Диагностический материал для определения психологической готовности детей к школьному обучению.
рабочая программа (подготовительная группа)

Шишлова Татьяна Викторовна

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Диагностический инструментарий  для обследования детей на пороге школьного обучения.

Школа – этот тот базис начальных знаний, который и позволяет приобрести столь необходимую для успешного продвижения в жизни и самопрезентации эрудицию. И очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами, чтобы у него было желание учиться. Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок пошел в школу уже подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом.

Что такое «психологическая готовность к школе»?

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

 

Поступление ребенка в школу требует поведения, соответствующего новым условиям.

 Адаптация школьника во многом зависит от особенностей его мотивации и сформированности внутренней позиции.

Определение типа ориентации в отношении школы и учения (уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника) Адаптированная стандартная беседа Т.А. Нежновой 

Интерпретация содержания ответов и критерии оценки.

 А – ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла);
Б – ориентация на внешние атрибуты школьной жизни (
1 балл);
В – ориентация на внешкольные виды деятельности (
0 баллов).

Вопросы

Содержание ответов

Баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

2

Б – так себе, не знаю

1

В – не хочу

0

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

2

Б – нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т.д.

1

В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу, мама сказала и т.д.

0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят) к школе?

А – занимаюсь в группе подготовки, с мамой учим буквы, решаем задачки и т.д.

2

Б – мне купили форму, школьные принадлежности и др.

1

В (упоминает занятия, не относящиеся к школе)

0

4. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день?

А – писал(а) бы буквы, читал(а) и т.д.

2

Б – рисовал(а) бы, лепил(а), конструировал(а) и т.д.

1

В – играл(а) бы, гулял(а), помогал(а) по дому, ухаживал(а) за животными

0

Результат

7–8 баллов – внутренняя позиция школьника достаточно сформирована;
4–6 баллов – начальная стадия формирования внутренней позиции школьника;
0–3 балла – внутренняя позиция школьника не сформирована.

Беседа о школе.

(Автор методики Н. И. Гуткина.)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.

Форма проведения: индивидуальная.

Беседа состоит из 12 вопросов:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
5. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Если какая-то работа у тебя не получается, ты бросаешь ее или стараешься выполнить?
9. Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
10. Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
11. Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?
12. Хотел бы ты во время игры в школу, чтобы урок был длиннее перемены или, наоборот, перемена длиннее урока? Почему?

Обработка результатов. Анализ ответов на вопросы показывает сформированность () или несформированность (-) внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак ±.

Ключевыми являются вопросы: 2–8, 10–12.

Вопросы 1 и 9 не являются ключевыми (они неинформативны, обычно все дети отвечают на них утвердительно).

Если ребенок хочет в школу, то на вопрос 2, как правило, отвечает несогласием еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание учиться в школе, отвечая на вопрос 7. Одни говорят, что хотят в школу, для того чтобы научиться читать, писать и т. д. Другие отвечают, что им надоело в детском саду, не хочется спать после обеда и т. д. (т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка).

Вопросы 3–6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. Некоторое представление о последнем дает ответ на вопрос 6 (о любимых книгах).

Ответ на вопрос 8 позволяет судить о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если он еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 10, и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то во время игры в школу, как правило, выбирает роль ученика (вопрос 11) и предпочитает, чтобы урок был длиннее перемены (вопрос 12). Если же он еще не очень хочет учиться, то, соответственно, выбирает роль учителя и предпочитает перемен

Методика «Сказка»

(Автор методики Н.И. Гуткина.)

Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотивов в мотивационной сфере ребенка.

Форма проведения: индивидуальная.

Описание методики. Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки (предметы кукольной мебели, посуды, какая-нибудь мягкая игрушка, один кубик, простая машинка и т. п.). В предлагаемый набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция педагога-психолога: У меня есть несколько игрушек. Рассмотри их внимательно и постарайся запомнить. (Небольшая пауза.) А теперь я предлагаю тебе послушать сказку…

Ребенку читают незнакомую ему сказку. На самом интересном месте чтение прерывают и экспериментатор спрашивает испытуемого о том, чего ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать до конца сказку?

Сказка «Почему зайцы носят зимой белые шубки»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

— Я самый сильный в лесу! Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

— Не хвастай, Мороз Иванович, не одолеешь, — говорит заяц.

— Нет, одолею!

— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. Говорит ему:

— Давай, заяц, поспорим, что я тебя одолею!

— Давай! (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. Кувыркается он по снегу да поет:

Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит —
Солнышко ярко!

Стал Мороз уставать, думает с досадой: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. Но зайцу все нипочем: то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем Мороз из сил выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от него:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой в белых шубках щеголяют.

 

Интерпретация результатов. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают услышать продолжение сказки, дети со слабой познавательной потребностью — поиграть с игрушками, но их игра, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, просит дочитать сказку, экспериментатор отказывает ему, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну из них и возвращается с просьбой дочитать сказку, экспериментатор предлагает ему положить игрушку на место и дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает ему сказку, объясняя, что выбрать нужно что-то одно: либо сказку, либо игрушку. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, т. е. как доминирование игровой мотивации, которая не обусловливает игровую деятельность.

Исследование учебной мотивации школьников 
по методике  М . Р . Гинзбурга  

  1. Определение мотивации

  2. Виды мотивов

Цель:  выявить наиболее характерные для шести- и семилетних детей учебные мотивы

Инструкция: 

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)


После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
 

■  А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

■  С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

■  С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3).

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.


Обработка результатов:

1 (а) картинка

2 (б) картинка

3 (в)

картинка

4 (г) картинка

5 (д) картинка

6 (е)

картинка

Итог

-

+ 5 баллов

-

-

+ 4 балла

+ 2 балла

Контрольный выбор

10 баллов

а) внешний мотив - 0 баллов;
б) учебный мотив - 5 баллов;

в) игровой мотив- 1 балл; 
г) социальный мотив - 4 балла;

д) позиционный мотив - 3 балла;

е) получение отметки - 2 балла.

В результате исследования был выявлен общий балл, который равен 10.

        Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).

Таблица. Уровни мотивации

Уровни мотивации

Выбор картинок 2

Выбор картинок 3

Общая оценка по уровням мотивации (в баллах)

1

5

5

13 - 15

2

4

4

10 - 12

3

3

3

7 - 9

4

2

2

4 - 6

5

0 - 1

0 - 1

до 3

I -  высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II - уровень выше среднего  учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III -  средний уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV -  ниже среднего мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

        

Достаточный уровень развития волевых качеств в дошкольном возрасте - решающее условие готовности ребенка к школьному обучению. От того, насколько развита волевая готовность к обучению в школе, зависит успешность всего дальнейшего его обучения.

Поэтому проблема изучения волевых качеств детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. эффективными методами для диагностики волевого развития детей дошкольного возраста являются наблюдение, а развивающей обучающие игротеки.

Показатели качеств

1.Стремится доводить начатое дело до конца

2. Умеет длительно следовать цель

3.Стремится преодолевать трудности

4. Быстро продумывает свои действия

5. Выполняет принятые решения без колебаний

6. Не теряется в сложных ситуациях

7.Умеет организовать свою деятельность без посторонней помощи

8.Выполняет решения без напоминаний

9.Умеет сам найти себе занятие

10.Умеет выдвигать новые и интересные идеи

11.Участвует в осуществлении идей, предложенных другими детьми

12.Проявляет творчество, изобретательность

13.Адекватность  эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми);

14.Стабильность особенностей эмоционального реагирования (эмоциональный фон, , отсутствие эмоциональных отклонений, экспрессивность при эмоциональном реагировании

Изучение эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

 Адаптированный вариант.( В.К. Котырло)

Уровень сформированности   эмоционально-волевой готовности к школе по результатам наблюдения.

Параметры            обследования

Ф.И. ребенка

настойчивость

самостоятельность

решительность

инициативность

эмоциональная устойчивость.

эмоциональная уравновешенность

сумма

 баллов

Уровень

развития

Показатели: 1-3 являются характеристикой настойчивости, 4-6 - решительности, 7-9 - самостоятельности, 10-12 - инициативности. 13- эмоциональная уравновешенность. 14-эмоциональная устойчивость.  По сумме баллов определялся уровень ребенка.  

10-12  баллов—высокий уровень,

8-10 баллов - выше среднего уровень

6-8 баллов-средний уровень

4-6 балла—ниже среднего уровень

2-4 баллов---низкий уровень

- проявляется в большинстве случаев - 2 балла; проявляется эпизодически - 1 балла; проявляется редко - 0 баллов.

 Определили  5 уровней развития воли дошкольников: 3 основных (высокий, средний, низкий) и два промежуточных (выше и ниже среднего).

.

Высокий (произвольный) уровень волевого развития характеризует ярко

выраженное развитие всех волевых качеств (настойчивости, решительности, самостоятельности и инициативности).

Ребенок стремится доводить начатое дело до конца, умеет длительно преследовать цель, проявляет настойчивость при столкновении с трудностями; быстро продумывает действия, не теряется в затруднительных ситуациях, выполняет принятые решений без колебаний; умеет найти себе занятие и организовать свою деятельность без посторонней помощи, выполняет решения без напоминаний; умеет выдвигать новые идеи, проявляет творчество, изобретательность.

Уровень Выше среднего свидетельствует либо о достаточно высоком развитии всех волевых качеств, либо о наиболее отчетливом проявлении одного или двух из них.

Средний уровень (уровень усилия) обозначает половинчатый аспект  , совокупности всех волевых качеств. Результаты выполнения деятельности являются следствием проявленных усилий.

 Дети со средним уровнем волевого развития противоречиво относятся к трудностям: в одних случаях, особенно в интересной деятельности, они проявляют больше упорство в достижении цели и ничем не отличаются от представителей высокого уровня

Ниже среднего уровень волевого развития характеризуется эпизодическими проявлениями стремления ребенка доводить начатое дело до конца, умением длительно  преследовать цель и проявлять настойчивость в преодолении трудностей;  недостаточно быстрым продумыванием действий, растерянностью в затруднительных ситуациях и подражанием сверстникам, нерегулярным выполнением принятых решений; подражанием сверстникам в поисках занятия и организации собственной деятельности, а также потребностью в напоминании для выполнения решений; достаточно редким проявлением творчества, изобретательности и умения выдвигать новые идеи и показывать пример в положительном поступке.

Низкий -уровень волевого развития характеризует слабую сформированность всех волевых качеств или же отсутствие некоторых из них.

Свои волевые усилия для их преодоления, отсутствие стремления ребенка доводить начатое дело до конца и умения длительно преследовать цель; положительная установка только к легкой и интересной деятельности, при требовании продолжать трудную, но посильную работу - проявление аффективных реакций; растерянность в затруднительных ситуациях, долгие колебания при выполнении принятых решений; потребность в помощи взрослого в организации своей деятельности, неумение без посторонней помощи самому найти себе занятие, выполнение решений только после напоминаний; неумение выдвинуть новые идеи, показать пример в положительном поступке и отсутствие проявлений творчества, изобретательности.

Тест школьной зрелости

Методика П. Я. Кеэса выявляет наиболее важные с точки зрения учебной деятельности умственные способности ребенка, а именно — некоторые аспекты памяти, внимания;- мышления, воображения.

Методика Кеэса состоит из 5 отдельных тестов. Все они рассчитаны на коллективное применение, что, не исключает возможности индивидуального обследования.

 Обследование следует проводить в течение двух дней, желательно в первой половине дня. При индивидуальном обследовании все 5 тестов можно предложить ребенку в один день.

+При проведении тестирования рекомендуется придерживаться следующей последовательности предъявления заданий.

Тесты первого дня

  1. Определение умственной работоспособности (внимательности).
  2. Определение уровня сформированности внутреннего плана действия (мысленное вращение квадратов).
  3. Определение уровня развития зрительной опосредованной памяти (запоминание фигурок).^

Тесты второго дня

  1. Определение уровня сформированности наглядно-образного мышления (упорядочивание картинок).
  2. Определение способности к комбинированию (складывание квадратов из элементов). .

Проведение данной диагностической процедуры стандартизировано. Это значит, что отклонение от требований руководст ва — какими бы незначительными они ни казались — могут существенно исказить результат. Поэтому инструкции к заданиям теста даются психологом обязательно дословно. 

Помощь ребенку допускается, но только в виде краткого повторения инструкции.. Такие случаи оговорены в тесте, и они должны быть зафиксированы в протоколе обследования.

Каждое тестирование группы детей требует тщательной подготовки. Оно должно быть проведено, по возможности, в условиях, привычных для ребенка, обязательно в доброжелательной и теплой атмосфере.

Все дополнительные обследования ребенка (беседа, рисуночные пробы и др.), не входящие в задания теста, проводить внутри данного диагностического метода не допускается.

При проведении тестов» необходимо обеспечить полную автономность испытуемых. Численность группы зависит от условий, в которых проводится тестирование, а также от опыта экспериментатора и уровня владения им тестовыми процедурами, и может достигать 10—12 детей.. Можно договориться с детьми, что знаком или сигналом для начала выполнения задания будет служить команда: «Начинайте», знаком для окончания работы — команда: «Стоп!».

Если по какой либо причине необходимо промести один и тот же тест вторично, например, для вычисления коэффициента надежности иди для усреднения данных, полученных у одного испытуемого в результате двух тестирований, то повторное тестирование не нежелательно проводить раньше, чем через две недели после первого.

По итогам выполнения заданий заполняется общая таблица. В нее вносятся данные по итогам выполнения задания подсчитывается количество баллов (выводится средний балл и определяется уровень развития высших психических функций) каждого ребенка.

Развитие интеллектуальных функций (по П.Я.Кеэсу)

Ф.И. ребенка

Субтесты

Средний балл

Уровень

1

2

3

4

5

1

Высокий уровень            4.8-5.0        ( 25- 24 общий балл)

Выше среднего                4,0-4,6       ( 20 – 23 общий балл)

Средний уровень              3,0-3,8   ( 15-19- общий балл)

Ниже среднего                  2,2 -2,8    ( 11- 14- общий балл)

Низкий уровень                2,0 и ниже ( 6- 10 – общий балл).

3,6 и выше ребенок готов к школе

 Методика «Диктант»

(произвольность поведения)

Автор: Д.Б. Эльконин

Цель: оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции,соблюдая требования и придерживаться образца.              Возраст: 6-7 лет.

Материалы методики: листы в клетку, карандаш, образец.

Процедура обследования:

 Первый этап заключается в том, что дети должны запомнить правила, по которым выполняется

задание. Затем рассмотреть образец, выбрать место на бумаге, где будет выполняться задание.

 На втором этапе дети выполняют рисунок.

 Третий этап предусматривает проверку, правильно ли выполнено задание, сравнивание с образцом и исправление ошибок, если имеются.

В данной методике дети должны проводить линии по клеткам. Если педагог говорит направо, то линию нужно рисовать в этом направлении, если налево или направо, то тоже соблюдать направление линии.  Линия должна продолжаться на такое количество клеточек, сколько укажет  педагог. Начинать линию нужно от той точки, которую укажет взрослый.

Критериями являются произвольная регуляция и самостоятельность. Произвольная регуляция

подразумевается под действием вслед за вербальной инструкцией взрослого. Самостоятельность выявляется по выполнению, следуя наглядному образцу.

Оценка результатов:

После выполнения рисунков работы детей проверяются, и им начисляются баллы.

4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по образцу.

3 балла - если в задании была допущена одна ошибка.

2 балла -за несколько ошибок.

  1. балл - рисунки, совершенно не похожие на образец.

0   баллов – ничего не сделано.

Выводы об уровне произвольности:

  1.  балла – высокий.                        

3    балла – выше среднего.

2     балла – средний.

1     балл – ниже среднего

 0     баллов   -  низкий.

Методика «Исследование моторных навыков»

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при  выполнении двигательных проб

а) диагност показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движений

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.

2. Исследование статической координации движений

а) стоять с открытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги;

б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, раскачивается из стороны в сторону,

балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола

другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

2.1. Исследование динамической координации движений

а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;

б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках

Отметить: выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование

шага и хлопка не удается

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками;

становится на всю ступню

3. Исследование пространственной организации (по подражанию)

а) повторить за диагностом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг.

Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из

правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по

диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками

передвигаться по кабинету, начиная движения справа;

б) то же самое слева;

в) по словесной инструкции проделать эти же задания

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки,

неуверенность выполнения.

4. Исследование произвольной моторики пальцев рук

Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции

1.Выполнить по счет:

а) пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);

б) держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);

в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);

г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой,

затем обеих рук одновременно Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб;

напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет

логопеда); нарушение переключаемости от одного движения к другому, наличие синкинезий,

гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.

2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз)

3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые

(5-6 раз)

4. Те же задания выполнить по словесной инструкции

Отметить: характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для педагогов на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"

Лекция в интересной форме даёт полный ответ на вопрос "Что такое психолгическая готвность к школьному обучению?" Материал можно использовать для просветительской работы с педагогами и родителями....

" Психологическая готовность детей к школьному обучению"

Цель:Познакомить  с составными компонентами психологической готовности ребенка к школе:Интеллектуальная готовность; Личностная и мотивационная готовность; Волевая готовность; Способствовать повыш...

Определение психологической готовности детей к школьному обучению.

Памятка для родителей по психологической готовности детей к школьному обучению....

Определение психологической готовности детей ЗПР к обучению в школе (диагностический материал)

1. Определение психологической готовности к школьному обучению  2 Программа диагностики готовности к обучению в школедетей с ЗПР 7-го года жизни Блок № 1ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕНН...

Психологическая готовность детей к школьному обучению глазами родителей.

Как понимают эту проблему родители?  Данные социального опроса. Анализ ответов и рекомендации психолога родителям и воспитателям...

Психологическая готовность детей к школьному обучению

Психологическая и речевая готовность к школьному обучению. В презентации представлены рекомендации по  психологической готовности детей к школе, а также речевой готовности. Представлены материалы...