Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Скоро в школу" 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Маслова Евгения Олеговна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Скоро в школу" 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu_5-6.docx338.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скоро в школу» имеет социально-гуманитарную направленность.

Адресат программы: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Скоро в школу» предназначена для детей в возрасте 5 - 6 лет из состава воспитанников МАДОУ ЦРР д/с №76. 

Актуальность программы на этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительной особенностью программы является:

Использование деятельностного метода для знакомства детей с новым материалом, что позволяет дошкольникам получать не знание в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенным признаков.

В основе лежит коррекционный (логопедический) подход, позволяющий обеспечить системное развитие всех компонентов речи на более качественном уровне, корректировать при необходимости отдельные незначительные недостатки речи детей, а также предупредить появление характерных ошибок в чтении и письме.

Объем и срок освоения программы– 9 месяцев

На полное освоение программы требуется - 72 часов.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в группы осуществляется из детей МАДОУ ЦРР д/с № 76. Программа предполагает групповые формы работы с детьми. Состав групп от 5 - 17 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: 25 минут. Недельная нагрузка на одну группу: - 2 часа. Занятия проводятся - 2 раза в неделю, во вторую половину дня.

Данная программа включает в себя курс развития математических представлений «Раз - ступенька, два – ступенька», курс развития речи, подготовке к обучению грамоте «По дороге к азбуке».

Педагогическая целесообразность.

Обучение проводится в занимательной, игровой форме. В ходе активного участия детей в дидактических играх и игровых упражнениях происходит не только усвоение знаний, но общее развитие ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Учебный материал вводится последовательно: от развития более простых умений детей к развитию более сложных умений. В рамках занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.

Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать своё отношение к занятию, к тому, что понравилось, а что было трудным. Задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы.

Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя их учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.

Практическая значимость.

В результате освоения программы, обучающиеся научатся понимать, что такое слово, предложение и как они строятся, интонационно выделять звуки в слове, называть слова с заданным звуком, научатся делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки. Познакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы), измерять с помощью линейки, изображать отрезки заданной длины, определять время с точностью до получаса.

Ведущие теоретические идеи.

Ведущая идея данной программы — создание позитивных изменений в познавательной сфере детей, которые происходят в результате математических представлений и связанных с ними логических операций, и многосторонней речевой подготовки к школе.

Цель программы: всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи программы:

Обучающая:

  • формировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
  • научить способам интонационного выделения звуков в слове;
  • научить называть слова с заданным звуком;
  • познакомить со слогом, со слоговой структурой слова, научить делить слова на слоги;
  • учить выделять гласные и согласные звуки;
  • познакомить с образованием чисел второго десятка;
  • познакомить с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы);
  • научить измерять с помощью линейки, изображать отрезки заданной длины;
  • научить определять время с точностью до получаса, закреплять знания о днях недели, месяцах, временах года.

Развивающая:

  • развивать речевые навыки и умения в области грамоты (наличие у ребёнка представления о звуковой основе речи, о слове, о слоге, звуке, ударении, о качественной характеристике звуков: о выразительных средствах речи);
  • развивать логические формы мышления (количество и счёт, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени).

Воспитательная: воспитывать интеллектуальные, познавательно-речевые и математические способности у каждого ребёнка.

Принципы отбора содержания

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества;
  • принцип комплексного подхода.

Организационно – педагогические условия реализации программы:

Кадровое обеспечение реализации программы. Программу ведёт педагог дополнительного образования, имеет высшее профессиональное образование, первую категорию.

Материально – техническое обеспечение.  Для эффективной организации образовательного процесса в рамках программы необходимы:

  • кабинет для занятий;
  • столы и стулья по количеству детей группы;
  • Интерактивная доска;
  • Магнитная доска;
  • Компьютер;
  • Дидактические материалы;
  • Рабочие тетради.

Методическое обеспечение программы:

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы:

  • Словесный (рассказ беседа);
  • Наглядный (демонстрация картин, иллюстрации),
  • Практический (работа в рабочих тетрадях).

Чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Учебно – методический материал для реализации программы:

  • Пособия и игры для развития мышления, внимания, памяти и речи;
  • Пособия и игры для развития мелкой моторики пальцев рук;
  • Пособия по обучению и счету;
  • Пособия по подготовки к грамоте;
  • Демонстрационный и раздаточный материал

Требования к усвоению программы

Успех реализации данной программы будет обеспечен при выполнении следующих условий:

  • личностно-ориентированное взаимодействие со взрослым в процессе освоения содержания;
  • построением предметно-пространственной среды и наполняемостью центра познавательного развития дидактическими играми и пособиями математического содержания;
  • активным привлечением родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Планируемые результаты: Курс развития речи, обучения грамоте

В результате освоения программы у ребёнка:

  • чистое звукопроизношение;
  • достаточно развитая мелкая моторика пальцев рук;
  • ребёнок использует в активной речи тематическую лексику, названия признаков предметов, действий;
  • потребляет одно-, двух- и трёхсложные (в ряде случаев – четырёхсложные) слова;
  • имеет воспроизводить и изменять фонетический, слоговой и морфологический рисунок слова;
  • согласовывает слова в словосочетаниях и предложениях;
  • использует в речи распространённые простые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
  • использует в речи простые и сложные предлоги;
  • имеет представление о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;
  • знает буквы гласных и некоторых согласных звуков; умеет производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, различать слова по звуковому и слоговому составу;
  • использует в речи простые и сложные предлоги;
  • имеет представление о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;
  • знает буквы гласных и некоторых согласных звуков; умеет производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, различать слова по звуковому и слоговому составу.

Планируемые результаты: Курс математическое развитие 5-6 лет

В результате освоения программы у ребёнка:

  • умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру;
  • умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком;
  • умеет в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3–4 предметов, находить «лишний» предмет;
  • умеет находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
  • умеет сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше), и на сколько;
  • умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • умеет соотносить запись чисел 1–8 с количеством и порядком предметов;
  • умеет сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8;
  • умеет изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов;
  • умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, объему (вместимости), раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними;
  • умеет правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире – уже, длиннее – короче, справа, слева, выше, ниже, вверху, внизу, раньше – позже и т.д.);
  • умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево);
  • показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта;
  • умеет называть части суток, устанавливать их последовательность, находить последовательность событий и нарушение последовательности;
  • умеет узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Механизм оценивания образовательных результатов

Дети по программе не оцениваются.

Формы подведения итогов реализации программы

  • открытые показы ОД для родителей (законных представителей);
  • участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.

Учебно-тематический план

Занятие

(п/н)

Курс

Тема

Количество часов

теория

практика

1

«По дороге к азбуке»

Звуки и буквы

0,25

0,75

2

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Свойства предметов

0,25

0,75

3

«По дороге к азбуке»

Слова и звуки

0,25

0,75

4

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Свойства предметов

0,25

0,75

5

«По дороге к азбуке»

Звук [А]

0,25

0,75

6

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Свойства предметов

0,25

0,75

7

«По дороге к азбуке»

Звук [О]

0,25

0,75

8

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Свойства предметов

0,25

0,75

9

«По дороге к азбуке»

Звук [Э]

0,25

0,75

10

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Свойства предметов

0,25

0,75

11

«По дороге к азбуке»

Звук [И]

0,25

0,75

12

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Сравнение групп предметов

0,25

0,75

13

«По дороге к азбуке»

Звук [Ы]

0,25

0,75

14

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Сравнение групп предметов

0,25

0,75

15

«По дороге к азбуке»

Звуки [И] - [Ы]

0,25

0,75

16

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Сравнение групп предметов

0,25

0,75

17

«По дороге к азбуке»

Звук [У]

0,25

0,75

18

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Сложение

0,25

0,75

19

«По дороге к азбуке»

Гласные звуки

0,25

0,75

20

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Пространственные отношения: на, над,

под

0,25

0,75

21

«По дороге к азбуке» «По дороге к азбуке»

Звук [М]. Согласные звуки

0,25

0,75

22

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Пространственные отношения: слева,

справа

0,25

0,75

23

«По дороге к азбуке»

         

Звук [М ’]. Твёрдые и мягкие согласные.

0,25

0,75

24

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Пространственные отношения: слева,

справа

0,25

0,75

25

«По дороге к азбуке»

Звук [Н]

0,25

0,75

26

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Вычитание.

0,25

0,75

27

«По дороге к азбуке»

Звук [Н ’ ]

0,25

0,75

28

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Пространственные отношения:

между посередине

0,25

0,75

29

«По дороге к азбуке»

Звук [П]

0,25

0,75

30

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Один – много

0,25

0,75

31

«По дороге к азбуке»

Звук [П ’ ]

0,25

0,75

32

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Число 1. Цифра 1

0,25

0,75

33

«По дороге к азбуке»

Звук [Т]

0,25

0,75

34

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Внутри, снаружи

0,25

0,75

35

«По дороге к азбуке»

Звук [Т ’ ]

0,25

0,75

36

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Число 2. Цифра 2. Пара

0,25

0,75

37

«По дороге к азбуке»

Звук [К]

0,25

0,75

38

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Точка. Линия. Прямая и кривая линия

0,25

0,75

39

«По дороге к азбуке»

Звук [К ’ ]

0,25

0,75

40

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Отрезок. Луч.

0,25

0,75

41

«По дороге к азбуке»

Звук [Х]

0,25

0,75

42

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Число и цифра 3

0,25

0,75

43

«По дороге к азбуке»

Звук [Х ’ ]

0,25

0,75

44

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Замкнутые и незамкнутые линии

0,25

0,75

45

«По дороге к азбуке»

Звуки [К] - [Х], [К ’] - [Х ‘ ]

0,25

0,75

46

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Ломаная линия, многоугольник

0,25

0,75

47

«По дороге к азбуке»

Звук [Ф]

0,25

0,75

48

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Число 4. Цифра 4.

0,25

0,75

49

«По дороге к азбуке»

Звук [Ф ’ ]

0,25

0,75

50

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Угол.

0,25

0,75

51

«По дороге к азбуке»

Звук [Й ’ ]

0,25

0,75

52

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Числовой отрезок

0,25

0,75

53

«По дороге к азбуке»

Дружные звуки [Й ’О]

0,25

0,75

54

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Число 5. Цифра 5

0,25

0,75

55

«По дороге к азбуке»

Звуки [Й ’У]

0,25

0,75

56

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Впереди – сзади.

0,25

0,75

57

«По дороге к азбуке»

Звуки [Й ’А]

0,25

0,75

58

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Столько же

0,25

0,75

59

«По дороге к азбуке»

Звуки [Й ’Э]

0,25

0,75

60

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Больше. Меньше. Знаки > и <

0,25

0,75

61

«По дороге к азбуке»

Звук [Й’Э] [Й’О] [Й’У] [Й’А]

0,25

0,75

62

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Раньше, позже

0,25

0,75

63

«По дороге к азбуке»

Закрепление  гласных звуков.

0,25

0,75

64

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Длиннее, короче

0,25

0,75

65

«По дороге к азбуке»

Закрепление согласных звуков

0,25

0,75

66

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Повторение. Числа 1-5

0,25

0,75

67

«По дороге к азбуке»

Составление слогов по пройденному материалу

0,25

0,75

68

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Повторение. Сложение и вычитание в пределах 5

0,25

0,75

69

«По дороге к азбуке»

Повторение. Игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры

0,25

0,75

70

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Повторение. Ориентировка в пространстве

0,25

0,75

71

«По дороге к азбуке»

Открытое занятие

0,25

0,75

72

«Раз – ступенька, два – ступенька»

Открытое занятие

0,25

0,75

Итого

18

54

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(72 часа, 2 часа в неделю)

  1. Звуки и буквы. Познакомить детей с понятиями «звуки» и «буквы». Формировать представления о том, с помощью чего произносятся звуки (органы артикуляции);
  2. Свойства предметов. Знакомство с понятиями «одинаковые», «разные». Развитие умения сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления). Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Уметь находить сходства и отличия;
  3. Слова и звуки. Познакомить детей с понятием «слово», учить различать короткие и длинные слова. Закрепить понятие «звук»;
  4. Свойства предметов. Закрепить понятия треугольник, прямоугольник, квадрат, овал. Учить находить сходства и различия.   Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  5. Звук [А]. Познакомить детей с гласным звуком [А], его условным обозначением, способом произнесения, графическим обозначением звука, буквой А. Учить определять положение звука [А] в слове. Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Закрепить понятия «звуки» и «буквы». Учить заштриховывать буквы;
  6. Свойства предметов. Умение группировать предметы, обозначать название предметов словом. Развитие познавательных процессов.  Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  7. Звук [О]. Познакомить детей с гласным звуком [О], его условным изображением, графическим обозначением звука, буквой О. Упражнять в правильном произнесении звука при участии органа артикуляции (губы). Учить определять положение звука [О] в слове (начало, середина, конец). Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Закрепить представления о звуке [А]. Упражнять в штриховке;
  8. Свойства предметов. Учить анализировать форму предметов, их цвет при изменении предметов. учить находить закономерности в расположении геометрических фигур. Развитие познавательных процессов.  Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  9. Звук [Э]. Познакомить детей с гласным звуком [Э], его условным обозначением, способом произнесения, графическим обозначением звука, буквой Э. Учить определять положение звука [Э] в слове. Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Учить детей изменять слово путём добавления звука в начале слова. Закрепить представления о звуке [О]. Упражнять в штриховке;
  10. Свойства предметов. Знакомство с понятиями «большой», «маленький». Обучение соотнесению предметов по величине. Развитие умения группировать предметы по заданному признаку. Учить использовать в речи понятия увеличить, уменьшить.  Развитие познавательных процессов.  Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  11. Звук [И]. Познакомить детей с гласным звуком [И], его условным обозначением, способом произнесения, графическим обозначением звука, буквой И. Учить определять положение звука [И] в слове. Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Продолжать обучать детей изменять слово путём добавления звука в начале слова. Показать способ слияния двух звуков [И], [А] для получения слога «ИА». Учить соединять при произнесении два звука. Закрепить понятия длинные и короткие слова, представления о звуке [Э]. Упражнять в штриховке;
  12. Сравнение. Обучение сравнению совокупностей предметов. Учить читать записи, в которых использовали знаки «равно» и «неравно». Закрепление понятий «столько же», «поровну». Обучение восстановлению равенства. Закрепление понятий «увеличение», «уменьшение». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  13. Звук [Ы]. Познакомить детей с гласным звуком [Ы], его условным обозначением, способом произнесения, графическим обозначением звука, буквой Ы. Учить определять положение звука [Ы] в слове. Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Учить детей изменять слово путём добавления, исключения звука в конце слова, выяснять разницу между парами слов. Закрепить представления о звуке [И]. Упражнять в штриховке;
  14. Сравнение. Обучение постановке знаков «=» и «≠» при сравнении предметов.  Обучение замещению предметов на большие и меньшие по форме. Учить находить закономерности. Развитие тактильных ощущений.  Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  15. Звуки [И] - [Ы]. Закрепить представления о звуках [И] - [Ы], находить отличия в способах их произнесения, определять звуки в словах и место их положения (начало, середина, конец слова) на наглядной основе и на слух. Учить заменять звук в слове для получения слова в ласкательной форме;
  16. Сравнение. Обучение постановке знаков «=» и «≠» при сравнении предметов.    Обучение восстановлению равенства между совокупностями.  Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  17. Звук [У]. Познакомить детей с гласным звуком [У], его условным обозначением, способом произнесения, графическим обозначением звука, буквой У. Учить определять положение звука [У] в слове. Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Сравнивать способ произнесения звука [У] со способом произнесения звука [О], называть различия. Упражнять в штриховке;
  18. Сложение. Формирование представлений о сложении, оперируя понятиями: первая часть, вторая часть, целое.  Учить находить закономерности.  Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  19. Гласные звуки. Познакомить детей с понятием «гласные звуки», их условным обозначение – красным цветом. Учить определять гласный звук по описанию его артикуляции, по изображению артикуляции. Упражнять в определении гласных звуков в словах;
  20. Пространственные отношения: на, над, под. Формирование пространственных представлений. Дифференциация понятий «на», «над», «под». Развитие ориентировки на местности.  Закрепить представления о сложении, оперируя понятиями: первая часть, вторая часть, целое.   Учить находить закономерности. Обучения способам группировки предметов.  Развитие тактильных ощущений. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  21. Звук [М] Согласные звуки. Слоги. Познакомить детей с понятиями «согласные звуки», «слоги». Сформировать представления о признаках отличия согласных звуков от гласных. Учить выкладывать с помощью звуковых обозначений слоги, изменять положение звуковых обозначений и прочитывать слоги;
  22. Пространственные отношения: слева, справа. Формирование пространственных представлений. Дифференциация понятий «слева», «справа». Развитие ориентировки на местности.  Закрепить представления о сложении, оперируя понятиями: первая часть, вторая часть, целое.   Учить находить закономерности. Обучения способам группировки предметов.  Развитие тактильных ощущений. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  23. Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные. Познакомить детей с понятием твёрдые и мягкие согласны звуки, с цветовым условным обозначением этих звуков. Формировать представления о согласном звуке [М’], способе его произнесения, условном изображении. Упражнять в подборе антонимов, слов с заданным звуком. Закреплять умения выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. Упражнять в штриховке;
  24. Пространственные отношения: слева, справа. Формирование пространственных представлений. Дифференциация понятий «слева», «справа». Развитие ориентировки на местности.  Закрепить представления о сложении, оперируя понятиями: первая часть, вторая часть, целое.   Учить находить закономерности. Обучения способам группировки предметов.  Развитие тактильных ощущений. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  25.  Звук [Н]. Познакомить детей с согласным звуком [Н], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой Н). Учить давать характеристику звуку правильно строя ответ. Закреплять умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений, менять местами карточки и «прочитывать» новые слоги. Самостоятельно выполнять задания в тетради с цветовым обозначением звука. Продолжать учить изменять слова путём добавления слога в начале слова. Закрепить представления об отличии гласных звуков от согласных;
  26. Вычитание. Познакомить с понятием «вычитание» и учить использовать этот термин в активной речи. Закрепление понятий «справа», «слева», «на», «под», «над».  Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  27. Звук [Н’]. Познакомить детей с согласным звуком [Н’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Сравнивать звуки [Н] и [Н’]. Давать характеристику звукам правильно строя ответ, используя цветовые обозначения. Упражнять в выкладывании слогов со звуком [Н’], заменять твёрдый звук на мягкий. Упражнять в штриховке;
  28. Пространственные отношения: между, посередине. Обучение сравнению предметов по количеству. Введение в активную речь понятий «между», «посередине». Закрепление понятий «вычитание», «сложение». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  29. Звук [П]. Познакомить детей с согласным звуком [П], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой П). Давать характеристику звуку правильно строя ответ. Закреплять умение выделять звук в любой части слова, составлять слоги. Собирать слово из повторяющихся слогов, добавляя слог в начале слова;
  30. Один – много. Обучение сравнению предметов по количеству. Введение в активную речь понятий «один», «много». Закрепление понятий «между», «посередине», «справа», «слева». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  31. Звук [П’]. Познакомить детей с согласным звуком [П’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Упражнять в умении давать характеристику звуку правильно строя ответ. Составлять прямые и обратные слоги. Учить последовательно преобразовывать слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава. Выкладывать по порядку обозначения звуков для получения слова. Сравнивать звуки [П] и [П’] между собой. Упражнять в штриховке;
  32. Число 1. Цифра 1. Знакомство с числом и цифрой 1.  Обучение замещению предметов символами. Закрепление навыка создания последовательности в определенном ритме.  Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  33. Звук [Т]. Познакомить детей с согласным звуком [Т], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой Т). Продолжать упражнять в умении давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Изменять слово путём замены первого звука. Подбирать звуковые обозначения к первым звукам в названии картинок, выкладывать их по порядку и «прочитывать» полученное слово;
  34. Внутри, снаружи. Формирование пространственных представлений. Дифференциация понятий «внутри», «снаружи». Развитие ориентировки на местности;
  35. Звук [Т’]. Познакомить детей с согласным звуком [Т’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Продолжать упражнять в умении давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Учить разгадывать ребусы. Сравнивать звуки [Т] и [Т’] между собой. Упражнять в штриховке;
  36. Число 2. Цифра 2. Пара. Знакомство с числом и цифрой 2. Обучение замещению реальных предметов символами. Учить использовать в активной речи понятие «пара». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  37. Звук [К]. Познакомить детей с согласным звуком [К], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой К). Закрепить умение давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Изменять слова путём замены звуков. Познакомить с семантикой слов кум и кума;
  38. Точка. Линия. Прямая и кривая линия. Ввести понятия «точка», «линия», «прямая и кривая линии». Закрепить знание состава числа 2.  Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  39. Звук [К’]. Познакомить детей с согласным звуком [К’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Упражнять в сравнении звуков [К] и [К’]. Подбирать звуковые обозначения к первым звукам в названии картинок, выкладывать их по порядку и «прочитывать» полученное слово, заменять звук и добавлять слог для получения нового слова. Упражнять в штриховке;
  40. Отрезок. Луч. Ввести понятия «отрезок».  Учить решать примеры на сложение и вычитание с числами 1 и 2. Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
  41. Звук [Х]. Познакомить детей с согласным звуком [Х], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой Х). Давать характеристику звуку правильно строя ответ, используя цветовое обозначение. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Закреплять понятия длинные и короткие слова. Вкладывать с помощью звуковых обозначений слова, изменять их путём исключения звуков. Подбирать звуковые обозначения к первым звукам в названии картинок, выкладывать их по порядку и «прочитывать» полученное слово;
  42. Число и цифра 3. Знакомство с числом и цифрой 3. Обучение замещению реальных предметов символами.  Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  43. Звук [Х’]. Познакомить детей с согласным звуком [Х’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Изменять слово путём исключения звука. Сравнивать звуки [Х] и [Х’] между собой. Упражнять в штриховке;
  44. Замкнутые и незамкнутые линии. Ввести понятия «замкнутая линия», «незамкнутая линия».  Закрепить знание состава числа 3. Учить соотносить количество предметов с числом 3.  Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  45. Звуки [К] - [Х], [К’] - [Х‘]. Учить проводить сравнительный анализ звуков [К] - [Х] и [К’] - [Х‘]. Выделять звуки в любой части слова, составлять с ними прямые и обратные слоги. Изменять слова путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков и слогов;
  46. Ломаная линия, многоугольник. Ввести понятия «ломаная линия», «многоугольник».  Закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание с числами 1, 2, 3. Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  47. Звук [Ф]. Познакомить детей с согласным звуком [Ф], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой Ф). Давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Упражнять в разгадывании ребусов, изменении слов путём замены, добавления звука в начале или конце слога;
  48. Число 4. Цифра 4. Знакомство с числом и цифрой 4.  Знакомство с образованием числа четыре от предыдущего. Закрепление цифрового ряда от одного до пяти.  Знакомство с образованием числа 4 из двух меньших чисел. Развитие конструктивного праксиса.   Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  49. Звук [Ф’]. Познакомить детей с согласным звуком [Ф’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Сравнивать звуки [Ф] и [Ф’] между собой. Изменять слова путём перестановки слогов. Упражнять в штриховке;
  50. Угол. Ввести понятие «угол». Учить находить углы на рисунках, на предметах. Закрепить умение складывать и вычитать числа от 1 до 4. закрепить знание состава числа 4. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  51. Звук [Й’]. Познакомить детей с особым согласным звуком [Й’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой Й). Давать акустическую характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять слоги. Преобразовывать слова в другие путём изменения его звукового состава. Упражнять в штриховке;
  52. Числовой отрезок. Ввести понятие «числового луча», учить использовать его в речи. Закрепление навыка порядкового счета.  Учить решать примеры на сложение и вычитание с помощью числового луча. Развитие тактильных ощущений. Закрепление навыков согласования числительных с существительными.  Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  53. Дружные звуки [Й’О]. Формировать понятие, что некоторые пары звуков («дружные звуки») в русском языке обозначаются одной буквой. Познакомить с буквой Ё. Упражнять в правильной артикуляции пары звуков. Учить слышать и выделять эти звуки в словах, проводить сравнительный анализ. Упражнять в штриховке;
  54. Число 5. Цифра 5. Знакомство с числом и цифрой 5. Закрепление цифрового ряда от одного до пяти.  Знакомство с образованием числа 5 из двух меньших чисел. Развитие конструктивного праксиса.   Развитие познавательных процессов.  Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  55. Звуки [Й’У]. Продолжать знакомить детей с парами «дружных звуков». Упражнять в умении слышать и выделять эти звуки в словах, проводить сравнительный анализ. Познакомить с буквой Ю. Упражнять в правильной артикуляции пары звуков. Разгадывать слово по первым звукам названий картинок, выкладывать его с помощью звуковых обозначений. Изменять слова путём замены, добавления и исключения звуков. Упражнять в штриховке;
  56. Впереди, сзади. Закрепление навыка ориентировки в пространстве и на плоскости. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  57. Звуки [Й’А]. Продолжать знакомить детей с парами «дружных звуков». Упражнять в умении слышать и выделять эти звуки в словах, проводить сравнительный анализ. Познакомить с буквой Я. Упражнять в правильной артикуляции пары звуков. Преобразовывать слова в другие слова путём неоднократного изменения звукового состава слова. Разгадывать ребус. Упражнять в штриховке;
  58. Столько же. Научить устанавливать равенство и сравнивать группы предметов по количеству. Закрепление навыка использования знаков «≠», «=».  Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  59. Звуки [Й’Э]. Продолжать знакомить детей с парами «дружных звуков». Упражнять в умении слышать и выделять эти звуки в словах, проводить сравнительный анализ. Познакомить с буквой Е. Упражнять в правильной артикуляции пары звуков. Упражнять в штриховке;
  60. Больше. Меньше. >, <. Закрепление умения устанавливать равенство и сравнивать группы предметов по количеству. Закрепление навыка использования знаков «>», «<», «=».  Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  61. Звук [Й’Э] [Й’О] [Й’У] [Й’А]. Повторить йотированные пары звуков, проводить их сравнительный анализ. Закрепить умение подбирать антонимы. Преобразовывать слова с помощью йотированных звуков для получения новых слов;
  62. Раньше. Позже. Обучение восстановлению последовательности событий. Введение в активную речь слов «раньше», «позже». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
  63. Закрепление гласных звуков.
  64. Длиннее, короче. Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее», «короче». Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-5, счетные умения в пределах 5;
  65. Закрепление согласных звуков. Закрепление пройденных согласных звуков;
  66. Повторение. Повторение чисел от 1 до 5;
  67. Составление слогов по пройденному материалу.
  68. Повторение. Повторение действий на сложения и вычитания в пределах 5;
  69. Повторение. Игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры;
  70. Повторение. Повторение на ориентировку в пространстве;
  71. Открытое занятие;
  72. Открытое занятие.

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Скоро в школу» на 2021-2022 учебный год.

Начало учебного года: 01.09.2021 г.

Окончание учебного год: 31.05.2022 г.

Продолжительность учебного года по реализации дополнительной общеобразовательной программы: с 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г. (без праздничных дней).

Праздничные (выходные) дни в соответствии с производственным календарем на 2020-2021 учебный год:

  • 4,5 ноября – День народного единства;
  • 31.12-09.01 – Новогодние каникулы;
  • 23 февраля – День защитника Отечества;
  • 7,8 марта – Международный женский день;
  • 1,2, 3 мая – Праздник весны и труда;
  • 9,10 мая – День Победы

Список литературы:

  1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. По дороге к азбуке. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей, к частям 3 и 4, Баласс, 2016
  2. Бунеев Р.Н.Бунеева Е.В.Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие по речевому развитию детей. В 5-ти частях. Часть 3, Баласс, 2017
  3. Бунеев Р.Н.Бунеева Е.В.Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Речевое развитие детей дошкольного возраста (6-7(8) лет). Учебное пособие в 5-ти частях. Часть 4, Баласс, 2017
  4. Бунеев Р.Н.Бунеева Е.В.Кислова Т.Р. Развитие речи. Пособие для дошкольников (карточки, картинки). Часть 5, Баласс, 2007
  5. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». – М.: 1989.
  6. Волина В.В. «Учимся, играя». – М.: «Просвещение, 1994.
  7. «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет./ Под ред. А.А. Столяра. – М.: «Просвещение», 1991.
  8. Логика и математика для дошкольников / авт.сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-Пресс», 1996.
  9. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – М.: «Просвещение», 1985.
  10. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1). Демонстрационный материал, Бином. Лаборатория знаний, 2018
  11. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1). Демонстрационный материал, Бином. Лаборатория знаний, 2018
  12. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Часть 3. ФГОС ДО, 2019 
  13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 5-6 лет. Раздаточный материал. ФГОС, 2017 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....