребенок освоит игры с палочками от простого к сложному, а так же разовьет фантазию и мышление.

- Интересна и увлекательна и работа с «колючими» мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

- Игры с бусами: вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых для письма.

В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т. п.) . Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.

- Лепка : Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.

-Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребенок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Используйте творческий подход, занимаясь с детьми. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что оно легкое, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей на тему: "Мелкая моторика в нервно-психическом развитии ребенка"

Знакомство родителей с различными способами укрепления мускулатуры рук ребенка...

Мастер - класс на тему "Мелкая моторика, как фактор речевого развития"

Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, поделиться наработками по данной теме....

Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....

Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: «Развитие моторики на дополнительных занятиях»

О том, что движение – это жизнь мы знаем уже давно, так вот моторика – это и есть движение. А если быть точным, это двигательная активность организма, необходимая для выполнения какой-нибу...

Доклад по развитию мелкой моторики у младшего дошкольного возраста

Доклад по развитию мелкой моторики у младшего дошкольного возраста с образцом развивающего пособия созданного своими руками....

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей»

Повышение знаний педагогов в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе...