Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Путешествие с Кикиморой по Сестрорецкому болоту»
проект (подготовительная группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

Цель: Содействовать формированию познавательного интереса к заказнику Сестрорецкое болото, как к уникальному природному феномену на СПб

 

Программные задачи:

- формировать представления старших дошкольников о Сестрорецком болоте как о природном сообществе, об его ресурсах и значении для человека;

- познакомить с особенностями природного ландшафта — болото;

- расширить знания детей о растениях на болоте;

- закрепить знания правил поведения в заповедных природных объектах;

- воспитывать бережное отношение к болоту, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_s_kikimoroy_po_sestroretskomu_bolotu.docx886.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Путешествие с Кикиморой по Сестрорецкому болоту»

Педагог: Боброва И. Ю., воспитатель

Цель: Содействовать формированию познавательного интереса к заказнику Сестрорецкое болото, как к уникальному природному феномену на СПб

Программные задачи:

- формировать представления старших дошкольников о Сестрорецком болоте как о природном сообществе, об его ресурсах и значении для человека;

- познакомить с особенностями природного ландшафта — болото; 

- расширить знания детей о растениях на болоте;

- закрепить знания правил поведения в заповедных природных объектах;

- воспитывать бережное отношение к болоту, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Оборудование: иллюстрацию Сестрорецкого болота и кикиморы, водяной, мох, торф, клюква, морошка, голубика, брусника, лось, олень, бурый медведь, тетерев, рябчик, глухарь, куропатка

Предварительная работа:

Просмотр мультфильмов: Детская видео энциклопедия «Лукоморье» (болото), Шишкин лес – география (выпуск 23), «Аркадий Паровозов спешит на помощь на помощь» («Почему опасно собирать клюкву на болоте»)

Чтение художественной литературы: А. Тамбиев «Кто на болоте живёт?», Ю. И. Коваль «Морошка», Лидия Дунай «Всяк кулик своё болото хвалит», Николай Соловьёв – Несмелов «Сестрица – цапля да братец кулик» М. Е. Аспиз «Чудо листья» (глава «Живые ловушки»), В. Бианки «Хищный цветок»

Ход:

Воспитатель:

Вот зелёные полянки —
Настоящие обманки:

Здесь осока, кочки, мхи,

Сырое место для ноги.

Наступил на середину —
И провалишься в трясину.

Вышли цапли на охоту,               
Ходят гордо по … (болоту). 


- Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Кикиморы болотной:

«Дорогие ребята! Я Кикимора болотная. Живу в Сестрорецком болоте. Люблю наряжаться в меха из мхов и вплетать в волосы лесные и болотные растения. Людям показываюсь редко, только кричу из болота громким голосом.  Моё болото - самый большой заказник в СПб.  Помогите мне узнать: «Зачем люди моё болото охраняют?   Зачем на болоте проложили экологическую тропу для детей и взрослых? Какая польза от болот?»

- Отгадайте загадку и узнайте, на чём мы поедем в гости к кикиморе болотной:

Мимо рощи,
Мимо яра
Мчит без дыма,

Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? — Электричка.

Подвижная игра «Пассажиры-билетики»

Образуется два круга: внешний и внутренний, с одинаковым количеством игроков. Один ребёнок из внутреннего круга и один из внешнего образуют пару (каждый должен запомнить своего партнёра). Внутренний круг – “пассажиры”, внешний “билетики”. Ведущий говорит слова:

У-ууу! Гудок от электрички
Ветер с шумом подхватил,
И колёса по привычке
Та-та-та, что было сил!
Люди, станция, перрон
Проплывают за окном —
Всё мельком,

мельком,
мельком…
В такт качается вагон,
Навевая сладкий сон.

Появился контролёр

(Тамара Второва)

Пассажиры бегут по часовой стрелке, а билетики - против.

После слов ведущего «Появился контролёр!». Все билетики должны остановиться на месте, а пассажиры должны будут встать впереди своих билетиков. Ведущий в это время пытается занять место какого-нибудь пассажира. Пассажир без места становится ведущим. В конце игры ведущий говорит: «Станция Белоостров», и все дети садятся возле ковралина.

На ковролин прикрепляют иллюстрацию Сестрорецкого болота и кикиморы.

Загадка от Кикиморы: «Я – болотное растение, конопатят мною стены». (Мох) 

На ковролин прикрепляют иллюстрацию мха.

Рассказ Кикиморы: «На моём болоте растёт мох сфангум, у него нет корней и никогда не образуются цветки, плоды и семена. Размножается он спорами. У сфагнума длинный стебелек и много боковых веточек. В засушливое лето сфагнум теряет воду, но не погибает, а белеет. Его ещё называют белый мох. Как влаги становится много, мох снова становится ярким. Он может быть зелёный, жёлтый, розовый, красный. Нижняя частьи сфангового мха постепенно превращается в торф, а верхушки продолжают нарастать. На Сестрорецком болоте встречается 26 видов сфанговых мхов.  

Польза болот: Мох углекислый газ поглощает, в кислород его превращает.

 Кикимора: В переводе с греческого языка сфагнус – это губка.

Вот вам губки, лупы и вода,

Опыт проведёте без труда.

Опыт с губкой

На столе перед вами лежит губка. Нажмите на неё и отпустите. Что произошло? Почему? Губка упругая, мягкая, поэтому после надавливания принимает прежнюю форму. Посмотрите на неё внимательно через лупу. Из чего она состоит? ( из большого количества пор). Давайте попробуем на губку налить воды и понаблюдаем что с ней происходит. Куда делась вода? Она впиталась. Мох поступает точно также, впитывает клетками воду и удерживает её.

Польза болот: Болото воду сохраняет и ручейками в реки и озёра стекает

Загадка от Кикиморы: «Росли на болоте растения, а теперь это топливо и удобрение» (торф)

На ковролин прикрепляют иллюстрацию торф.

 Рассказ Кикиморы: «Как же образуется торф на моём болоте? Нижние концы стеблей сфангового мха постепенно отмирают и ложатся слоями. Они медленно гниют, так как в болотной воде мало кислорода. Полностью они не сгнивают, потому что в сфагнуме содержится дезинфицирующее вещество.  В год на Сестрорецком болоте откладывается торфа от полмиллиметра до двух миллиметров. Сейчас залежи торфа достигают шесть с половиной метров».

Вот вам линейка и рулетка,

Их берите,

На шкалу смотрите,

Сколько торфа в моём болоте – укажите.

Я вам торф прислала,

Его возьмите и опыты с ним проводите.

Опыты с торфом

Определить цвет сухого и сырого торфа. В чем различие? Можно ли его отломить?

Какой он? (непрозрачный, хрупкий, рыхлый, непрочный, лёгкий)

Рассмотреть кусочек сухого торфа под лупой. Из чего он состоит? Что можно увидеть под лупой? (состоит из остатков растений)

Сколько торф может впитать в себя воды? (торф влагоёмкий)

Кусочек сухого торфа бросить в стакан с водой. Тонет ли торф? Почему не тонет? (торф легче воды, поэтому плавает на поверхности.)

Может ли торф чистить воду?

Вывод: торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений. Торф легкий, он легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Торф чистит воду.

Польза болот: Осадки через растения и торф проходили, от вредных веществ, микробов и пыли, воду в чистую превратили.

Кикимора:

Вот вам карточки, друзья,

Поиграть пришла пора.

Карточки берите,

В сторону отходите.

На них посмотрите.

По команде шепотом

Их называйте,

Со своей парочкой,

Ко мне прибегайте.

Игра «Найди пару». Детям раздаются карточки по теме «Применение торфа в жизни человека». Они ходят между детьми и шёпотом произносят название своей карточки. Их задача найти ребёнка с такой же карточкой. Двое детей подходят к педагогу и показывают парные карточки.

удобрение

топливо

Лечебные ванны

утеплитель

Торфяные горшки

дёготь

Подстилка для животных

газ

кислота

Кикимора: «На бедных болотистых почвах растениям не хватает питательных веществ, поэтому у меня на Сестрорецком болоте растут растения – хищники. Вы загадки мои отгадайте, какие растения хищники растут, узнайте.»

Растение насекомоядное,
А по названию очень приятное,
Сама недотрога,
У неё ладошек много.

Сядет на ладошку муха, комар или мошка.
Свернётся в трубочку ладошка
И пропала Мошка! (Росянка)

Рассказ Кикиморы: «Росянка – многолетняя трава и насекомоядное растение. Почему же росянка превратилась в растение-хищника? Потому что на бедных болотистых почвах ей не хватает питательных веществ.  Насекомые быстрые и подвижные, как же им может угрожать это растение?  На листочках у неё красные волоски, покрытые капельками липкого и клейкого сока. На солнце капельки блестят, как роса. Поэтому её так и назвали – росянка. Сядет на листок жучок или комар и приклеится. Склоняются к нему другие волоски и капают своим соком. Листок сжимается, а его клейкие волоски высасывают из насекомого все соки. Ест она насекомое несколько дней, а потом листок снова расправляется. Поэтому-то цветы росянки расположены выше листьев, чтобы насекомые-опылители не касались опасных ресничек и не попались в ловушку. Трава росянки, собранная в период цветения, применяется для изготовления настоек, с помощью которых лечат кашель».

В царстве торфяных болот
Непростой цветок растёт:
У него липкий пузырь с шипами,

И есть дверца с волосками.

Рачки, блохи и мальки,

В мою ловушку попади (Пузырчатка)

Рассказ Кикиморы: «Другую ловушку придумала пузырчатка, назвали это растение за липкие зеленые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья. Все листья у растения в воде, корней нет, а над поверхностью поднимается лишь тонкий стебелек с желтыми цветками. Пузырьки нужны растению для охоты, а охотится эта травка на водяных жителей: маленьких рачков, водяных блох, инфузорий. У каждого пузырька есть клапан - дверца. Стоит к ней прикоснуться, как клапан открывается внутрь и засасывает добычу. Клапан закрывается, и добыча уже не может сбежать из ловчего пузырька хищного растения, которому остаётся лишь переварить еду. Свежие измельченные листья этого растения рекомендуется применять при ожогах, а также использовать в качестве ранозаживляющего средства».

Кикимора: «В подвижную игру играйте, к росянке не попадайте»

Подвижная игра «Не попадись!». На полу чертится круг или кладется шнур в форме круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается считалкой водящий.

Много на цветке росинок,
Липких капелек-слезинок.
Как завязнет в них жучок,
Так закроется цветок.

Эти капельки - приманка,
Так охотится росянка (В. Пузырёв)

1,2,3 – росянкой будешь ты!

Ведущий становиться внутри круга в любом месте. Остальные дети летают за кругом Ведущий говорит слова:

Кто хочет водицы отведать.
Спешите ко мне за росой.

Я, кстати, не прочь пообедать,
Комариком, мухой, осой!" (В. Лактионов)

На окончание слов дети прыгают в круг и выпрыгивают обратно. Водящий в кругу стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего играющие возвращаются за линию. Тот, до кого дотронулся водящий приседает и остаётся в кругу.

Кикимора:

Я суп себе варила,

Ядовитых болотных растений туда накрошила,

Супчик вышел то, что надо:

Целых двадцать литров яда.

Разрезные картинки берите,

Ядовитые растения (белокрыльник и дурман) сложите

Дети складывают белокрыльник болотный и дурман

Кикимора:

Белокрыльник и дурман,

В рот тащить не надо.

Голова закружится,

Заболит живот,

И от отравления

Доктор не спасёт.

На ковролине возле этих растений повесить запрещающий знак.

Кикимора:

С вами буду я играть,

И немного колдовать,

Вы глаза закрывайте,

Какое растение исчезло, узнавайте.

Хвощ приречный

Яснотка пурпурная (Lamium purpureum), типовой вид рода Яснотка. Общий вид группы цветущих растений

пушица

хвощ

осока

подбел

яснотка

Кикимора:

Много я вам ещё не рассказала,

Много я вам не показала.

Придётся встретиться ещё разок,

А мне пора уходить, дружок.

Литература:

Т. А. Шорыгина «Беседы о грибах, мхах и лишайниках»

Дошкольникам о природных сообществах: конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром/сост. Т. А. Литвинчик - Мозырь: «Содействие», 2010

Гуленкова М.А. Сергеева М.Н. «Растения болот»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ГЕРОИЗМ».

Формировать представление о героизме; воспитывать у детей эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в с...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира в средней группе "Путешествие в королевство опрятности"

Цель:Цель: Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию в игре. Закреплять и расширять знания об опрятности, воспитывать желание всегда быть чистым и аккуратным....

Конспект по Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме «Профессии».

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ. Конспект по Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме «Профессии»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование целостной картины мира в подготовительной группе по теме «Бал комнатных растений»

Развитие познавательного интереса у детей к природе и желания активно изучать природный мир комнатных растений.                        ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"...