Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»
методическая разработка

 Юлия Викторовна Кузьмичева

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_snezhnyy_kom.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Профилактика эмоционального выгорания»

Составила педагог-психолог Кузьмичева Ю.В.

Снежный ком

Цель: Познакомиться друг с другом, разрядить обстановку.

Ход упражнения: Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени.

Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку.

Упражнение «Ассоциации»

Цель: определить уровень знаний участников тренинга. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссии.

В тренинге обязательно участвует вся группа. В ходе тренинга определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: «назовите 1-2 слова, приходящие вам на ум, в момент когда вы слышите слова «РАБОТА».

Игра «Поменяйтесь местами...»

Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, поменяются местами те, кто:

  • работает всю жизнь в одном учреждении;
  • работает в настоящее время по новой программе;
  • любит свою работу;
  • работает педагогом уже больше 10 лет;
  • мечтал быть педагогом с детства и т.д.

«Спутанные цепочки»

Цель: тренировка навыка установления эффективной коммуникации, сплочение группы.

Время: 15–30 минут

Размер группы: более 12 человек.

Все участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.
Затем вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Возможные вопросы для обсуждения:

Довольны ли вы своим результатом?

Что помогало, что мешало в процессе?

Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

«Стыковка»
Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук — "космические станции" — они вытягивают навстречу друг другу.

Двое других игроков становятся позади сидящих.
По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

Цель стоящих за креслами игроков — свести концы указательных пальцев своих партнеров.

Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою "мишень" — ладонь сидящего перед собой человека от преследующей его "ракеты" — от указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо из соображений безопасности — вне ее пределов.

​«Дракон, девочка и самурай»

Вся группа формирует две команды по 5-6 человек

  • Цель каждой команды – победить.
  • Игра проходит в три кона. Каждый кон команда показывает одну из фигур: Девочку, Самурая или Дракона.

Девочка: Участники переминаются с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».

Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «А-А-А-А!!!».

Самурай: Тренер встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука также вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом характерный звук: «У-У-У-У!!!») (все участники повторяют вместе с тренером, чтобы запомнить фигуры.)

Возможные раскладки:

Самурай побеждает Дракона – команда, показавшая Самурая получает одно очко.

Дракон съедает девочку – команда, показавшая Дракона получает одно очко.

Девочка соблазняет Самурая – команда, показавшая Девочку получает одно очко.

  • У каждой команды 30 секунд на принятие решения. Время фиксируется тренером. Если команда задержалась более, чем на 5 секунд – очко засчитывается противоположной команде.
  • По команде тренера команды выстраиваются в шеренги друг напротив друга, спиной к центру.
  • На счет «Три» (командует тренер) – команды показывают свои фигуры.
  • Итоги игры подводит тренер, после чего дает отмашку на новые 30 секунд.

Упражнение «Для тебя»

Цель: повышение настроения и самооценки.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Участники группы пишут на 8–10 карточках пожелания. Затем под музыку все двигаются по аудитории. Предлагается подходить друг к другу и обмениваться пожеланиями. Подаренные пожелания дарить другому нельзя. По сигналу работа прекращается.

Материал: магнитофон, бумага, ножницы, фломастеры.

Инструкция: Возьмите бумагу и нарежьте 8–10 небольших карточек. Кто хочет, может больше. После этого напишите на каждой карточке пожелание. Когда зазвучит музыка, вы будете свободно передвигаться по группе и обмениваться пожеланиями с другими участниками. Одному человеку можно подарить одно или несколько пожеланий, но главное, подаренные вам пожелания дарить нельзя. Когда музыка прекратит звучание, работа прекращается.

Анализ: Что вызывало у вас трудности? Что лучше: дарить или принимать пожелания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ "

Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и с...

Консультация для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Как помочь педагогам  сохранить себя как профессионала,как распознать эмоциональное выгорание? Как не допустить его и продолжать работать в удовольствие?...

Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитив­ной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...

Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

       «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...