О направлениях работы по обеспечению психологической готовности детей к обучению в школе
статья (подготовительная группа)

Труфанова  Анастасия Александровна

Аннотация: в статье рассмотрена сущность понятия «психологической готовностью к школьному обучению», обоснованы основные направления работы по обеспечению психологической готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О направлениях работы по обеспечению психологической готовности детей к обучению в школе

А. А. Труфанова ,

Т. А. Перцевая .

МБДОУ Детский сад №17 "Улыбка",

воспитатели

г. Гурьевск

        Аннотация: в статье рассмотрена сущность понятия «психологической готовностью к школьному обучению», обоснованы основные направления работы по обеспечению психологической готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации.

                Ключевые слова: подготовка к школе, психологическая готовность к школьному обучению, дети дошкольного возраста.

В настоящее время, на наш взгляд, в дошкольном образовании важным является вопрос о подготовки современных детей к школе. Модернизация системы образования в РФ на современном этапе развития общества, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее, ФГОС ДО) требует создания нового типа дошкольного учреждения, способного поддерживать идею самоценности дошкольного периода детства и организовать единое образовательное пространство: дошкольная образовательная организация – школа.

Разработчики ФГОС ДО указывают на то, что для успешной адаптации к школьной жизни ребенку важнее психологическая стабильность, адекватная самооценка, вера в свои силы и социальные возможности. Эти и другие характеристики являются основой психологической готовности к обучению детей в школе.

Проблема психологической готовности к обучению в школе отражена в трудах как отечественных психологов, таких как Л.И. Божович, А.Л. Венгер,  Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Авторами изучен феномен готовности ребенка к школе, разработана классификация и способы ее формирования. Указывается, что несформированность её показателей влечет за собой трудности и преграды на пути успешного обучения ребенка в школе.

Необходимость изучения психологической готовности к обучению в школе была обозначена в работах М.Р. Битяновой, Л.С. Большакова, Л.Ф. Борисова, О.С. Газмана, А.В. Гордеева, О.М. Мишагина, В.В. Морозова и др.

Однако в настоящее время проблема психологической готовности к обучению в школе находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Большинство исследователей ограничиваются поиском средств развития психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста или системы работы в дошкольной образовательной организации.

Под психологической готовностью к школьному обучению мы будем понимать необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Стоит заметить, что в настоящее время многие педагоги и родители придерживаются мнения, что для успешного обучения ребенку необходимо уметь читать и считать, при таком подходе необходимость формирования компонентов психологической готовности к обучению в школе, например, мотивационно-личностный, отходит на второй план. Учитывая важность всех показателей психологической готовности к школе для успешного вхождения в школьную жизнь, мы считаем, что следует не только заблаговременно проводить их диагностику, но и на её основании  определять содержание направлений работы с детьми для формирования психологической готовности к школе, ещё на этапе завершения дошкольного образования.

Дошкольное образование в условиях реализации ФГОС ДО ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. Требования ФГОС ДОк результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, то есть, ребенка-выпускника, которые обусловлены показателями готовности к обучению в школе.

В формировании психологической готовности участвуют как воспитатели дошкольной организации, так и родители. Проводя постоянную работу с детьми, общаясь с ними, довольно часто педагоги и родители проводят аналогию между школой и детским садом, добиваясь при этом, чтобы знания детей были пронизаны светлым чувствами ожидания встречи со школой, то есть были положительными во всех отношениях.

Традиционно эффективное формирование психологической готовности к школе в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО), происходит через проведение мероприятий, создание предметно-пространственной развивающей среды, взаимодействие с педагогами начальной школы. Но данная работа будет являться эффективной, лишь при учете всех компонентов психологической готовности старших дошкольников к школе.

В основе работы по обеспечению психологической готовности детей к школьному обучению лежит системный подход, благодаря которому, каждый компонент включён в определённую систему взаимосвязанных действий, направленных на достижение общей цели. В рамках организации работы по обеспечению психологической готовности детей к обучению в школе работа должна вестись в трех взаимосвязанных направлениях, субъектами выступали дети подготовительной к школе группы, родители (законные представители), педагоги, которые непосредственно работают с детьми подготовительной группы детского сада.

Система работы по обеспечению психологической готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада должна проходить в едином взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Изучая данную проблему Л.Ф. Борисова выделяет ряд этапов подготовки:

1 этап – психологическое просвещение (работа с родителями и педагогами). Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

-        познакомить педагогов и родителей с основными закономерностями психического развития ребенка, с целью выработки индивидуального подхода;

-        показать родителям влияние их стиля воспитания на развитие эмоциональной сферы ребенка;

-        формировать у родителей ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка;

-        разъяснять педагогам о необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся при их обучении;

-        учить педагогов строить взаимоотношения со школьниками на взаимовыгодных началах;

-        формировать у родителей и педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах развития собственной личности.

2 этап – психодиагностика.

3 этап – развитие коррекция (групповая и индивидуальная).

4 этап – мониторинг: психологические особенности детей, состояние здоровья. Показатели: уровень развития познавательных процессов; эмоционально-аффективной сферы детей; уровень речевого развития; уровень развития зрительно-моторной координации; уровень развития мотивации.

5 этап – аналитический «Круглый стол», разработка направлений коррекционно-развивающей работы.

Задачи, встающие перед дошкольной образовательной организацией в рамках реализации подготовки детей к обучению в школе, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Поэтому дошкольная образовательная организация постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами, что определяет ряд направлений работы, описанных Л.Ф. Борисовой, которые обеспечивают всех этапов психолого-педагогического сопровождения детей на этапе подготовки к школе: работа с родителями, работа с детьми, работа с педагогами, работа по преемственным связям со школой.

Итак, традиционно принято выделять два аспекта психологической готовности к школе – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

На основе анализа методической и научной литературы, мы выявили, что для полноценно развитой психологической готовности у ребенка старшего дошкольного возраста к школе, необходимы грамотно осуществляемые формы, направленные на формирование психологической готовности, к ним относятся: беседы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, дидактические игры.

Организация работы по обеспечению психологической готовности детей к обучению в школе е осуществляется в тесном сотрудничестве дошкольной образовательной организации и школы, включает работу с родителями, педагогами и детьми. Реализация работы по обеспечению психологической готовности детей к обучению в школе проводится по этапам (психологического просвещения, психодиагностики, развития и коррекции, мониторинга, аналитического этапов).

Литература

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 398 с. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
  2. Борисова, Л. Ф. Психологическое сопровождение детей на этапе подготовки к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л. Ф. Борисова. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/625935 (дата обращения 20.01.2022).
  3. Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л.A. Венгер. – Москва: Просвещение, 2009. – 289 с. – ISBN 5-07-002701-8 – Текст: непосредственный.
  4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – Санкт - Петербург: Питер, 2004. – 205 с. – ISBN 5-94723-625-7. – Текст: непосредственный.
  5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – Москва: Педагогика, 1991. – 103 с. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. – Режим доступа https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  7. Эльконин, Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин – Москва: Академия, 2001. – 144 с. – ISBN 5-7695-0794-2. – Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Презентация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

В презентации представлены основные компоненты школьной готовности....

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Важнейшая  задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей  к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...

Статья "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Важнейшая  задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей  к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...

Родительское собрание "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональн...

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Готовность к обучению предполагает определенный уровень ...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...