Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью
консультация (младшая группа)

Ставер Елена Викторовна

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 17 «Здоровячок» комбинированного вида

Возраст детей: 2-5 лет.

        Организация развивающей предметно-пространственной среды группы  построена  в соответствии с ФГОС.

         Безопасность и психологическая комфортность определяются удобством развивающего пространства, наличием положительного эмоционального фона, соответствующего возрасту, актуальным и индивидуальным особенностям детей.

         Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель соответствует росту и возрасту детей. Все  столы и стулья промаркированы. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается актуальная информация по детскому саду, консультации и советы родителям. В нашей раздевалке также на уровне детей расположена полка для презентации детских работ и задействована часть стены для детского творчества (мольберты с рамочками для рисования и кармашками для карандашей, фломастеров, мелков).

Предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей; в полной мере реализован принцип «от простого к сложному»: воспитание и обучение дошкольников,  их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье; предметно – пространственная среда соответствует своеобразному пространственному восприятию: грамотное зонирование  обеспечивает зону условной изоляции («вижу, но не мешаю») тем детям, которым это необходимо.

Цветовое решение интерьера комфортное (стены окрашены в светло- розовые тона). Т.к  группу посещают воспитанники с нарушением зрения,  РППС (развивающей предметно пространственной среды) создавалась с учётом особенностей наших детей. В помещении группы дверные проёмы, ручки, столы выделены контрастным цветом. Особое внимание уделялось упражнениям  на коррекцию зрения (глазные ориентиры). В нашей группе создан центр для тренировки различных зрительных функций. На стенах в  группе  имеются:

•        схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарному.

•         метки на стекле по Э.С. Аветисову.

•        подвесные модули.

Одна из основных черт ребёнка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество  материалов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в ДОУ (группе); возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью: вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Наличие учебной, игровой зон позволило нам  использовать помещение группы наилучшим образом.

УЧЕБНАЯ ЗОНА   расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.

В учебной зоне размещены: центр творчества, центр природы совмещен с центром воды и песка, центр сенсомоторного развития, центр для тренировки различных зрительных функций.

В центре творчества  детям предлагается  большой выбор изобразительных материалов для развития творческого потенциала детей, интереса к изобразительной деятельности, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности: белая и цветная бумага, разного формата, восковые мелки, карандаши, фломастеры, краски и кисти, печатки, трафареты, различной тематики, раскраски, пластилин, глина,  доски, стеки, предметы искусства для рассматривания, различный бросовый  и природный материал для самостоятельного использования в  лепке и аппликации.

При работе в центре, дети используют контрастные подкладные листы, есть возможность презентовать свои работы.

Центр сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики,  тактильных ощущений, а так же умственного развития. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки, выкладывать из мозаики картинки и др., используют в играх занимательный и познавательный математический материал, наборы геометрических фигур.

Центр природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Центр природы содержит площадку для игр с водой и песком, природный материал, сыпучие материалы, различные  коллекции, емкостями разной вместимости, набор воронок разного размера, леечки, кораблики изготовленные детьми и фабричного производства, сачки; набор для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации и размера, емкости, совочки. Всё это наполнение позволяет детям самостоятельно и с помощью взрослого проводить элементарные опыты. Здесь же представлены книги и дидактические пособия, игры о временах года, животных, растениях, природных явлениях (стихи, иллюстрации).

ИГРОВАЯ ЗОНА

 Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки,  создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона представлена центром для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежности; центром конструктивных игр, центром безопасности, физического развития. В центре сюжетно-ролевых игр достаточно атрибутов к играм, с помощью различных ширм дети могут изменять пространство, это развивает инициативу и самостоятельность. Учитывая особенность детей нашей группы, все игровые атрибуты имеют яркую внешность.

В центре строительно – конструктивных игр детям предлагаются различный конструктор, строительные наборы, крупные пластмассовые кубики и наборы животных, машинок. Свободное пространство  на полу дает возможность сооружать постройки. Для развития фантазии и творческого мышления центр наполнен бросовым материалом. Он используется детьми для оформления своих построек во время игр. Центр безопасности включает в себя наглядную информацию, различного размера  и назначения машины, макет «Улица», светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение помогает детям усваивать  материал о ПДД через сюжетно-ролевую игру.

Центр музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а  так же различные музыкальные сказки.

Рядом расположен центр театрального развития.  Он включает в себя «Костюмерную», «Салон красоты», а также представлен различными видами настольного театра. Имеются различные маски для инсценировок. Недостающие маски дети изготавливают для себя сами, используя различные материалы. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления. Театральная ширма снабжена лёгкими занавесками, что позволяет использовать её  как место, где можно посекретничать, или превратить в домик или просто уединиться.  

Так же у ребят в группе есть место хранения личных секретиков.

Так же в группе имеется уголок физического развития, цель которого является развитие двигательной активности,  физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в закаливающих процедурах, подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.  

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Столы, за которыми находятся дети во время приема пищи, можно расставить вдоль стены, поставить кругом или полукругом для того, чтобы увеличить площадь для двигательной активности детей, для игровой деятельности. Различные ширмы используются в игровой деятельности для создания домиков, для того чтобы отгородится от других детей и т.д.

 Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать его на место. Для этого имеются открытые стеллажи, шкафы, контейнеры и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Развивающая среда, созданная в группе, обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей с взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность. Среда в группе создана с учетом ФГОС и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом склонностей, интересов, уровня активности. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы ...

Аналитическая справка развивающей предметно - пространственной среды в группе

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды  разновозрастной группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  комби...

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в группе

Описание развивающей предметно-пространственной среды в группе...

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды второй компенсирующей группы

   Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является  не только социокульт...

Аналитическая справка "Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе"

Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, ...