Роль родителей и педагогов в развитии детей раннего возраста
статья

Сегодня для педагогов, психологов и родителей интересна, актуальна и важна тема раннего развития ребенка. Это не случайно, ведь за 2-3 года у него происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии. Если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей и педагогов в развитии детей
Сегодня для педагогов, психологов, родителей ин
тересна, актуальна и важна тема раннего развития
ребенка. Это не случайно, ведь за 2—3 года у него
происходит огромный скачок в физическом, моторном,
интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии. Если
упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда
и невозможно.
В традиционной русской культуре с давних времен вос
питанием ребенка занималась семья. Существовала тесная
взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства
передавались от матери к дочери, от отца к сыну.
В советские времена произошла подмена семейного
воспитания социальными институтами — яслями, детскими
садами. Родителям предлагалось определять ребенка в ясли
с двух месяцев. Тесная связь поколений прерывалась. Это,
несомненно, сказывалось на развитии и психике детей.
Очень важно «напитать» малыша в первые годы жизни
всем необходимым, что потребуется ему на протяжении
всей жизни, заложить «прочный фундамент» его будущего.
Личность ребенка формируют многие факторы: наслед
ственность, течение беременности, история родов, опыт
воспитателей, культура семьи и взаимоотношения в доме.
Некоторые факторы мы контролировать не можем: например,
невозможно сразу родить третьего ребенка — сначала поя
вится первый. Также невозможно предсказать расположение
плаценты. Хотя коечто до известной степени поддается
контролю: например, чувствительные современные приборы
и передовые методы ранней диагностики внутриутробных
заболеваний в подавляющем большинстве случаев загодя
информируют родителей о возможных дефектах плода.
Иных отрицательных влияний можно избежать, соблюдая
гигиенические и профилактические меры, предписанные
беременным (отказ от наркотиков, алкоголя, определенных
медикаментов, экстремальных видов спорта).
Между тем есть важнейшие вещи, которым родители
постепенно учатся на собственных ошибках, прислушиваясь
к советам родственников и друзей, семейного консультанта,
читая книги по воспитанию детей. Как правило, любозна
тельные и гибкие родители подходят к моменту рождения
ребенка куда более педагогически подкованными, более
терпеливыми и спокойными.
Родители составляют первую общественную среду ре
бенка. Их личности играют существеннейшую роль в жизни
каждого человека. Не случайно к родителям, особенно
к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту
жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения
ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от
других эмоциональных связей. Их специфика определяется
главным образом тем, что забота родителей необходима
для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в роди
тельской любви — это поистине жизненно необходимая
потребность маленького человеческого существа. Любовь
каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безу
словна и безгранична. Причем если в первые годы жизни
любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и
безопасность, то по мере взросления она все больше
выполняет функцию поддержания и безопасности внутрен
него, эмоционального и психологического мира человека.
Родительская любовь — источник и гарантия благополучия
человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей
является создание у ребенка уверенности в том, что его
любят и о нем заботятся. Никогда и ни при каких условиях
у ребенка не должно возникать сомнений в родительской
любви. Самая естественная и самая необходимая из всех
обязанностей родителей — это относиться к ребенку в
любом возрасте любовно и внимательно. Тем не менее
подчеркивание необходимости создания у него уверенно
сти в родительской любви диктуется рядом обстоятельств.
Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются
с родителями в психологическом, душевном смысле, когда
утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими
людьми. Психологами доказано, что за трагедией под
росткового алкоголизма и подростковой наркомании часто
стоят нелюбящие своих детей родители. Главное требова
ние к семейному воспитанию — это требование любви.
Но важно не только любить ребенка и руководствоваться
любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним,
усилиях по его воспитанию. Необходимо, чтобы ребенок
ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят,
был наполнен этим ощущением, какие бы сложности,
столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях
с родителями или в отношении супругов друг с другом.
Только при уверенности ребенка в родительской любви
возможно правильное формирование психического мира
человека и на ее основе можно воспитать нравственное
поведение. Любовь способна научить любви.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя
показывать детям любовь к ним, полагая, что, когда ребенок
хорошо знает, что его любят, это приводит к избалован
ности, эгоизму, себялюбию.
Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все
эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают
при недостатке любви, когда создается некий эмоциональ
ный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента
неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку
чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни
от времени, которое уделяют детям родители, ни от того,
воспитывается ребенок дома или с раннего возраста

находится в яслях и детском саду. Не связано это и с
обеспечением материальных условий, количеством вло
женных в воспитание материальных затрат. Более того, не
всегда видимая заботливость иных родителей, многочис
ленные занятия, в которые включается по их инициативе
ребенок, содействуют достижению этой самой главной
воспитательной цели.
Глубокий постоянный психологический контакт с ре
бенком — это универсальное требование к воспитанию,
которое в одинаковой степени может быть рекомендовано
всем родителям. Он необходим в воспитании каждого
ребенка в любом возрасте. Именно ощущение контакта
и переживание с родителями дают детям возможность
почувствовать и осознать родительскую любовь, привя
занность и заботу.
Основа для сохранения контакта — искренняя заин
тересованность во всем, что происходит в жизни ребен
ка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым
пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать,
наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в
душе и сознании растущего человека. Вполне естественно,
что конкретные формы и проявления этого контакта широко
варьируют в зависимости от возраста и индивидуальности
ребенка. При этом полезно задуматься и над общими за
кономерностями психологического контакта между детьми и
родителями в семье. Контакт никогда не может возникнуть
сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда
говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте
между детьми и родителями, имеются в виду некий диа
лог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Понятие «родительское отношение» имеет наибо
лее общий характер и указывает на взаимную связь и
взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское
отношение включает в себя субъективно оценочное, созна
тельноизбирательное представление о ребенке, которое
определяет особенности родительского восприятия, способ
общения с ребенком, характер приемов воздействия на
него. Как правило, в структуре родительского отношения
выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий
компоненты. Понятия «родительская позиция» и «установка»
используются как синонимы родительского отношения, но
отличаются степенью осознанности. Эта позиция скорее
связывается с сознательно принятыми, выработанными
взглядами, намерениями; установка — менее однозначна.
Характер и степень влияния на ребенка определяют
множество отдельных факторов, и прежде всего личность
самого родителя как субъекта взаимодействия:
— его пол (тот же, что и у ребенка, или противопо
ложный);
— возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой
родитель, родитель позднего ребенка);
— темперамент и особенности характера родителя
(активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, сни
сходительный, небрежный, сдержанный);
— религиозность;
— национально культурная принадлежность (европейская,
английская, немецкая, японская, американская и другие
модели воспитания);
— социальное положение;
— профессиональная принадлежность;
— уровень общей и педагогической культуры.
Оптимальная родительская позиция должна отвечать
трем главным требованиям: адекватности, гибкости и
прогностичности.
Адекватность позиции взрослого основывается на ре
альной точной оценке особенностей своего ребенка, на
умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность.
Родитель не должен концентрироваться только на том, чего
он хочет в принципе добиться от своего ребенка. Знание
и учет его возможностей и склонностей — важнейшее
условие успешности развития.
Гибкость родительской позиции рассматривается как
готовность и способность к изменению стиля общения,
способов воздействия на ребенка по мере его взросле
ния и в связи с различными изменениями условий жизни
семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет
к барьерам в общении, вспышкам непослушания, бунтам
и протестам в ответ на любые требования.
Прогностичность позиции выражается в ее ориентации
на зону ближайшего развития ребенка и на задачи зав
трашнего дня. Она является опережающей инициативой
взрослого, направленной на изменение общего подхода
к ребенку с учетом перспектив его развития.
Чаще всего в психолого педагогических исследованиях
для определения, анализа родительского отношения ис
пользуются два критерия: степень эмоциональной близости,
теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или
эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля
за его поведением (высокая — с большим количеством
ограничений, запрещений; низкая — с минимальными
запретительными тенденциями).
Более точно охарактеризовать родительское отношение
и соответствующее поведение позволяет учет сочетания
крайних вариантов проявления этих факторов (критериев).
Выделяются четыре типа воспитания:
— авторитетный (теплые отношения, высокий уровень
контроля);
— авторитарный (холодные отношения, высокий уро
вень контроля);
— либеральный (теплые отношения, низкий уровень
контроля);
— индифферентный (холодные отношения, низкий
уровень контроля).
Современные родители должны обладать важнейшей
способностью к рефлексии индивидуальных и возрастных
особенностей ребенка, готовностью к сознательному по
иску наиболее эффективного стиля его индивидуального
воспитания. Именно в наше время так много возможнос
тей обучаться и продвинуться в выработке собственного
неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.
Понятие «родительский контроль» имеет отношение к
степени выраженности у родителей запретительных тенден
ций, выражающихся в требованиях подчинения правилам,
выполнения детьми своих обязанностей. Контроль — это
попытка влиять на деятельность ребенка.
Родительская теплота указывает на то, в какой степени
родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся
в похвалах, поддержке ребенка, или, наоборот, в какой
степени они критикуют, наказывают его.
Стили поведения варьируют на основе соотношения
данных параметров (уровня контроля и теплоты).
Авторитетный стиль родительского поведения — образ
действий родителей, отличающийся твердым контролем
за детьми и в то же время поощрением общения и об
суждения в кругу семьи правил поведения, установленных
для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся
произвольными или несправедливыми для детей, и потому
они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий
уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в
семье.
Авторитарный стиль родительского поведения харак
теризуется высоким уровнем контроля, холодными отно
шениями с детьми. Родители закрыты для постоянного
общения с детьми, устанавливают жесткие требования
и правила. Они не допускают их обсуждения, позволяют
детям лишь в незначительной степени быть независимы
ми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или
угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в
период подросткового и юношеского возраста обычно
остаются пассивными и зависимыми, мальчики могут стать
неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые
отношения) — образ действия родителей, отличающийся
почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых,
сердечных отношениях с ними. Многие либеральные роди
тели так увлекаются демонстрацией «безусловной любви»,
что перестают выполнять непосредственные родительские
функции, в частности, устанавливать запреты для своих
детей. Дети либеральных родителей склонны потакать своим
слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя
на людях. В некоторых случаях они становятся активными,
решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль родительского поведения отлича
ется низким контролем за поведением детей и отсутствием
теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители,
которым свойствен этот стиль поведения, не устанавливают
ограничений для своих детей либо вследствие недостатка
интереса и внимания к ним, либо вследствие того, что
тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и
сил на воспитание детей. Если безразличие родителей
сочетается с враждебностью (как у отвергающих роди
телей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать
волю своим самым разрушительным импульсам и проявить
склонность к делинквентному поведению.
Родителям в настоящее время советуют культивировать
в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки.
Счастливые дети обнаруживают бо' льшую зрелость, у них
лучше развиты самоконтроль и просоциальное поведение.
Сосредоточить усилия на поддержке желательного пове
дения, а не на искоренении нежелательного. Подавать
детям пример, поддерживать и вознаграждать их за хо
рошее поведение (заботу о других, помощь, сочувствие).
Предъявлять им разумные требования и настаивать на
их выполнении. Ясно давать им понять, чего от них ждут,
и быть последовательными. Избегать неоправданного
применения силы и угроз для контроля над поведением
детей. Помогать им научиться владеть собой и развить
чувство контроля над обстоятельствами. Использовать
объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям
понять правила поведения в обществе.
Развитие личности — это процесс ее вхождения в
новую социальную среду и интеграция с ней. Для млад
ших школьников такой средой является учебный класс,
в котором они заняты совместной деятельностью. Среда
ведет к становлению новых коллективных отношений,
возникновению общественной направленности личности,
выражающейся в стремлении к общению со сверстниками,
на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — учебы.
В жизни ребенка появляется новый референтный
взрослый — учитель, влияние которого порой выше
влияния родителей. Он способствует знакомству детей
друг с другом, созданию атмосферы общей работы,
сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель для
младшего школьника является наиболее значимой лич
ностью. Стиль его поведения, как правило, бессозна
тельно присваивается детьми и становится своеобразной
культурой учащихся класса. Следовательно, чем более
учитель осознает себя несчастливым и неуспешным че
ловеком, тем сложнее для него организация гуманного
воспитательного пространства, создание для детей опыта
проживания в атмосфере любви.
Одной из главных отличительных черт учителя, реа
лизующего личностно ориентированный подход, является
стремление понимать и принимать ребенка таким, какой он
есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные
особенности в осуществлении педагогического процесса,
обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании
детей уделяли внимание многие представители прогрес
сивной педагогики — как русской, так и зарубежной. Уже
в педагогической системе великого чешского педагога
Я. А. Коменского четко обозначены положения о том, что
весь процесс обучения и воспитания детей необходимо
строить с учетом их возрастных и индивидуальных особен
ностей и выявлять эти особенности путем систематических
наблюдений.
Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский разрабо
тал обширную методику приемов индивидуального подхода
к детям, основы профилактической работы по воспитанию
полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что
в сложном процессе реализации этого подхода к ребенку
нельзя давать какие то определенные рецепты, тем самым
подчеркнув творческий характер решения проблемы.
А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода
к детям очень важным при разрешении ряда педагогических
проблем, например при организации и воспитании детского
коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел
к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания
личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в
соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального
подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания
и обучения необходимо ориентироваться на положитель
ные качества ребенка. Это главная точка опоры в общей
системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.
У каждого ребенка прежде всего нужно выявить положи
тельные стороны характера и поступков и на этой основе
укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.
С самого раннего возраста воспитание должно развивать
творческую деятельность, активность, инициативу.
Придавая большое значение индивидуальному подходу,
А. С. Макаренко не рекомендовал какието специальные
методы. Один и тот же метод или прием можно использо
вать поразному, в зависимости от определенных условий
и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог
всегда должен выбирать соответствующие средства, ис
ходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство
будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не
изолированно от общей системы воспитания.
Одним из условий правильного осуществления инди
видуального подхода к ребенку является единство требо
ваний к нему как работников детского сада и школы, так
и родителей.
Осуществляя такой подход к детям, педагог должен
помнить, что его задача — не только развивать те по
ложительные качества, которые уже есть у ребенка, но и
формировать качества личности.
Находясь в поиске новых моделей обучения, учителя,
руководители, методисты должны постоянно обращаться к
развитию инновационных дидактических подходов, нетради
ционных представлений о построении учебного процесса,
что, прибавляя им знаний, умений и навыков, способствует
личностному росту.
Учителя, реализующие личностно ориентированный под
ход, должны быть более ориентированы на создание для
учащегося возможностей занимать активную, инициативную
позицию в учебном процессе, не просто усваивать пред
лагаемый учителем материал, но познавать мир, вступать
с ним в активный диалог, самому искать ответы и не ос
танавливаться на найденном как на окончательной истине.
Перед учителем с точки зрения педагогических норм
как будто стоят две задачи: обеспечить результативность
усвоения знаний и сохранить у детей интерес к познанию.
Однако оценка работы учителей идет только по первому
критерию. Тем самым учителей подталкивают к достижению
результативности усвоения любой ценой, в том числе и
через возбуждение страха и тревожности у детей. Это не
противоречит задачам школы как системы принудительной
передачи знаний детям. Чтобы мир взрослых мог воспро
извести себя, ребенку полагается овладеть знаниями и
средствами, необходимыми для этого.
Связь воспитания с другими видами деятельности,
подчинение воспитания тем или иным мотивам, а также
место воспитания в формировании целостной личности
человека — все это и придает воспитанию каждого ро
дителя особый, неповторимый, индивидуальный характер,
а впоследствии отражается на развитии ребенка и ста
новлении его последующей жизни и взаимодействии с
другими детьми и педагогами.
Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы
воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно,
необходимо начать анализ его воспитания с анализа самих
себя и особенностей собственной личности.
Литература
1. Кулганов В. А. Психоэмоциональное напряжение и
утомление учителя: механизмы, диагностика и профилакти
ка // Известия Российского государственного педагогичес
кого университета им. А. И. Герцена. — 2009. — No 100.
2. Кулганов В. А., Верещагина Н. В. Консультирование
в работе детского практического психолога: учебное по
собие. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.
3. Кулганов В. А., Кузьмичева И. В. Формы и при
чины девиантного поведения подростков // Психология
образования в поликультурном пространстве. — 2009. —
Т. 2. — No 3—4.
4. Кулганов В. А., Митяева Л. В. Показатели развития
высших психических функций детей 6—7 лет и их связь
с уровнем мотивации обучения // Ученые записки Санкт
Петербургского государственного института психологии и
социальной работы. — 2013. — Т. 19. — No 1.
5. Кулганов В. А., Николаева Е. И., Юнацкевич П. И. Ис
тория педагогики и образования: учебник для вузов. Стан
дарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2016.
6. Кулганов В. А., Раева Е. В. Причины детской нерв
ности // Дошкольная педагогика. — 2017. — No 2 (127).
7. Кулганов В. А., Сорокина Н. В. Состояние здо
ровья учащихся в современных детских садах, школах
и гимназиях Санкт Петербурга // Здоровье — основа
человеческого потенциала: проблемы и пути их решения:
труды Всероссийской научно практической конференции с
международным участием, 25—27 ноября 2008 г. — СПб.:
Издво Политехнического университета, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в развитии речи детей раннего возраста.

Важность общения родителей с ребенком. Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым м...

Консультация для педагогов по теме: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Устное народное творчество - гениальный творец языка и величайший педагог. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственн...

Консультация для педагогов "Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

quot;Мы открываем глаза малышам на чудесный и  незабываемый мир песенок, потешек, пестушек . Давайте делать это вместе! Тогда речь детей станет богаче, ярче и грамотнее"...

Консультация для педагогов "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"

Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. Произведения народного фольклора бесценны, в них сама жизнь.И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше....