«Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста.»
консультация (младшая группа)

Иголкина Вера Александровна

    Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

    Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.

     Для правильной организации педагогической работы с малышами мы учили возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых, и выделили для себя несколько основных особенностях взаимодействия с маленькими детьми.

     Особенность первая.

Необходимость включения в детскую деятельность.

Все мы знаем, что универсальным методом воспитания для маленьких детей является игра.  Но игра малышей требует непременного участия взрослого. Во время игры мы не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражаем» их интересом к деятельности, стимулируем и поддерживаем их активность.

    Особенность вторая.

Необходимость личной обращенности к ребенку.

Необходимость индивидуального подхода  к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

   Особенность третья.

Неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

   Особенность четвертая.

Необходимость принимать ребенка.

Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

   Особенность пятая.

Необходимость эмпатии.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание.

Все эти требования мы реализуем в своей работе, так как для детей  раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

  • Совместная деятельность педагога с детьми.
  • Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Организованная образовательная деятельность.

   Главная особенность организованной образовательной деятельности с детьми раннего возраста – это организация педагогами интересной специфической детской деятельности, подразумевающей стимулирование активности каждого ребенка, формирование определенных знаний, умений и навыков, желание действовать, общаться, играть.

   Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая образовательная деятельность в нашей группе
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность  чередуется);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

   Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Поэтому мы проводим игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

   Для организации совместной деятельности детей с педагогом либо самостоятельной деятельности малышей мы используем следующие игры:

- дидактические игры; сюжетно – отобразительные игры; подвижные игры;

словесные игры: пальчиковые игры; музыкальные игры; конструктивные игры и др.

   Реализация образовательной деятельности так же проходит в различных видах деятельности для детей раннего возраста.
     1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.

К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом, происходит усвоение способов действий.

    2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В ходе экспериментирования мы привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов, показываем правильные способы действий, а также предоставляем возможность для самостоятельного исследования.

    3. Общение со взрослым.

Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения у нас менялась по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используем вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения. Общение способствует обогащению словаря;
формированию умения спросить, ответить, попросить, подать реплику;
развивает потребность в речевом общении.

    4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, мы целенаправленно организуем игровую деятельность. Для совместных игр мы используем коммуникативные, сюжетно-отобразительные, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Эта деятельность способствует формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; обучает позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры; развивает эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

    5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение проходит в игровой форме.

    6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

Для этого мы организуем цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.

   7. Двигательная активность.

Помимо организации подвижных игр и упражнений мы создаем условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого у нас есть игрушками-каталками, автомобилями, различный спортивный инвентарь и оборудование.

   Таким образом,  для организации образовательного процесса с детьми раннего возраста мы включаем несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
организуем деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей; обогащаем личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon km.pdf2.82 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

Особенности организации образовательного процесса  в группах раннего возраста....

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...

Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....

СТАТЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯВ настоящее время проблема художественно-эстетического воспитания, разви...

Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в период адаптации в соответствии с ФГОС.

Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в период адаптации в соответствии с ФГОС. Прибытие ребёнка в дошкольную организацию со...