Консультация для родителей на тему: «Обучение детей грамоте посредством дидактических игр»
консультация (подготовительная группа)

Спицына Галина Юрьевна

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.

Задачи.

1. Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте;

2. Показать на практике, как в игровой форме можно развивать фонематический слух детей и решать в домашних условиях следующие задачи:

- Закреплять знания о звуках и буквах.

- Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.

- Закреплять умение находить место звука в слове - начале, середина, конец.

- Закреплять умение выделять слова из текста.

- Развивать логическое мышление, речь.

- Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

3. Содействовать сплочению родительского коллектива.

4. Способствовать укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей.

5. Содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоционального настроя на сотрудничества

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

дошкольное отделение - детский сад № 62

Консультация для родителей на тему:

«Обучение детей грамоте посредством дидактических игр»

                                                                                        Подготовила

 воспитатель

                                                                                                            Спицына Г.Ю.

г. Голицыно

 2021г.

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.

Задачи.

1. Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте;

2. Показать на практике, как в игровой форме можно развивать фонематический слух детей и решать в домашних условиях следующие задачи:

- Закреплять знания о звуках и буквах.

- Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.

- Закреплять умение находить место звука в слове - начале, середина, конец.

- Закреплять умение выделять слова из текста.

- Развивать логическое мышление, речь.

- Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

3. Содействовать сплочению родительского коллектива.

4. Способствовать укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей.

5. Содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоционального настроя на сотрудничества.

Оборудование:  ноутбук, схемы со звуками, карточки со словами из текста.

Участники родительского собрания: воспитатель, родители.

Ход родительского собрания:

 Вопитатель:-Добрый вечер дорогие родители!

Вы все знаете, как сложно обучить ребенка грамоте. 4-5-6 лет это ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас с нами, вашего терпения, доброжелательности. Дальнейшая успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребенок в детском саду, а также от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.

И сегодня я хочу вам рассказать и показать как помочь нашим детям лучше освоить первоначальные основы грамоты.

Грамота – это сложный процесс и вы, как родители это знаете и понимаете. В старшей и подготовительной группе ведется работа с детьми по овладению первоначальными основами грамоты.

Наша речь состоит из предложений, в составы предложений входят слова, слова делятся на слоги, а слоги состоят из звуков. Прежде чем начать учить ребенка учить читать, он должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться звуковому анализу слова т. е. называть по порядку звуки из которых они состоят.

Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. Хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. Изучение звуков происходит в процессе овладения основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки, а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков с буквами.

Не забывайте ведь букв 33,а звуков 42: 6 гласных и 36 согласных.

Их количество не совпадает, т. к. имеются буквы имеющие два звука, например; я –йа, ю-йу, и т. п. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ слова может привести к дислексии.

Дислексия – затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков (Д-Т, Б-П, В-Ф) неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Сегодня мы с вами вспомним какие бывают звуки? Как звуки обозначаются? Будем выделять слова на определенный звук, делить слова на слоги.

Для начала предлагаю вспомнить чем же отличается звук от буквы. Звуки мы слышим и произносим. Буквы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные (правило).

Гласные звуки обозначаем фишками красного цвета. Согласные твердые – синего цвета. Согласные мягкие – зеленого цвета.

1. Задание. «Цепочка слов».

Цель: развивать способность выделять звук в конце слова, подбирать слова с данным звуком. Обогащать словарный запас.

Ход игры:начинает ведущий: слово-дом и каждый участник придумывает слово, которое начинается с последнего звука в слове–дом, например- мак. Далее игра продолжается со слова со звуком, которое начинается с последнего звука в предыдущем слове.

Так продолжается игра- цепочка слов.

2. Задание. «Найди звук».

Цель: совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком. Звук (С)

Семья Синицыных

Жили – были старики старуха.И было у них семеро сыновей: Степан, Семен, Савелий, Станислав, Сергей, Спиридон и Саша. Степан был старшим следователем. Семен состоял в секции спортсменов. Сергей считался самым сильным. Он был самбистом. Савелий был способным скрипачом. Станислав служил на крейсере – «Стремительный». Спиридон был сыщиком. Саша – студент.

И так давайте подведем итог, сколько у вас получилось слов с мягким звуком? А сколько с твердым?

Дорогие родители, мы с вами уже вспомнили как можно выделять звуки в словах, находить, делить звуки на твердые и мягкие. А теперь я предлагаю вспомнить деление слов на слоги.

Знаете ли вы какое-нибудь правило? Да действительно слова можно прохлопать, прошагать, или приложить ладошку к подбородку проговаривать слово, сколько раз подбородок будет касаться ладошки столько и слогов данном слове. Вашему вниманию будут предложены слова, ваша задача определить сколько слогов в данном слове.

1. Электромясорубка (э-лек-тро-мя-со-руб-ка) итого 7 слогоыв.

2. Безосновательность (без-ос-но-ва-тель-ность) итого 6 слогов.

3. Высокообразованный (вы-со-ко-об-ра-зов -ан-ный) 8 слогов.

Конечно это очень трудные слова для ваших детей, ну а для вас вполне подходящие.

4. Задание.

Звуковой анализ слова «Зима».

Первый звук –Зь – мягкий согласный, возьмем зеленую фишку.

Второй звук –И –гласный, возьмем красную фишку.

Третий звук – М- согласный твердый, синяя фишка.

Четвертый звук –А- гласный, красная фишка.

Всего звуков -4: гласных звуков – И, А. Согласных мягких -1 –Зь. Согласных твердых -1-М.

Вот так мы вместе с детьми проводим звуковой анализ слов.

5. Задание. Дидактическая игра «Динь - дон».

Цель: развивать фонематический слух, расширять словарный запас, развивать воображение.Познакомить с символами согласных звуков: мягкие и твердые.

Ход игры:живут в одной сказочной стране два гномика: Дин и Дон. Дин любит все мягкие звуки, а Дон – твердые. Живут они в одном доме, комната Дина зеленая, и он выбирает предметы, названия которых начинаются с мягких звуков, комната Дона синяя, он выбирает предметы, названия которых начинаются с твердого звука. Помогите им разложить предметы по комнатам. (выполняют задания с карточками).

Игра «Придумай слово по заданной схеме»

Уважаемые родители! Вы сегодня убедились, как в игре можно развить фонематический слух и зрительное восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения в школе. В эти игры и в другие, которые собраны в буклете вы можете играть дома со своим ребенком

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, тем полноценее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Обучение должно быть занимательным, развивающим. Обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....

Консультация для родителей и педагогов «Обучение детей грамоте в подготовительной группе»

В статье говорится о том, чему должен научится ребенок для успешного усвоения школьной программы....

Консультация для родителей на тему: "Обучение детей сочинению и рассказыванию сказок"

Данный материал позволит вам познакомить родителей со спецификой значимостью и основными аспектами обучения детей составления творческих рассказов....

Консультация для родителей на тему "Обучение детей правилам дорожного движения"

Консультация для родителей на тему "Обучение детей правилам дорожного движения"...

Консультация для родителей: "Игры по обучению детей грамоте"

Проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной, ведь от того, насколько дошкольник овладел грамотой, зависит его дальнейшее школьное обучение....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТРАВМАТИЗМА И ОТРАВЛЕНИЙ»

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТРАВМАТИЗМА И ОТРАВЛЕНИЙТравмы — повреждения тканей и органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия (ранения, ушиба, ожога и т...