презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
презентация к уроку (старшая группа)

Поспелова Ирина Александровна

В работе с детьми я стараюсь найти свой стиль,  индивидуальный «почерк». Воспринимая каждого малыша как личность, учу его мыслить, творить, создавать и гордиться своими достижениями.

  С неподдельным азартом и энтузиазмом я с каждым разом придумываю что-нибудь особенное, увлекательное, неординарное. Ведь каждый ребенок уникален, в нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор…

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» . Поспелова И.А.- воспитатель МБДОУ детский сад №40 ст. Роговская

Слайд 3

« Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму» Китайская пословица

Слайд 4

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ: Проблемно-поисковый Наблюдение за объектом Опыты и эксперименты

Слайд 5

Проблемно-поисковый метод. Мною создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Этот метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с воспитателем у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Слайд 6

Наблюдения за объектом Организуется в помещении или на территории детского сада. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников. посадка лука, пшеницы, цветов.

Слайд 7

· Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить предмет на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), дети приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами: с водой, песком, камнями, глиной, растениями. Начинаю проводить опыты с детьми младшей группы. В последствие у детей старшего дошкольного возраста появляется стремление к самостоятельному экспериментированию. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность. Опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер.

Слайд 8

Виды занятий по экспериментированию Игры-эксперименты Моделирование Опыты

Слайд 9

· Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты имеют игровую направленность. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (Сахарное королевство, в гостях в подводном царстве и др.,). Н-р: Игра в шпионов ( тайное письмо) - опыт с молоком и свечкой, опят с соленой водой и яйцом.

Слайд 10

· Моделирование . Знания о свойствах предметов дети получают через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние).

Слайд 11

Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, солью, сахаром различными видами почвы, магнитами.

Слайд 12

Способы фиксация результатов детского экспериментирования: Графический Ментальный Практический

Слайд 13

Графический . Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи.

Слайд 14

Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

Слайд 15

Практический . Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью мы ведём журнал опытов, заполняем карточки экспериментов.

Слайд 16

Структура детского экспериментирования - Постановка проблемы, которую необходимо решить; - Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - Поиск возможных путей решения (выдвижение гипотез); - Проверка гипотез; - Анализ полученного результата (подтвердилось или нет); - Вывод.

Слайд 17

В работе с детьми я стараюсь найти свой стиль, индивидуальный «почерк». Воспринимая каждого малыша как личность, учу его мыслить, творить, создавать и гордиться своими достижениями. С неподдельным азартом и энтузиазмом я с каждым разом придумываю что-нибудь особенное, увлекательное, неординарное. Ведь каждый ребенок уникален, в нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор… Спасибо за внимание! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средст...

Методическое пособие «Экспериментирование как средство развития познавательного интереса и познавательной активности у дошкольников» Для детей младшего и старшего дошкольного возраста

Данное методическое пособие представляет собой разработку, содержащую теоретический и практический материал по организации экспериментальной деятельности в ДОУ. Пособие предназначено воспитателям и ро...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...