Социально – коммуникативное и нравственное воспитание дошкольников как основы развития личности.
консультация

Беспалко Наталья Викторовна

Дошкольное детство -важнейший период становления личности человека, который является благоприятным периодом для социокультурного развития, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих взаимоотношений, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. И  от того, будет ли успешным этот период, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социально - коммуникативного и нравственного воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально – коммуникативное и нравственное воспитание дошкольников как основы развития  личности.

В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает «инородная» культура, стираются понятия «добра» и «зла», и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, сочувствия. Как вместить все эти понятия в маленького человека с несформированной психикой, как донести до него что такое «нравственность», «духовность». Как сформировать у него жизненные и человеческие понятия как: не укради, не лги, будь добрым и отзывчивым, уважай старших, заботься о слабых, береги то, что имеешь и т.д. Как воспитать личность, патриота своей страны.

Это вопрос, который должен тревожить нас сейчас, тех, кто может повлиять на формирование личности ребенка, чтобы заложить основу, фундамент, на базе которого он сможет в дальнейшем возводить свой «храм» души, состоящий из таких кирпичиков, как « нравственность и духовность»

Дошкольное детство -важнейший период становления личности человека, который является благоприятным периодом для социокультурного развития, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих взаимоотношений, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. И  от того, будет ли успешным этот период, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социально - коммуникативного и нравственного воспитания детей.

В соответствии с ФГОС ДОО одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное, ориентированное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Теоретические основы социально-коммуникативного и нравственного воспитания дошкольников заложили Роза Семеновна Буре, Екатерина Юльевна Демурова, Анна Васильевна Суровцева, Татьяна Александровна Маркова, В. И. Нечаева, Л. А. Пеньевская, Александр Владимирович Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

  • 1 этап — формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
  • 2 этап (может быть параллельным) — накопление знаний и формирование нравственных представлений;
  • 3 этап — переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
  • 4 этап — претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально - коммуникативное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

В ходе наблюдений за детьми в группе обнаружилось, что у многих имеются определенные нравственные представления, но они не оказывают должного влияния на межличностные взаимоотношения, отмечается  несоответствие вербального усвоения детьми нравственных норм их реальному поведению. Дети проявляют агрессию по отношению к сверстнику (оскорбляют словами, дерутся, хлопают дверьми..), не владеют навыками самоконтроля, не используют  коммуникативные способы разрешения конфликта, предпочитают уклониться от выполнения известных им правил поведения или нарушают их.

Анализируя процесс социально-коммуникативного и нравственного развития ребенка в период дошкольного детства предлагаю идеи и подходы в решение проблемы

В первую очередь наличие программ социально-коммуникативного и нравственного развития ребенка.

Систематическая диагностика социально-коммуникативного и нравственного развития ребенка, его откликаемость на социально- педагогические воздействия педагога.

Коллективный образ жизни и сотрудничество в разнообразных видах деятельности. Организация и реализация проекта «Неделя добрых дел». Взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса.

Особое внимание педагоги ДОУ должны уделять развитию у детей умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Для этого предлагаю внести изменения в развивающую предметно-пространственную среду, разработать копилку материалов, в которую войдут игры, тематические беседы, упражнения, этюды, музыкальные и худож.произведения, худож.тексты, картины, сюж-рол игры, направленные на снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов, коррекцию настроения, предупреждение эмоциональных расстройств, в том числе и агрессивного поведения.

 Познавательные аспекты у дошкольника направлять на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. C возрастом расширять познавательную сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Создавать ситуации, позволяющие стимулировать навыки общения у детей. (чем мы занимались в выходные, как отмечают праздник в другой стране, традиции нашей семьи и др.)

Следующей формой работы в решение проблемы предлагаю, организацию опыта «проживание» ребенком различных ситуаций в игре. Она включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. В дошкольном возрасте игра выступает как приоритетный метод обучения и воспитания. Таким образом формировать у детей способность разрешать конфликты конструктивным способом, способствовать снижению враждебности во взаимоотношениях со сверстниками.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей социального и нравственного развития ребенка и возрастной группы

Сотрудничество с семьей и интеграция направлений социального, нравственного и духовного воспитания ( Встречи, беседы, социальные ролики на родит.собраниях и в чатах)

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать социально - коммуникативные умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Мы предоставляем детям возможность реально пережить собственную значимость в повседневной жизни и в игре. Это помогает осознанию ребёнком собственного «Я» и формированию положительного отношения к себе.

Условия нравственного воспитания

Условия нравственного воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

Планирование. Социально – коммуникативное развитие. Нравственное воспитание. Старшая группа.

Планирование. Социально – коммуникативное развитие. Нравственное воспитание.Старшая группа....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию (нравственное –воспитание) логопедической группы старшего возраста: на тему «Дарите людям добро»

Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детского сада №12 г. Челябинска"          Консп...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций ближайшего социального окружения посредством организации проектной деятельности.

В данной статье рассмотрены проблема духовности и воспитания культуры у детей дошкольного возраста. Представлена система работы с воспитанниками и родителями ДОУ на основе возрождения, сохранения и со...