«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».
статья

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образования через повышение профессиональной компетентности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка» п.Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Субъект Российской Федерации: п.Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Ф.И.О. заведующего: Приймак Марина Анатольевна

 Контактный телефон: 8(35363)7-14-27

 Адрес электронной почты: mdou6novoorsk@yandex.ru

Наименование практики: «Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».

Направление практики: Вариативность дошкольного образования – инновационный ресурс развития конкурентоспособности образовательной организации.

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».

Автор: Шиваракова Раиса Евгеньевна, старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка» п.Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Краткая аннотация:  Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образования через повышение профессиональной компетентности педагога.

В современных условиях модернизации Российского образования, в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые признано начальным уровнем общего образования. Внедрение Федерального стандарта в дошкольное образование и все изменения, связанные с ним, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге детского сада, как главном действующем лице в системе образования. Для эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности, основу которой составляет его личностное и профессиональное развитие. Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

В современном обществе востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, обладающий набором качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.

Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент. От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы.

Говоря о значимости дошкольного образования, хочется рассказать, как решается проблема повышения профессиональной компетентности педагогов нашей дошкольной организации. Современные требования, предъявляемые к педагогам ДОО обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду. Наращивание инновационного методического потенциала проводилось в рамках реализации инновационного проекта «Методический комплекс - инновационная форма методической деятельности в ДОУ в условиях ФГОС».

Проект предполагал создать эффективную модель методического комплекса, способствующую повышению профессионального мастерства педагогов, активному внедрению инновационных технологий в работу с детьми.

Методическое сопровождение инновационной деятельности проходило поэтапно.

На информационно-аналитическом этапе работы провели глубокий всесторонний анализ мониторинга профессиональной компетентности и результативности деятельности каждого педагога.

Информационно-аналитический этап наряду с проблемами, обозначил и положительные моменты на пути реализации поставленных целей.

Диагностической мониторинг выделил группу творчески работающих педагогов - «Центр деловой активности», обладающих высоким уровнем профессионального мастерства, способных оказать помощь молодым педагогам, педагогам - «стажистам» и педагогам совершенствующим свое мастерство. Мы выделили наиболее важные, приоритетные направления методической работы с каждым педагогом и сформировали из них коррекционные «центры». Так создались три коррекционных «центра».

Первый - «Центр профессионального становления» (2 педагога-14%). Основная деятельность центра, организация тьюторского сопровождения молодых педагогов по «дорожной карте» и работа в клубе «Начинающий воспитатель».

Второй - «Центр профессиональной переподготовки» (7 педагогов - 54%) отвечал за организацию курсовой подготовка, аттестацию педагогов и профессиональную переподготовку и совершенствование педагогического мастерства.

Деятельность третьего - «Информационно- коммуникативный центр» (6 педагогов -42%), основывалась на повышении уровня развития навыков владения ИКТ педагогов «стажистов».

Для работы центров была разработана и внедрена инновационная форма методической деятельности «Методический комплекс».

В состав «Методического комплекса» вошли:

  • программа тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»;
  • проект «Внедрение современных образовательных технологий, способствующи повышению профессионального уровня педагогов»;
  • программа психологического сопровождения педагога «Путь к успеху»;
  • проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через самообразование».

Деятельность основного этапа способствовала организация эффективной системы взаимодействия центров по внедрению «Методического комплекса». С первого дня работы молодого специалиста в ДОО, в «Центре профессионального становления», начиналась реализация «дорожной карты», его тьюторское сопровождения. Педагоги разработали положение о группе педагогов - наставниках, план работы группы, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) молодого педагога.

Организация работы «Центра профессиональной переподготовки» основывалась на поиске стимулов, поддерживающих активность педагогов с не сложившейся позицией саморазвития, использовались внешние мероприятия: обучение на курсах повышения квалификации и проблемных  курсах, поступление педагогов со среднеспециальным образованием в ВУЗы, профессиональная переподготовка педагогов со школьным образованием на дошкольное, посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом других педагогов. Весь педагогический коллектив прошел курсовую подготовку по теме: «Научно-методическое сопровождение деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС», повысили свою квалификацию все младшие воспитатели. 20% педагогов поступили в ВУЗ. Возможность участия в инновационной деятельности помогло стимулировать интерес педагогов к работе. Педагоги активно посещали мастер-классы, творческие гостиные, проводимые в дошкольных учреждениях района с целью обмена опытом.

«Информационно- коммуникативный центр» активно реализовывал программу «Путь к успеху». Повысить теоретический уровень педагогов и совершенствовать их информационную компетентность помогли семинары - практикумы, на которых педагоги «центра деловой активности» давали практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживали их выполнение. Результатом деятельности центра стало: использование Интернет - ресурсов при подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию; участие в форумах, видеоконференциях; участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах. Это повысило уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Педагоги научились разрабатывать документы, создавать презентации и буклеты, выставляли материалы на сайт ДОУ, открывали персональные сайты. Использование Internet-ресурсов позволил сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Активизация инновационной творческой деятельности педагогов стала возможна через внедрение «Центром деловой активности» в методическую деятельность нетрадиционных, интерактивных методов и форм работы. В целях повышения активности, побуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков внедрили в методическую деятельность инновационную форму работы - методический театр. Практика внедрения активных методов обучения: деловых игр, экспресс - конференций, дискуссий, консультаций-тренингов, консультаций -диалогов, помогла формировать творческое мышление педагогов, искать новые пути решения сложных задач, тренировала их практические умения и навыки.

Педагоги получили навыки по внедрению метода кейса, познакомились с социо-игровой технологией В.Букатова. В конце каждого методического мероприятия традиционным стало проведение рефлексии («Ракушка», «Мое настроение», «Шесть шляп» (по методу Эдварда де Боно), «На сегодняшнем семинаре я...» и т.д).

Организация деятельности педагогов в педагогических мастерских, способствовала ознакомлению с игровыми и проектными технологиями, созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

На заключительном этапе с педагогами был повторно проведен мониторинг профессиональной деятельности.

Полученные результаты свидетельствовали о положительной динамике формирования мотивационной готовности педагогов ДОУ к инновационной деятельности, у педагогов появилось позитивное отношение к новшеству, желание им заниматься, стремление оценивать свой профессиональный и личностный опыт с позиций инноваций, повысился профессиональный уровень.

В заключении хочется отметить следующее, не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств. Современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.

Литература

  1. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2006. - № 6
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов - 2 изд. доп. испр. и перераб. М.: Логос, 2004.
  3. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2007. - № 1
  4. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 1979.
  5. Столяренко А.М. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство, как фактор повышения качества дошкольного образования.

Работа с дошкольниками – дело очень серьезное и интересное. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге. Но в области доступа к библиотечному обслуживанию ребенок всецело зав...

Проект УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ДОУ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проект реализуется в течение 4 лет и имеет результаты. Цель проекта: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий. Реализация пр...

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»

   Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в п...

Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...

Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования

Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования"  поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...