"Важность русской народной игрушки в жизни ребёнка"
консультация

Консультация для родителей «Важность русской народной игрушки в жизни ребенка»

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может решиться без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерстваИгрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки - обереги и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские и романовские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, несправедливо забытые нашими детьми.

Народные игрушки в своих многовариантных решениях несут в себе идеи мира, добра, а в материальной форме воплощают представления о прекрасном, способность народа идеализировать и украшать свою жизнь. В ней гаpмонично соединились этнические ценности: образы русских народных игрушек всегда отличаются такими национальными чертами как жизнерадостностью, трудолюбием; специфика материала народных игрушек четко определяется теми регионально-географическими особенностями, в которых они создаются; народная игрушка всегда была элементом деятельности, предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные, воспитательно-образовательные, религиозные, производственно-технологические. Своими игрушками народ с детства учил любить труд  дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность.

Дети и игрушки представляют собой единой целое. На разных возрастных этапах дети играют в разные игры, которые усложняются с возрастом ребенка. На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. В своих играх дети копируют отношения к взрослому миру, обществу. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление ребенка, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия, познает окружающий мир. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому взрослым важно обращать внимание на то, чем играют дети, какую действительность они переносят в игровой сюжет. Вовлекая народную игрушку в игру, дети закрепляют традиционные народные связи. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости, который сочетался с высокой игровой культурой. Как повелось с давних времен, главным занятием детей была игра, которая заполняла весь их быт. Через игру дети учились общаться между собой и старшими, развивали физические и психологические качества: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, внимание, память знакомились с новыми словами, звуками, музыкой. Играя, малыши накапливали инфоpмацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях. Фабричное производство игрушек на Руси отсутствовало. В крестьянских семьях было много детей, главным развлечением которых были незатейливые игрушки, сделанные руками старшего поколения. Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников. Раньше, сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили общественный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Известно, что зимой играли в игрушки больше, чем летом. Но и в игрушках прослеживались гендерные отличия. Для девочек характерны куклы, каталки, для мальчиков — лошадки, тележки, трещотки. В куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой. Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков.

Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку. Любимые всеми свистульки (птички, баранчики, лошадки) родители привозили с ярмарок. В них можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу (дереву, глине, жесте). Современные куклы «Винкс» и «Барби» уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку, но народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, приучали девочек к рукоделию. Игрушка, сделанная своими руками, становится для ребенка лучшим другом. Не бывает двух одинаковых людей, так и не встретите две одинаковые народные игрушки. Каждая игрушка – уникальна, похожа на сказку. Ей можно доверить свои секреты, тайны, она согрета теплотой сердца. Положительные герои народных игрушек тpудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству.

В наши дни дети в интересной игровой форме узнают о народных игрушках, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму. Через знакомство с народной игрушкой и процессом её изготовления дети усваивают обрядовые традиционные праздники, разучивают потешки, песенки, поговорки. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры. Процесс приобретения ребёнком социальных ролей успешно и интенсивно происходит в игре через имитацию (подражание окружающему) и идентификацию (отождествление себя с другим). Чтобы социальная роль стала частью структурного «Я», должен осуществиться процесс её внедрения в «глубины» себя путём различных форм деятельности, включая процесс идентификации с ролью. Чем глубже духовное наполнение социальных ролей, шире их диапазон, тем полнее индивидуальная и социальная жизнь личности, её социальный опыт. Через игрушку с раннего возраста происходит формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Русская народная игрушка имеет свою историю подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игрушки в жизни ребёнка

познавательно- игровая деятельность родителей с детьми во 2 младшеё группе...

Консультация «Народная игрушка в жизни ребёнка»

Народная игрушка занимает особое место в жизни ребёнка. Понятие «игрушка» трактуется разными педагогами по-разному.Например, советский педагог и психолог Е. А. Аркин под игрушкой...

"Народная игрушка в жизни ребёнка- дошкольника"

Уважаемые родители (законные прдставители)! В представленном материале Вы сможете найти ответы на вопросы:1. Значение народной игрушки в жизни ребёнка дошкольного возраста.2. Как привить детям интерес...

Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни ребёнка»

Игрушка в познавательном отношении выступает для ребёнка в качестве своеобразного обобщённого эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, ...

Консультация для родителей "Народная игрушка в жизни ребёнка"

Народное творчество заключает в себе очень важное воспитательное значение...

Консультация для родителей «Важность русской народной игрушки в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Важность русской народной игрушки в жизни ребенка»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25142875","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей "Русская народная игрушка в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Русская народная игрушка в жизни ребенка"...