Конспект по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Идём в поход»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

Цель: Способствовать формированию первичных представлений о туризме

 

Задачи: 

- углублять представление детей о туристах и видах туризма (пеший, велосипедный, лодочный, конный, велосипедный, автомобильный, мотоциклетный);

- расширять знания детей о том, что туристы берут с собой в поход и для чего эти вещи им нужны;

- научить детей складывать разные виды костров;

- закрепить правила поведения на природе (не ломать ветки для костра, тушить костёр, разжигать костёр на старом кострище);

- уточнять высказывания детей, помогать им более точно характе­ризовать ситуацию, учить высказывать предположения и де­лать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружа­ющих.

- воспитывать интерес к туризму и здоровому образу жизни;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Идём в поход»

Педагог: Боброва И. Ю., воспитатель

Цель: Способствовать формированию первичных представлений о туризме

Задачи: 

- углублять представление детей о туристах и видах туризма (пеший, велосипедный, лодочный, конный, велосипедный, автомобильный, мотоциклетный);

- расширять знания детей о том, что туристы берут с собой в поход и для чего эти вещи им нужны;

- научить детей складывать разные виды костров;

- закрепить правила поведения на природе (не ломать ветки для костра, тушить костёр, разжигать костёр на старом кострище);

- уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

- воспитывать интерес к туризму и здоровому образу жизни;

Ход:

«Подскажите словечко»

Он — «носитель» рюкзака,
В туристическом походе,
Посидеть у костерка

Очень любит на природе.
Хворост, прошлогодний лист
Бросит в свой костёр … (Турист)

«Маша и Медведь просматривали фотоальбом, где Медведь в детстве вместе со своим отцом ходил в поход. Маша, вдохновившись фотографиями, тоже захотела пойти в поход. Маша не знает, кто такие туристы, зачем они ходят в походы и что берут с собой в дорогу. Давайте ей поможем в этом разобраться».

- Кто такие туристы? (это люди, которые очень любят путешествовать, ходить в туристические походы)

- Где они путешествуют?  (это путешествия по своей стране или в другие страны)

- Что такое поход? (Поход – это способ передвижения по маршруту).

- Какие походы бывают?

Игра «Если…»

Если туристы передвигаются в походе по маршруту пешком – это… пеший туризм;

Если туристы идут в поход в горы – это … горный туризм;

Если туристы передвигаются в походе по маршруту на лодках, катамаранах, байдарках, катерах – это … водный туризм;

Если туристы передвигаются в походе по маршруту на лыжах – это … лыжный туризм

Если туристы передвигаются в походе по маршруту на автомобилях – это …автомобильный туризм;

Если туристы передвигаются в походе по маршруту на велосипедах – это велосипедный туризм;

Если туристы передвигаются в походе по маршруту на мотоциклах - это мотоциклетный туризм

Если туристы передвигаются в походе по маршруту на конях – это конный туризм

Игра «Виды туризма» Детям раздаются карточки с изображением того или иного вида туризма. У педагога – иллюстрации с различным туристским снаряжением. Показывая их детям по одной, воспитатель предлагает отыскать у себя карточку с соответствующим видом туризма. Например, лодка с веслом – водный туризм, каска, – горный и т.д.

Подвижная игра «Идём в поход». Дети по сигналу   изображают виды походов:

пеший поход – идут друг за другом, держат лямки рюкзака,

горный поход - поднимают правую руку, как – будто держатся за верёвку и левую ногу,

водный поход – садятся на пол и гребут вёслами или одним веслом,

лыжный поход – идут скользящим шагом, работают руками

автомобильный поход – крутят рули и ходят по группе

велосипедный поход – ложатся на пол на спину и крутят педали,

мотоциклетный поход – едут на мотоцикле,

конный поход – скачут лошадками

Отгадайте загадку:

Он с тобою и со мной

Шёл лесными стёжками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками. (Рюкзак)

Игра «Я возьму с собой в поход…» На столе у педагога стопка с карточками, дети переворачивают карточку и говорят: «Я возьму с собой в поход… палатку. Буду в ней спать»

Дети перечисляют состав вещей: палатка, спальный мешок, коврик, сидение туристическое, фонарик ручной и налобный, запасные батарейки , компас, часы, навигатор, аптечка, спички, зажигалки, туристический газовый баллон, сухое горючее, дождевик,  одежда, резиновые сапоги,  мыло, зубная щётка и паста, полотенце, туалетная бумага, расческа, зеркальце,  котелок,  продукты,  складной нож, половник, разделочная доска, топор, одноручная пила, продукты, фляжка, телефон и зарядный аккумулятор, карта, посуда (кружка, тарелка, столовые приборы), контейнеры, верёвка, спрей от насекомых, свисток, сапёрная лопатка, карандаш и бумагу.

ля чего туристы путешествуют и ходят в походы?

Походы на природу закаляют человека, развивают его физические качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость, помогают получить запас бодрости и хорошего настроения. Во время походов туристы знакомятся и любуются природой родного края, историческими и природными достопримечательностями, общаются с друзьями. Во время походов туристы организовывают интересные игры, соревнования, конкурсы, в лесу собирают грибы, ягоды, лекарственные травы.

Речь с движением. Дети идут по группе и произносят речёвку:

Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Нас вперед ведут…
Дороги!
Наш девиз:
«Всегда вперед!»
Эй, ребята!

Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, лодку и рюкзак!
Кто отстал?
Не отставай!
Кто устал?
Не унывай!
Кто идти захочет с нами -
Нашу песню запевай!

Всё пришли мы тут привал.

Дети садятся кружком:

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко

Что это? (Палатка)

- Что такое туристическая палатка? (Это домик турист)

- Для чего нужна палатка в походе туристу? Палатка используется туристами для сна, отдыха и укрытия от непогоды)

- Палатка из брезента, какая?

- Палатка из нейлона, какая?

- Палатка из полиэстера, какая?

- Зачем туристы накрывают палатку полиэтиленом? (Чтобы обезопасить палатку от дождя)

- Зачем туристы обкапывают палатку? (чтобы дождевая вода не намочила дно палатки)

У нас в группе есть двухместные (трёхместные, четырёхместные, шестиместные, десятиместные, 12-местные) палатки. Какое наименьшее количество палаток нужно взять в поход для нашей группы?

Чтобы это нам узнать,

В игру нам нужно поиграть.

Будем бегать и скакать,

Как дождь пойдет,

В двухместные (3,4,6,10,12),

Мы будем убегать.

Игра «Спрячься от дождя в палатку»

Выбирается считалкой ведущий:

Тучи, тучи, тучи, тучи,

В конном походе турист могучий,

Через тучи скачет он,

Кто не верит, выйди – вон.

 Он берёт бубен. Дети под удары бубна бегают, скачут, ходят по группе. Ведущий говорит: «С неба дождик вдруг полил, прячьтесь в палатки, чтобы не намочил». Дети встают по двое (3,4,6,10,12) и соединяют две руки вверх. Если детей нечётное количество, то оставшийся ребёнок встаёт один. Ведущий считает число палаток.

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Но с собой не понесешь. (Костер)

 - Для чего туристы могут использовать костёр? (костер для приготовления пищи, сигнальный костер, костер для обогрева и сушки одежды)

- Плохие туристы рубят сосновый и еловый бор - есть у каждого …(топор)

- Почему туристов, которые рубят бор, называют плохими?

- Почему не надо рубить растущие деревья на дрова?

-  Это вредит природе и зеленые ветки дают больше дыма, чем огня. В лесу нужно собирать сухие ветви и сухостой. Больше дают тепла березовые, ольховые, еловые или сосновые дрова. Рябина, черемуха, лиственница и осина дают мало тепла.

Игра «Сложи костёр из поленьев»

 

Костер развести — сложная штука,

Место найти, дрова принести.

Это целая наука —

Лучше с огнем не шути! 

- Что положим в костёр для растопки? (бересту, кусочки коры, щепки сухого дерева)

- Костер лучше разводить на старом кострище, обкопать и обложить его камнями, чтобы огонь не разошелся и не загорелся весь лес, а еще за костром нужно постоянно следить и, уходя, полностью потушить его водой, поэтому лучше если по близости есть какой-нибудь водоем: озеро, пруд, река. 

Из темницы сто сестер
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,

Головой об стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два —
Загорится голова.

Автор: Самуил Маршак

Проблемная ситуация «Куда спрячем спички во время дождя?»

У педагога маленький мешочек со спичками на верёвке.

- Давым – давно, северные народы, чукчи, очень бережно хранили спички. Они клали их в маленькую сумку, обычно украшенную подвесками и кистями. Носили они такую сумочку на груди, как талисман, под одеждой на тонком ремешке. Но когда шёл дождь или снег они её прятали. Догадайтесь куда? (прячут эту сумочку под мышку)

Ребёнку одевают на шею мешочек со спичками и он показывает, куда бы спрятал спички от дождя.

Он в походе очень нужен,

он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить (Котелок)

Эстафета «Свари грибной суп и компот из лесных ягод»

Дети делятся на две команды. Одна команда будет варить грибной суп, другая компот. Около них лежат обручи. В одном из них грибы съедобные и не съедобные, картошка, лук, морковь, перловка, соль. В другом съедобные и ядовитые ягоды, сахарные песок. На расстояние стоят котелки. Дети должны положить в них только то, что надо для супа и компота. Нужно быть внимательными и не положить в котелок ядовитые грибы и ягоды.

Маши и медведю мы всё рассказали,

Надеюсь, про походы они всё узнали.

А вам какое задание понравилось выполнять,

Попробуйте мне об этом сказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего  дошкольного возраста....

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...

Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Безопасность на дорогах"

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание»Цель: закреплять с детьми старшего дошкольного возраста правила дорожного движения.Задачи:О...

Конспект по формированию целостной картины мира у детей младшего дошкольного возраста "Как Чиполино познакомился с гигиеной"

занятие для детей младшего дошкольног возраста по ФЦКМ "Как Чиполино познакомился с гигиеной" ставит своей цель познакомить детей с элементарными основами здорового образа жизни. одной из ос...

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....

НОД по формированию целостной картины мира у детей старшей группы Тема: «Собираемся в поход»

Данное занятие позволяет Закрепить знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе.Учить детей узнавать лекарствен...

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"

Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....