«МОЖНО», «НЕЛЬЗЯ», «НАДО»-1 часть .
консультация

Арбузова Елена

Некоторые родители считают, что «запрещать – значит отнимать радости детства», «упрямство в ребёнке – проявление положительное: так как он выражает волевые усилия», «совсем необязательно, чтобы ребёнок слушался, а то вырастет безынициативным».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhno.docx764.86 КБ

Предварительный просмотр:

«МОЖНО», «НЕЛЬЗЯ», «НАДО»-1 часть

Часто в детском саду наблюдаешь как родители общаются и ведут себя с детьми. В одной ситуации видишь вседозволенность ребенка, которому «Можно» все: брать чужие вещи, бегать, кричать, переворачивать все вверх дном, нет для вездесущих рук запретного уголка. Самое удивительное, что мама спокойно наблюдает за происходящим и даже не делает своему ребенку замечание.
В данной воспитательной позиции, родитель считает, что «упрямство в ребенке-проявление положительное, так как он выражает волевые усилия», совсем не обязательно, чтобы ребенок слушался, а то вырастет безынициативным.
В другой ситуации наоборот видно, что ребенок применяет социальные правила: он спрашивает разрешение как у воспитателя, так и у родителя взять игрушку домой, аккуратно складывает вещи в шкафчик и спокойно общается с мамой.
Здесь воспитательная позиция закладывалась «с пеленок». Четко обозначались правила «Можно» и «Нельзя». Например, нельзя замахиваться на маму, дёргать её за волосы, но можно ее обнимать. В этой семье дошкольник растет послушным и дисциплинированным, хотя тихоней его, конечно, не назовешь-шалит, капризничает, в общем проявляет себя, как все дети. Но родительское слово всегда способно остановить ребенка.
Какая же позиция правильная, возможно спросите вы? Напомним, что говорил педагог и писатель А.С. Макаренко: "Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет".
В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений, тем больше он нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремление к деятельности были неуправляемы. Ведь иначе они могут проявляться в уродливых формах - в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных поступках.
И ещё одна мудрая мысль, высказанная А.С. Макаренко в адрес родителей: у детей "необходимо воспитывать привычку выполнять распоряжение воспитателей. Это не только делает лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на упрямство, капризы, своеволие и пр.".
Высказанные замечательным советским педагогом рекомендации устремлены в будущее ребёнка, ибо ПОСЛУШАНИЕ - первая ступень дисциплинированности. И чтобы подготовить растущего человека к жизни в обществе людей, уже сейчас надо учить его ПОДЧИНЯТЬ своё "Я" (в меру детских возможностей) родительскому требованию. Ведь сегодняшним маленьким гражданам предстоит выполнять определённые жизненные обязанности, уметь ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ.
Родители по своему опыту знают, что воспитание ребёнка, в котором не сформирована готовность к сознательному выполнению их требований, всегда дело трудное.
- Говоришь, напоминаешь, требуешь, а он - будто его это и не касается, и непременно настоит на своём. Часто не в силах уговорить его, настоять и... уступаем, - сокрушаются иные мамы и папы, пасуя перед детским упрямством. Но тут же утешают себя, упрямый - значит волевой. Это не плохо.
Оправданно ли такое мнение? Можно ли поставить знак равенства между понятиями "упрямство" и "воля"?
Детское УПРЯМСТВО - признак слабой воли, НЕУМЕНИЕ ПРЕОДАЛЕВАТЬ СВОЕ ЖЕЛАНИЕ, мобилизовать себя на выполнение требуемого. Упрямство присуще избалованным детям, не приученным к дисциплине, не умеющим считаться с родительским словом. В этой связи Е.А. Аркин, известный врач и педагог, указывал: " В случаях упрямства педагог должен иметь в виду, что корень упрямства лежит не в ребёнке, а в поведении окружающих его взрослых".
Упрямство и настойчивость не одно и то же. Упрямство - проявление ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЧКЕ В ХАРАКТЕРЕ, и её следует искоренять, так как она может перерасти в НЕГАТИВИЗМ- ребенок сопротивляется любому требованию взрослого. Негативизм всегда направлен в адрес тех, кто балует ребёнка.
Замечали ли вы, что дети не слушаются тех, с чьим мнением они не считаются? Почему? Потому что эти люди неавторитетные, и их слово, вызывает у ребёнка сопротивление. Именно те РОДИТЕЛИ которые чрезмерно УСТУПЧИВЫ и щедры в своём потворстве ребёнку, увы, НЕ ИМЕЮТ АВТОРИТЕТА В ЕГО ГЛАЗАХ.
В подтверждение обратимся к А.С. Макаренко, который подчёркивал: "ВОЛЯ - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и УМЕНИЕ заставить себя ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЧЕГО-ТО, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это ЖЕЛАНИЕ и ОСТАНОВКА, и желание и отказ одновременно. Если ваш ребёнок упражняется только в том, что он свой желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли".
Бесспорно, дети должны слушаться родителей. Но, послушание ребёнка должно быть не слепое, а сознательное, в основе которого лежат нравственные мотивы. Вот почему задача родителей- учить ребёнка с самих ранних лет осознанно относиться к своим поступкам, оценивая их посильными для него нравственными понятиями: это - ХОРОШО (значит МОЖНО), это - ПЛОХО(значит НЕЛЬЗЯ).

Педагог-психолог Елена Арбузова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Можно, нельзя, надо».

«Можно, нельзя, надо»....

«Можно, нельзя, надо».

Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо».

Консультация для родителей«Можно, нельзя, надо»....

Консультация для родителей По теме: «Можно. Нельзя. Надо…»

laquo;Можно», «нельзя», «надо» - три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано....

«Можно, нельзя, надо».

Некоторые родители считают, что «запрещать – значит отнимать радости детства», «упрямство в ребёнке – проявление положительное: так как он выражает волевые усилия»,...

«Можно, нельзя, надо»

У каждого родителя свои методы и правила воспитания. И ни странно, каждого из нас воспитывали по-разному, у кого-то «родители-друзья», у других «родители-диктаторы» и т.д. Теор...

консультация "Можно,нельзя,надо"

Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности....