Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебный воздух"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сат Туяна Сергеевна

Познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Дети экпериментируют и ставят опыты в детской лаборатории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_volshebnyy_vozduh.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Дюймовочка» с. Хову-Аксы

Конспект

познавательно - исследовательской

деятельности в старшей группе

на тему: «Волшебный воздух»

подготовила и провела воспитатель: Сат Т.С.

2016 год

Тема: «Волшебный воздух»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Методы и материалы: игровые, практико-исследовательские, словесные.

Оборудование:

- полиэтиленовые пакеты по количеству детей;

- миска (желательно стеклянная);

- стакан;

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

- освежитель с апельсиновым вкусом;

- шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Туяна Сергеевна. Давайте, поприветствуем друг с другом.

Игра: «Приветствие»

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Зравствуй, маленький дубок,

Мы живем в одном краю,

 Всех, мы вас приветствуем!

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

Воспитатель: Что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете из загадки:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
                                      (Воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы будем исследовать воздух и его свойства Я приглашаю всех в мини-лабораторию. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? 

Дети: Нет, мы не видим воздух. 

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, воздух какой? 

Дети: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

 Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? 

Дети: Да, хотим.

Опыт «Как поймать воздух».

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь попробуем вместе, ребята. Берем пакеты. Открываем, наполняем его воздухом. И закручиваем. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Какой вывод сделаем, ребята?

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Опыт «Что в стакане?»  

Воспитатель: Как вы считаете этот стакан пустой?

 Дети: Да.

Воспитатель: Да, действительно этот стакан пустой.  Теперь смотрите внимательно. Я его держу прямо и опускаю медленно в воду. Вода не проходит в стакан потому, что в стакане находиться воздух.  А сейчас мы с вами это проверим. Наклоняем стакан сторонку и воздух выходит пузырьками в наружу, а его место занимает вода. Давайте сделаем вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт «Воздух легче воды»

 Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите?

Дети: Из воды выходят пузырьки.

 Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность воды? Потому, что ребята воздух легче воды.

Вывод: Воздух легче воды.

Физминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо- влево, влево- вправо

 Клонятся цветы и травы.

А давайте вместе,

Попрыгаем на месте.

Выше, выше, веселей!

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра,

Занимается, нам пора!

Воспитатель: Садитесь ребята, продолжим наше исследование.

 Опыт «Запах воздуха»

Воспитатель: Имеет ли воздух запах? Давайте подышим, вдохнули и выдохнули. Ощущаете ли вы запах?

Дети: Нет, у воздуха нет запаха.

 Воспитатель: Значит какой вывод сделаем: воздух не имеет запаха.

 А если я распылю освежитель. Какой запах почувствовали? Чем пахнет?

 Дети: Запах апельсина.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Какой вывод сделаем: воздух переносит запахи.

Опыт «Вкус воздуха»

Воспитатель: Давайте ртом наберём воздух, проверим его на вкус. Что вы ощутили?

 Дети: Воздух без вкуса.

 Воспитатель: Молодцы ребята, какой вывод сделаем: воздух не имеет вкуса.

Опыт «Движение воздуха»

Воспитатель: Ребята, перед вами на столе шары. Давайте надуем их, теперь все опускаем вместе. Что происходит с шарами? Воздух выходя из шаров приводит их в движения. Какой вывод сделаем: когда воздух движется получается ветер. Молодцы, ребята!

Воспитатель: Как вы думаете, без воздуха мы смогли бы прожить?

Давайте проверим. Зажмите нос и постарайтесь не дышать.

Вот видите, даже вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Вывод: воздух необходим человеку и животным для дыхания. Воздух – это невидимка, без которого не будет жизни на земле.

Рефлексия:

«Игра с мячом»

Ребята, давайте вспомним что мы узнали о воздухе Передавая шарик друг другу будем говорить:

 - Какой он?

- Воздух имеет цвет?

-Воздух легче воды?

 - Воздух имеет запах?

-Воздух движется?

-Чем мы дышим?

- Для чего он нужен?

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами понравилось быть исследователями. В память о нашей встречи, я вам, дарю эти воздушные шары.

Самоанализ занятия в старшей группе.

Тема: «Воздух и его свойства»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Методы и материалы: игровые, практико-исследовательские, словесные.

Оборудование:

- полиэтиленовые пакеты по количеству детей;

- миска (желательно стеклянная);

- стакан;

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

- освежитель с апельсиновым вкусом;

- шары по количеству детей.

Занятия проводилось в старшей группе. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют по возрасту детей.

 В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного характера Для активизации детей были использованы следующие методы:

  1. Игровой (приветствие, физминутка, игра с мячом)
  2. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям);
  3. Практико-исследовательский (опыты, экспериментирование)

Выполнению поставленных задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. При подготовке к занятию был подобран демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Все элементы занятия логически между собой объедены общей темой.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности. Занятия состоит из поискового, практического рефлексивно-оценочного этапов. На протяжении всего занятия дети проявляли инициативу и самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Для реализации каждой задачи я подбирала приёмы. Приёмы были основаны на игровых и обучающих ситуациях, которых побуждала детей к активной речевой деятельности. Дети были активны внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей.

 По моему мнению в рефлексивно-оценочном этапе дети усвоили материал, и была достигнута поставленная цель. Я считаю, что выбранная мной занятие провела на хорошем уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Занятие способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представления о значимости воздуха в жизни человека. Проводятся с детьми элементарные экспериментирования....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — какой он?»

Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух - невидимка"

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....