методические рекомендации "Использование активных методов в общении с родителями"
методическая разработка

Галеева Наталья Викторовна

Взаимодействие с родителями – один из важнейших элементов успешного и качественного образовательного процесса в дошкольной организации.

Под взаимодействием семьи (родителей) и ДОУ подразумевается партнёрство и равенство участников образовательного процесса, взаимное уважение, доверие, понимание, возможности позитивного влияния, сотрудничество в возникающих вопросах и текущих задачах всех аспектов образовательного процесса, с учётом общих и индивидуальных возможностей, потребностей и запросов каждой семьи.

Качественная реализация образовательной деятельности в ДОУ может быть достигнута при создании единого образовательного пространства между родителями и педагогами, основанного на взаимной поддержке и искренней заинтересованности в благополучии ребёнка.нтов успешного и качественного образовательного процесса в дошкольной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Использование активных методов и форм

в общении с родителями»

Автор: Галеева Наталья Викторовна,

педагог-психолог МАДОУ №10
«Детский сад комбинированного вида»

Кемерово, 2022

Взаимодействие с родителями – один из важнейших элементов успешного и качественного образовательного процесса в дошкольной организации.

ДОУ – первое учреждение образования, с которым сталкивается родитель. Координирует и организовывает начальное взаимодействие ДОУ с родителями и воспитанниками – воспитатель группы. Однако, для получения лучших результатов образовательной деятельности, а также спокойного и результативного течения образовательного процесса, в дальнейшем взаимодействии должны принимать участие все педагоги, реализующие образовательные услуги с воспитанниками, при активной позиции и действительной заинтересованности родителей (семьи).

Семья и ДОУ – важные институты, оказывающее значительное влияние на становление личности ребёнка, приобретение социального опыта, формирование качеств, знаний и навыков, способствующих гармоничному и всестороннему развитию. Функции ДОУ и семьи различны, но необходимы ребёнку в равной степени для формирования целостной картины мира и нахождения в нём будущего взрослого человека.

Под взаимодействием семьи (родителей) и ДОУ подразумевается партнёрство и равенство участников образовательного процесса, взаимное уважение, доверие, понимание, возможности позитивного влияния, сотрудничество в возникающих вопросах и текущих задачах всех аспектов образовательного процесса, с учётом общих и индивидуальных возможностей, потребностей и запросов каждой семьи. Качественная реализация образовательной деятельности в ДОУ может быть достигнута при создании единого образовательного пространства между родителями и педагогами, основанного на взаимной поддержке и искренней заинтересованности в благополучии ребёнка.

Цель взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС: формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации.

Достижение указанной цели определяет следующие задачи:

  • Установить доверительные между всеми участниками образовательного процесса;
  • Выявлять интересы и потребности каждой семьи, создавать механизмы для их удовлетворения в рамках реализации взаимодействия;
  •  Объединить усилия семьи и ДОУ для формирования единого образовательного пространства, действующего в интересах ребёнка;
  • Обеспечить поддержку родительской инициативы, расширить круг возможностей для внедрения родителей в образовательный процесс;
  • Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива;
  • Создать комфортные условия для реализации творческого потенциала родителей и воспитанников;
  • Способствовать обеспечению уверенности в своих возможностях педагогического коллектива ДОУ для дальнейшего формирования педагогической компетенции родителей.

Для решения поставленных задач необходимо в полном объеме использовать все возможности, формы и методы традиционного подхода к взаимодействию. А также внедрять современные, нетрадиционные, новые формы подхода и сотрудничества, для более активного включения родителей в жизнь ДОУ и создания прозрачной системы партнёрского взаимодействия.

Партнерское взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников предполагает:

  • взаимоуважение и взаимодоверие;
  • взаимопомощь;
  • знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в ДОУ;
  • обоюдное желание партнёров поддерживать контакты по всем возникающим вопросам.

Для реализации успешного партнёрского сотрудничества необходимо соблюдать следующие условия:

  • доброжелательность и открытость;
  • изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;
  • целенаправленность, системность, планирование;
  • диффиренцированный подход к решению возникающих вопросов и задач, с учётом особенностей каждой семьи;
  • постоянное самообразование и повышение уровня мастерства педагогическим составом ДОУ.

Решение поставленных задач и реализация необходимых условий, предполагают следующие традиционные формы взаимодействия ДОУ с семьёй:

  • Знакомство. Встреча с семьёй, первичное анкетирование родителей при поступлении в ДОУ.
  • Систематическое информирование родителей о ходе образовательного процесса. Для этого в ДОУ проводятся: «Дни открытых дверей», индивидуальные и групповые консультации воспитателей и педагогов, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
  • Образование родителей, формирующие педагогическую компетентность. Родительские собрания, мастер-классы, открытые занятия, индивидуальные и групповые консультации педагогов.
  • Совместная деятельность. Активное вовлечение родителей в подготовку мероприятий ДОУ, исследовательскую, творческую, познавательную деятельность воспитанников, организация выставок совместного творчества.

Современные реалии же всё чаще заставляют обращаться к нетрадиционным формам взаимодействия ДОУ и семей. При этом традиционная форма не исключается, а подкрепляется новыми методами ведения партнерского сотрудничества, создавая более прочные связи и тесные контакты между всеми участниками образовательного процесса.

Нетрадиционные формы взаимодействия.

Одним из наиболее результативных нововведений в осуществление постоянного взаимодействия между партнёрами стали дистанционные технологии. В условиях повышенной занятости родителей, разнящегося времени труда и отдыха у каждой семьи, традиционное родительское собрание с 80-100% участием родителей, становится задачей с повышенным уровнем сложности.  На помощь воспитателям и педагогам приходят современные системы дистанционного взаимодействия. С помощью онлайн-конференций в различных мессенджерах и специально разработанных приложений, участие в родительском собрании можно принять и с рабочего места, и находясь на больничном с ребёнком, и даже в дороге. Помимо массового охвата родительского состава, дистанционные мессенджеры могут обеспечивать постоянную связь воспитателя с родителями в групповом чате, индивидуально, а также обеспечивать чаты со специалистами ДОУ в случае необходимости. Таким образом, задачи, вопросы и проблемы ставятся сразу по возникновению, что способствует скорейшему их разрешению при непосредственном участии каждого субъекта образовательного процесса.

Помимо непрерывной связи, дистанционные технологии открывают новые возможности для поднятия педагогической компетенции родителей посредством вебинаров, видео-лекций, интерактивной визуализации текущих задач, онлайн-экскурсии.

Также, дистанционные технологии способствуют реализации творческого потенциала родителей и детей, открывая возможность участия семей в конкурсах, выставках совместных работ, соревнованиях в дистанционном формате, не ограничиваясь при этом, своим населённым пунктом, округом или регионом, позволяя выйти на всероссийский или мировой уровень.

При реализации взаимодействия дистанционными формами сотрудничества, нужно помнить о взаимоуважении и взаимопонимании, лёгкий в обращении и использовании дистанционнный формат не отменяет трудового распорядка педагога или родителя. Взаимодействие должно проводиться строго в оговоренное время и не узурпировать право на отдых и личное время ни родителей, ни педагогов.

К нетрадиционным формам также можно отнести механизм «Почтового ящика». Суть механизма заключена в возможности родителей отправить свой запрос к воспитателю/ специалисту/ методисту ДОУ посредством записки или письма. Многим семьям, особенно старшего возраста присущ консерватизм взглядом, и новые технологии могут вызывать трудности в понимании. Традиционный носитель же останется доступной формой запросу получения индивидуальной консультации, донесения проблемы, запросу помощи в ращении возникших проблем, сохраняя при этом конфиденциальности и не подстраивая свой график под режим ДОУ на стадии формирования запроса.

Ответами запросы могут быть, непосредственно, механизмы решения возникшего затруднения, путем ответного «письма», запись на индивидуальную консультацию в удобное для семьи время, ответ на сайте или чатах мессенджеров в форме «вопрос-ответ» (если запрос предполагает такую возможность или неоднократно дублируется от разных родителей).

Сходную функцию могут выполнять и «Книги отзывов и предложений» в каждой группе. Родители будут иметь возможность оставить свой отзыв о работе ДОУ и внести свои предложения по оптимизации и улучшению образовательного процесса, в любое удобное время. Такие книги помогут своевременно реагировать на возникающие трудности в воспитательно-образовательном процессе, а также отслеживать удовлетворённость семей деятельностью группы, педагогов и ДОУ в целом.

К нетрадиционным методам организации взаимодействия ДОУ и семьи можно отнести следующий комплекс мероприятий, направленных на сотрудничество не только семей с ДОУ, но и родителей группы между собой. Такое взаимодействие способствует созданию общности интересов семей группы, их взаимовыручку, поддержку друг друга в возникающих вопросах, а, следовательно, и сплочённость воспитанников групп, что позитивным образом скажется на всём течении образовательного процесса.

Примером такого взаимодействия могут служить мастер-классы, но не в привычном виде, когда педагог делится своим опытом и знаниями с семьями, а семьи делятся между собой своим опытом решения тех или иных проблем и задач воспитания, организации деятельности ребёнка, досуга, мотивации и т.д. Каким бы опытным, образованным и приятным ни был педагог, родители могут испытывать трудности в попытках следования его советам, сомневаясь в собственных силах, возможностях, или просто считая их не применимыми в «реальной» жизни. Психологически – советы, опыт других родителей, из одной социальной группы (в данном случае группы ДОУ, одной организации), «таких же, как я» имеют больший шанс на понимание и принятие. В данном случае, ДОУ будет выступать опорной площадкой таких встреч, с присутствием специалиста (психолог, ФИЗО, логопед, хореограф и т.д.), для внесения пояснений и координирования процесса обмена опытом. Для реализации «Мастер-класса» родители определяют интересную им тему, определяются с датой и временем встречи, обсуждают и устанавливают с воспитателями и/или специалистами примерный ход мероприятия, основные тезисы и выступающих. Таким образом, создавая для родителей комфортную среду для обмена опытом, ДОУ признаёт педагогическую компетентность родителей и равное положение семьи в обеспечении гармоничного и всестороннего развития личности ребёнка.

Ещё одним методом нетрадиционного взаимодействия может стать «Разговор по душам». Суть метода заключена в том, чтобы в непринуждённой обстановке группа родителей (не все) могла обсудить общую проблему – агрессия, застенчивость, страхи, сложности воспитания и т.д. В данном случае ДОУ так же выступает опорной площадкой для обмена опытом родителей и педагогов. В отличии от того же Мастер-класса, здесь родителям не предлагают готовые схемы решения проблемы, а родители приходят к ней самостоятельно, в процессе общения. Таким образом происходит своеобразный сеанс групповой психотерапии, когда через разговор проявляется истинная проблема (агрессия – потому что скрытые страхи, застенчивость – потому что неудачный опыт и т.д.), а значит и возможные варианты её решения. На таких встречах будет уместно присутствие психолога ДОУ, чтобы направлять течение беседы и, возможно, подсказать механизмы самопомощи. Проводя подобные встречи, ДОУ проявляет взаимопонимание, помощь и поддержку, давая родителям понять, что в возникающих трудностях воспитания и общения с ребёнком они не одиноки, с подобным сталкиваются и другие семьи, и мы можем поддержать друг друга в каждой непростой ситуации.

Не теряют своей эффективности и семинары-практикумы. К нетрадиционным формам эти встречи относятся также из-за возможности родителей самостоятельно выбирать тему семинара, спикеров и ожидаемые итоги.

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации. Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители, при возникновении трудностей, могли помочь своим детям.

Таким образом, общение с родителями, активное взаимодействие ДОУ и семьи становится надежной основой для всех лет реализации образовательной деятельности от поступления до выпуска ребёнка (семьи), гарантирует взаимопомощь и выручку партнёров образовательного процесса, а также обеспечит гармоничное, всестороннее развитие ребёнка, приобретение им полезного, позитивного социального опыта, а главное – счастливое детство, которое он заслуживает.

Важно не забывать, что установление доверительных отношений и успешного сотрудничества – процесс не быстрый, требующий терпения, такта и целеустремлённости.

Никогда нельзя останавливаться на достигнутом и всегда искать новые и новые пути, формы, методы и подходы для качественного и успешного сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Методическая разработка Активного Метода Обучения «Живые цифры» для использования в образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений.

Предполагаемый метод направлен на стимулирование познавательной активности и характеризуется высоким уровнем активности детей. При применении дети закрепляют счетные навыки и приобретают опыт ведения ...

Рекомендации по применении активных методов в работе с родителями.

Использование активных методов работы с родителями в дошкольном образовании....

Использование активных методов и приёмов для стимуляции речевой активности и речевого общения.

К сожалению, сегодня в дошкольных учреждениях общеобразовательного вида наблюдается большое количество детей с недостатками речи, нуждающихся в помощи логопеда. Часто у детей с речевыми нарушениями пр...

Методическая копилка активных методов обучения

Методическая копилка активных методов обучения...

Мастер-класс "Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива"

Работа с родителями одно из самых сложных, но интересных направлений. В сплоченном коллективе быстрее будут решаться любые задачи. Это возможно, если между людьми есть доверие, взаимопонимание и подде...