Конспект по непосредственно-организованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Чудеса в микроскопе!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Василенко Наталья Николаевна

Цель:

• Дать элементарные навыки работы с микроскопом.

 Задачи:

• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;

• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;

• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;

• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

• Познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном материале (фрукты, овощи, вода, волос);

• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.

 • Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими словами и выражениями: микроскоп, экран, механизм, часть, объектив, окуляр, тубус, предметный стол, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив, пинцет, предметное стекло, покровное стекло, полый.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_v_mikroskope.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Департамента образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы №1373»

Конспект

по непосредственно-организованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

На тему: «Чудеса в микроскопе!»

Подготовила: Василенко Н.Н.

воспитатель 1 квалификационной категории

Москва

2022

Конспект непосредственно-организованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чудеса в микроскопе!» с использованием мультимедиа.

Цель:

• Дать элементарные навыки работы с микроскопом.

 Задачи: 

• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;

• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;

• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;

• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

• Познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном материале (фрукты, овощи, вода, волос);

• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.

 • Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими словами и выражениями: микроскоп, экран, механизм, часть, объектив, окуляр, тубус, предметный стол, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив, пинцет, предметное стекло, покровное стекло, полый.

I часть.

 Воспитатель: - Ребята, посмотрите на экран, и ответьте на вопрос - как называется этот предмет? Кто знает?

Дети: - Этот предмет называется микроскоп!

Воспитатель: - Верно! На экране показан микроскоп! А как вы думаете, для чего он нужен?

Дети: - Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы!

Воспитатель: - Какие молодцы, верно! А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как велосипед… из каких частей он состоит (руль, колеса, седло, рама, цепь, педали, спицы?

Дети: - Велосипед состоит из таких частей, как: руль, колеса…

Воспитатель: - А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп?

Дети: - Нет, мы не знаем, из каких частей он состоит.

Воспитатель: - Тогда я думаю, вам будет интересно сегодня это узнать, посмотрите на экран…

  1. Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее ещё называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки. - На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.

  - Как вы думаете, почему можно увидеть один и тот же предмет с разным увеличением?

- Потому что линзы бывают разной силы, или мощности. Слабые линзы увеличивают предмет совсем немного, а сильные - очень хорошо, так хорошо, что видно буквально все! Даже микробы! А они, как вы уже знаете, нашим глазкам совсем не видны.

2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего.  Окуляр закрыт стёклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.

 - Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).

3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! На что он похож? Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом!

- Тубус - это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы с вами тоже можем его показать! (сделать из обоих ладоней трубки, и соединить их под углом –получился окуляр и тубус)

4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть. - Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки.

5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.

 6) Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам) Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе! ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна! Давайте все вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие фокусники!

7) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа. - Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться) У микроскопа есть маленькие помощники: пинцет - с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить; предметное стекло - нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть; покровное стекло - покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.

Вопросы к детям: 

- Что такое микроскоп?

- Для чего он нужен?

 - Из каких частей состоит микроскоп? (Окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив)

- Как называются помощники микроскопа? (пинцет, предметное и покровное стекло)

 II часть. 

Опыт 1: Рассматривание готовых образцов.

Цель: закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

Опыт 2: «Прозрачность»

- разведение крепкого раствора морской соли и сладкого раствора (сахара);

 - нанесение его на приборные стекла;

- дать раствору высохнуть и лишь, затем рассмотреть под микроскопом; Цель: обратить внимание детей на прозрачность соленой и сладкой воды. Опыт 3: «Воздух волшебник»

 - рассмотреть срез картошки и банана;

- отметить, что под воздействием кислорода (воздуха, срезы становятся темными.

Цель: показать влияние внешней среды на продукт.

 Опыт 4: «Из чего что состоит?»

 -рассматривание структуры среза листа;

 - рассматривание кристаллов соли и сахара (что общего, и чем отличаются);

- рассматривание волокон банана и картофеля (что общего, и чем отличаются).

Цель: познакомить с понятием «клетка» и показать детям клеточное строение на примере фруктов, овощей, воды.

Опыт 5: «Структура волоса»

 - рассматривание структуры волоса.

Цель: продолжать знакомство с клеточным строением на примере волоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Поговорим о доброте».

Программное содержание:Продолжать развивать речь детей как средство общения.Помогать детям употреблять слова правильно, в точном соответствии со смыслом.Продолжать совершенствовать диалогическую форму...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".

Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Кладоискатели"

Вашему вниманию представлен авторский конспект НОД на тему "Кладоискатели". Дети по своей сущности во многом похожи на кладоискателей: активные, одухотворённые, постоянно находятся в режиме поиска и п...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".

Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся ...

Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Дикие животные»

Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикул...

Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: "В гостях у Красной Шапочки"

- формирование навыка правильного звукопроизношения.- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие мелкой мото...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста По теме: «Мой город Нижний Новгород»

Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности для детей  старшего дошкольного возраста По теме: «Мой город Нижний Новгород»...