«Роль игры в жизни современного дошкольника»
статья (подготовительная группа)

                                         «Игра – это огромное светлое нежное,                       

                                           через которое в духовный мир ребенка 

                                                       вливается живительный поток представлений         

                                                    и понятий об окружающем мире. Игра – это                           

                                               искра, зажигающая огонек пытливости и 

            любознательности».

                                                                                               В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль игры в жизни дошкольника29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия №119»

Сообщение на тему:

«Роль игры в жизни современного дошкольника»

Подготовила: воспитатель первой

квалификационной категории

Скоблова С.Н.

                                       

                                         «Игра – это огромное светлое нежное,                        

                                           через которое в духовный мир ребенка  

                                                       вливается живительный поток представлений          

                                                    и понятий об окружающем мире. Игра – это                            

                                               искра, зажигающая огонек пытливости и  

            любознательности».

                                                                                               В.А.Сухомлинский

      Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах: в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования — это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрастуспособ усвоения общественного опыта.

Игра имеет очень большое значение для детей. Для ребенка игровая деятельность не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергает анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях, игра для него - огромный мир, причем мир собственно личный, где ребенок может все, что захочет, все, что ему запрещается взрослыми. Уже из выше сказанного можно выделить три стороны игры:

*суверенность (независимость, самостоятельность, частично закрытый мир жизни);

*экспериментальность, как пространство проверки накапливаемого социального опыта;

*игра для детей является первой ступенью познания.

Важное значение игры заключается в том, что дети в раскованной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков.

Для детей игра — это жизненная необходимость и условие развития. Игра признается и исследуется мировым научным сообществом в качестве важнейшего компонента развития ребенка:

- как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев)

- как практика развития (С. Л. Рубинштейн)

- как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин)

- как средство амплификации (обогащения) психического развития ребенка (А. В. Запорожец)

- как особое культурное средство духовно-нравственного развития ребенка (В. В. Абраменкова)

- как форма общения (М. И. Лисина)

- как детская традиция (B.C. Мухина)

- как практика воспитания (Е. В. Субботский)

- как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже)

- как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (М. Мид)

- как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Мид)

- как источник развития творческого воображения (В. Т. Кудрявцев).

В современном мире произошли значительные изменения в жизни взрослых людей, а также в условиях воспитания детей. Всё это не могло не отразиться на детской игре.Педагоги отмечают, что за последние годы произошли существенные изменения в играх дошкольников. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира, их интересов, ценностей, представлений и пр.

В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками.Мир взрослых стал более закрыт для детского понимания, появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист)и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых.

В современных условиях, сокращается также реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью. Всё это затрудняет естественную трансляцию игровой деятельности от одного поколения детей к другому.

Современный ребёнок всё реже включён в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. Большая часть выпускаемых игрушек ориентирована на индивидуальное пользование, очень мало игрушек, направленных на развитие совместных способов действия, на развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Взрослые – в своём стремлении предусмотреть все линии развития ребёнка – не оставляют времени для игры. Занятия физкультурой и посещение различных секций, заменяют игры – упражнения. Практически не используется игровое замещение, так как индустрия игрушек создает уменьшенные копии абсолютно всех предметов мира взрослых. Просмотр современных фильмов и мультфильмов, с их небывалыми образами, которые легко можно принять и понять не дает возможности развития у дошкольника воображения и фантазии.

Сегодня крайне редко можно увидеть игру такой, какой описывал её Д. Б. Эльконин. Сюжетно-ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием, ограниченностью сюжета. Крайне редко удаётся наблюдать в играх детей полноценный сюжет, логически развивающийся и отражающий определённую социальную сторону действительности. Развёрнутая форма сюжетно-ролевой игры предполагает сплочённую группу. Формируется она преимущественно в дошкольных учреждениях. Однако и здесь возможности детей ограничены. Как правило, недостаточно времени, а порой, что не редкость, и нежелание воспитателя играть вместе с детьми.

С другой стороны, в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. Постепенно игра подменяется просмотром телевизора. Родители хотят, чтобы дети учились с самого раннего возраста.

Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, а следовательно, и на особенностях развития детей.Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение взрослых к внедрению интерактивных игр в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование компьютерных игр ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому они должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются плюсы и минусы использования интерактивных игр.

Плюсы использования.

  1. Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
  2. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.
  3. Развитие вкуса стиля у девочек. В каталогах онлайн игр очень много одевалок, макияжа и парикмахерских. Девочки могут встретить в них своих любимых кукол, сказочных героинь, героинь мультфильма, знаменитостей и простых девушек. Большая подборка одежды, причесок и макияжа, позволяет много экспериментировать. Девочки научаться создавать красивые образы, а самое главное, что мамина одежда и косметика останутся нетронутыми. 
  4. Улучшение памяти. Игры-запоминалки могут иметь разную игровую механику, но главная задача – повторить увиденное или услышанное. Большое разнообразие таких игр, позволит каждый раз ставить перед ребенком новую задачу. 
  5. Улучшение творческих навыков. Этому способствуют различные раскраски, музыкальные игры и переделки. Малыш может разукрасить красивую картинку, и, если он ошибется с цветами, всегда можно без проблем нанести новый цвет. Музыкальные игры, в которых необходимо повторить мелодию, позволят развить музыкальный слух. В некоторых даже можно создавать собственную музыку. Игры-переделки предложат игроку украсить что-то по своему вкусу или, например, создать интерьер комнаты.
  6. Обучающие игры. Существует ряд игр, направленных на изучение чего-либо. Они разработаны специально для маленьких детей и эффективно помогают в изучении алфавита и цифр, научат читать и считать, познакомят с иностранными языками. Они в увлекательной, интересной и простой форме преподнесут знания и подарят приятное времяпровождение. Благодаря им, можно подготовить ребенка к школе.
  7. Обезболивающее средство. Вы, наверное, не раз замечали, что работа позволяет забыть на время о боли. Человек сосредотачивается на процессе, который он выполняет и забывает обо всем стороннем. Компьютерные игры погружают ребенка в игровой процесс, тем самым позволяют ему забыть о боли. 

Минусы использования.

  1. «Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что интерактивные игры способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.

  1. Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона, или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем. 
  2. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует,  находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
  3. Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство.Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении компьютерными играми. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о компьютерной зависимости.
  4. Редко, но возможно наблюдаться и психическое расстройство. Если ребенок часто играет в игры, где много крови и ужасов.

Используя в своей жизни интерактивные игры, дети учатся принимать самостоятельные решения, оценивать ситуацию и решать логические задачи. Они могут попробовать себя в разных профессиях, определить свои таланты и познакомиться с новыми предметами, явлениями и занятиями. Большое разнообразие игр позволяет подобрать подходящие именно для определенного ребенка, а также играть каждый раз во что-то новое. Учитывая все преимущества игр, можно сделать вывод, что они станут отличным помощником в процессе развития ребенка. Мы смело можем использовать их, но не забывать об ограничении времени и тщательном подборе игр с подходящей для ребенка тематикой. Не бойтесь пробовать что-то новое! 

Универсальные странички, где можно накопать малышовых материалов самого разного характера.  

Дети онлайн http://deti-online.com/ Развитие, обучение и развлечение: сказки и аудиосказки, раскраски и уроки рисования. А также песенки со стишками и идеи для поделок.

Детский мир.нетhttp://www.detskiy-mir.net/ Универсальный сайт для юных граждан: тут есть и игры, и картинки для раскрашивания, и разгадайки, и библиотека, и песенки. 

Онлайн-телеканал “Карусель” http://www.karusel-tv.ru/ Детские передачи, мультики “Союзмультфильма”, онлайн-игры для малышей. 

Сказочный лес http://skazles.ru/ Азбука и счет в картинках, сказки и стихи для малышей, загадки и раскраски, самоделки и развлечения. И лесные истории с ёжиком, зайкой и прочими четвероногими персонажами.  

Познайка http://www.poznayka.ru/ Развивающие игры, раскраски, аппликации и многое другое для того, чтобы обучаться, играючи. 

Детские игры онлайн http://igraem.pro/ Развивающие игры сгруппированы в несколько разделов: “Играем и учимся”, “Собираем картинку”, “Раскраски и рисунки”, “Развиваем внимание и память”, “Игры для малышей”. 

Твой ребенок: презентацииhttp://tvoyrebenok.ru/ Тут можно скачать детские “презентации”, рассказывающие об окружающем мире: о животных и насекомых, фруктах и овощах, цифрах, странах и других  интересных вещах.

Раскраска онлайн http://www.raskraska.com/ Мультики, природа, архитектура и так далее – все картинки разложены по разделам, удобно выбирать. 

Картинки журнала “Солнышко” http://www.solnet.ee/ Зверушки и сказочные персонажи – более 500 рисунков. И к ним еще дополнительные идеи их использования. 

Сундучок дошкольника http://doshkolnik.info/ В “сундучке” собраны картинки, карточки, пособия и дидактические игры, которые вы можете изготовить самостоятельно.

 “Мурзилка”http://www.murzilka.org/ Здесь написано: “Для детей от 6 до 12 лет”, но забраться сюда можно и пораньше. Это же тот самый “Мурзилка”, с которым мы сами в детстве дружили! Только тогда он был еще бумажный.

Конечно, использовать в своей работе готовые интерактивные игры и пособия интересно. Но мы педагоги люди творческие и инициативные также применяем в своей обучающей практике игры, созданные своими руками и компьютером.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника.

Содержание родительского собрания на тему: «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника. На собрании было очень много интересного....

"Роль игрушки в жизни современных дошкольников"

Статья будет полезна для педагогов ДОУ и родителей детей дошкольного возраста. В статье говориться о роли игрушки в жизни дошкольника. Также читатели данной статьи могут познакомиться с этапами создан...

Статья «Роль игры в жизни старшего дошкольника».

Статья «Роль игры в жизни старшего дошкольника»....

Роль игры в жизни современного дошкольника

В собщении даны основные аспекты игры, как жизненной необходимости и главного условия развития ребенка. Увлечение современных детей - компьютерные игры, можно превратить в интересное, познавательное в...

Игра в жизни современного дошкольника

Размышления о важности и значимости игры в жизни современных детей дошкольного возраста...

"Роль книги в жизни современного дошкольника".

Статья о роли книги в жизни современного дошкольника....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

         Игровая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу неж...