Статья из опыта работы "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
статья (младшая группа)

Трофимова Альбина Александровна

Статья для педагогов, работающих в группах раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

(из опыта работы)

(воспитатель Трофимова А.А., МБДОУ «Детский сад № 162» г. Чебоксары)

Адаптация ребенка к детскому саду — это сложный период не только для ребенка, но и для родителей и нас воспитателей. Задача педагога , тщательно подготовиться к этому.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит  , что за воспитание детей несут ответственность родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Цель: период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, оказать помощь родителям.

Этим определяются основные задачи:

- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста, в период адаптации к детскому саду;

- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.. Второй год в группу раннего возраста мы набираем детей с 1г.6м. года. Количество детей группы раннего возраста было 23. В группе раннего возраста проводили различные мероприятия с привлечением родителей. Работу делили на несколько этапов.

Организационный

В июле  провели первое родительское собрание «Я иду  в детский сад», здесь мы знакомились с родителями будущих воспитанников. Провели экскурсию по  участку, по  группе.

С родителями  провели анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Выясняли, как можно больше о жизни ребенка (дома умеет ли есть сам? Как  засыпает, как  ребенок пользуется туалетом,  просыпается, о любимых игрушках, тип общения, уровень самостоятельности  в  самообслуживания и т. д.) Полученную информацию мы   учитывали в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

Совместно обсудили, что нужно сделать для согласования домашнего и  режимом садика. Познакомили родителей с режимом детского сада Если ребенок  тяжело общается со сверстниками или общается только с родителями, советовали родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников. И многие родители будущих воспитанников в течение лета приходили вместе со своими детьми на прогулку в детский сад. И мы воспитатели постепенно знакомились с детьми, наблюдали за ними. На основе этих данных определили степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям дали соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

С помощью анкетирования выявили отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад ««Давайте познакомимся».

Начали  прием детей в группу с июля  месяца  поэтапно. Дети поступали в детский сад постепенно. Основная масса детей пришла в сентябре. Родители уже заранее были получены  информацию о том, как лучше подготовить ребенка к дошкольному учреждению. Родители были положительно настроены и доверительно относились к нам и специалистам. А те малыши, которые летом приходили на прогулку с мамой в детский сад, с удовольствием и с меньшей тревожностью шли в группу.

Мы дружелюбно, ласково разговаривали с детьми (в обязательном присутствии мамы, помогали переодеться, показывали шкафчик.

Приглашали ребенка со своей игрушкой, и вместе с мамой пройти в группу. Мы убеждали маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе, т. к. в присутствии мамы ребенок чувствует себя защищенным. Знакомили малыша с игрушками, старались вовлечь в игры. Затем просили маму, предупредив ребенка, отлучиться на некоторое время (побыть в приемной, и непременно вернуться. Этим самым показать ребенку, что его не обманули, и он может доверять нам.

С каждым днем увеличивали время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро приветливо и дружелюбно встречали малыша. Говорили ему, что его ждут игрушки и другие дети.

Во время режимных моментов учитывали индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом в кровати игрушка. Во время засыпания ласкали ребенка, садились с ним рядом. Так ребенок больше привыкал к нам.

Чем быстрее ребенок почувствует доверие к нам, установит контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

Во время пребывания детей в ДОУ наблюдаем за их поведением.

Данные наблюдения фиксировали в индивидуальных листах адаптации. По итогам были составлены таблицы, в которых были зафиксированы данные на каждого ребенка по всем периодам адаптации, т. е. на 1, 2, 3, 4, 8.

Использовали такие методы работы с детьми.

• создали положительные установки на предстоящие режимные процессы – чтение потешек во время умывания одевания, приема пищи, засыпание с любимой мягкой игрушкой;

• проводили развивающие игры;  подвижные, релаксационные, пальчиковые игры Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми  разнообразными материалами: водой, песком,  бумагой .Они способствуют развитию сенсорной системы: вкуса, обоняния, зрения, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

• рассказывали сказки с показом настольного театра.

• Проводили консультации для родителей на тему «Стили семейного воспитания»;

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»;

• Беседовали с родителями об адаптации ребенка к ДОУ.

В группе созданы такие формы взаимодействия родителями как: игротека – совместная вместе с ребенком игра.

Итоговый

Были побально оценены следующие критерии:

- сон;

- аппетит;

- здоровье;

- эмоциональное состояние детей;

- социальные контакты.

На всех этапах велась активная  работа с родителями по вопросам адаптации: наглядно –консультативный материал: журналы,буклеты, стенды; фотовыставки; информационные стенды.

В заключение всей работы провели собрание с родителями на тему: «Наши достижения» (родители проговорили положительные и отрицательные результаты во время адаптации ребенка к ДОУ). С помощью анкетирования проверили удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации.

Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, он играет увлеченно  с игрушками, доброжелательно относится к нам  и детям группы, спокойно  расстается утром с родителями, встречая их вечером с настроением.

В итоге на 19 ноября  2019г. В группе 14 мальчиков и 9 девочек. Из них,  72% соответствуют высокому уровню адаптации. Дети играют,  обычно веселые, подвижные, спокойно засыпают, кушают до насыщения. 28%  соответствуют среднему уровню адаптации. Некоторые дети бывают плаксивые,  избирательны в еде, долго засыпают. Детей с тяжелым  уровнем адаптации нет.

Итак,  родителями  была проделана большая работа,  как по плану, так и ежедневная работа, повышалась педагогическая компетентность родителей.

Только при взаимодействии воспитателя с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»....

Статья по теме "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждению"

Данная статья разработана в помощь родителям, а так же педагогам дошкольного образовательного учреждения.В статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкол...

Статья на тему :"Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Введение.Задачи:1. Определить сущность понятия "адаптация"2. Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольно...

Статья на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Представленный материал содержит информацию об основных особенностях адаптационного периода в ДОУ...

Статья на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Статья содержит некоторые аспекты адаптации детей к условиям детского сада и содержит рекомендации для родителей....

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адап...

Статья на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями....