Ребенок в мире сказок, творчества, фантазии
статья (старшая группа)

Елена Васильевна Белкина

        В этой статье говорится   о  роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Еще В. Сухамлинский отмечал, что духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный  цветок. На наш взгляд, театрально – игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

« Ребенок в мире сказок, творчества, фантазии»

          О роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Еще В. Сухамлинский отмечал, что духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный  цветок. На наш взгляд, театрально – игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

          На протяжении многих лет мы углубленно занимаемся развитием театрально – игровой деятельности, постановкой детских спектаклей. Нами были поставлены такие спектакли как, «Кошкин дом», « Дюймовочка», «Дело было в лесу», « Козленок  Ру-ду-ду», «Золушка» и другие.

          Прежде всего мы создали условия для театрально – игровой деятельности детей: приобрели  кукольный театр, вместе с родителями изготовили теневой театр, готовим костюмы и декорации к сказкам. В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Развивая память. Речь детей, учили много потешек, стихотворений, обыгрывали их. В постановках сказок в 1 младшей группе основные роли играли родители. Во время подготовки к спектаклю они переживали, волновались, боялись, что у них ничего не получится. А когда настал день показа спектакля, родители играли всерьез, достаточно профессионально. Начиная  со 2 младшей  группы уже основные роли играли дети. Маленькие артисты на протяжении   всего музыкального спектакля ведут диалог с малышами – зрителями. Например, волк спрашивает:  « Где тут девочка? Та, что с корзинкой? С большой корзинкой?...» А дети  отвечают: «Нет! Нет! Нет! Нет! Мы не знаем ничего,  не слыхали ничего. Не слыхали, не видали, и не знаем ничего!   Мы помогаем юным актерам продумать каждую реплику, выстроить линию диалога, понять суть роли.

           Естественно, дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене: они скованны, речь их невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость  работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна    специальная актерская тренировка, которая проводится на  играх – занятиях. Их цель – помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

1. Интонацией – предлагаем детям произнести отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.) самостоятельно, без нашей подсказки. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и  естественной речи;

2. Позами – сначала предлагали детям поиграть в знакомые им игры типа « Море волнуется», затем предлагали им позой изобразить  кого – нибудь или  что – нибудь ( например, волка, паука, Аленушку и т.д.) и объяснить , почему они выбрали именно эту позу.  Полезны такие задания, как найти одно, но наиболее  яркое движение, которое бы сделало образ  ( Баба – Яга, жаба, Дюймовочка, Леший) легко узнаваемым;

3. Жестами -  начинали с простых сценических заданий: как жестом показать  состояние  или ощущения человека ( очень горячо, я замерз, мне больно…); следующие упражнения включали уже несколько действий (  пришиваю  пуговицу, мою посуду…);

4. Титикой – учили детейпо выражению лица ( глазам и  бровям, губам) определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое  эмоциональное состояние, или реакцию на воображаемое событие ( съел сладкую конфету, кислый лимон, горький  перец…);

5.Патомимикой, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагали детям с помощью указанных средств представить  следующие ситуации: «Я накрывал на стол и разбил чашку». Потом предлагали детям « изобразить» распускающийся цветок, прыгающего кузнечика.

          Особое место в работе с детьми занимает речь. Упражняем их в проговаривании  чистоговорок, скороговорок. Даже соревнуясь со взрослыми, в проговаривании скороговорок, многие дети одерживают победу. Заранее продумываем, как удачнее  донести до ребят содержание текста и музыки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки предлагаем прослушать ее в грамзаписи. По мере необходимости можем посмотреть мультфильм. Затем  проводим беседу, с помощью которой учим вникать в суть поведения персонажей. Предлагаем детям прослушать  музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них  возникают различные эмоции и переживания. Затем разучиваем с детьми текст, особо обращая  внимание на выразительность речи. При распределении ролей  учитываем индивидуальные особенности детей, их возможности. Например, девочка в средней группе  блестяще сыграла роль Бабы Яги. И слова, и движения привели всех в восторг.  Нельзя не отметить  блестяще сыгранную  роль царевны – Несмеяны. В спектакле она капризничала, сердилась, упиралась, не хотела идти с Дедом Морозом. И артисты из драмтеатра, принимавшие   участие в этом спектакле были поражены  артистизмом детей .

          Работая над постановкой сказки, мы старались задействовать  всех детей. Это дало возможность  малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по – своему создать сказочный образ. Ребятам подготовительной группы предоставляем возможность самим распределить роли. Обычно кандидатуры, выдвигаемые детьми на главные роли совпадают с нашим выбором. Но это умение пришло, конечно, не сразу. Постепенно учим детей замечать способности своих товарищей: умение перевоплощаться, передавать характерные особенности литературных персонажей в инсценировках. Со  своими спектаклями дети выступали перед детьми других групп, перед родителями, перед школьниками соседней гимназии. Принимали участие в городских конкурсах с постановками сказок «Дюймовочка», « Не буду просить прощения», « Гадкий утенок», « Козленок Ру-ду-ду», где дети занимали призовые  места.

          В нашей группе оформлен стенд для родителей с фотографиями «Театральный уголок».  Вместе с родителями обсуждаем и изготовляем костюмы для детей, продумываем декорации к сказкам.

          Каждая игра является авторской работой и законченным художественным произведением. Творчество возникает и живет там, где есть личности и атмосфера свободы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

Совместная деятельность с детьми  доставляет  чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет  представление детей о здоровом образе жизни; воспитывает командные качес...

Дети должны жить в мире игры, музыки, фантазии и творчества!

Инструкторам по физкультуре предлагается разнообразить свою работу в ДОУ с использованием творческих двигательных упражнений под музыку (комплект гимнастик на воздухе и в зале)....

«РЕБЕНОК В МИРЕ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСТВО В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона вДельфах, написали на нём: «Познай самого себя»....

Консультации для родителей: " Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия,это особая реальность мира чувств"

Сказка - это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было , есть, и будет еще много- много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей -  правильно подо...

Ребенок в мире сказок

консультация для родителей...