«Исследования нетрадиционной техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, как средство развития моторики».
материал

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Долинск Сахалинской области

Тема самообразования:

 «Исследования нетрадиционной техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста,

 как средство развития моторики».

                                                   Составил воспитатель:
Сопрыкина  Н.В.

г. Долинск 2018 г.

ВВЕДЕНИЕ

Тема взаимосвязи мелкой моторики ребенка дошкольного возраста и нетрадиционных техник рисования актуальна, так как применение методик развития мелкой моторики способствует успешной подготовке ребёнка к школе.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.

Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка, когда родители направляют кроху, обеспечивая жадный до энергии и активности мозг, нуждающийся во впечатлениях. Важны и значимы не только первые годы жизни, однако ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основы развития личности.

Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным художественным техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается  принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники рисования – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Объект исследования: учебно - воспитательный процесс в ДОУ.

Предметом исследования являются нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, как средство развития моторики.

Целью данного исследования является определить роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики.

Новизна исследования заключается в  систематизации занятий по развитию мелкой моторики на основе  использования нетрадиционных техник рисования на данной выборке.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами, воспитателями детских садов, психологами в работе с дошкольниками с целью развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительно творчества.

Сущность и понятие мелкой моторики для детей.

Впервые взаимосвязь психики и моторики была отражена в работах Н.И. Озерецкого, которые дали начало развитию научных представлений о психомоторике и определили основные направления ее изучения. Н.И. Озерецким были разработаны первые методики диагностических исследований психомоторики, с помощью которых исследуются отдельные компоненты движения: статическая координация, динамическая координация, быстрота движения, ритм и т.д. Н.И. Озерецкий сформулировал также положение о том, что при тесной взаимосвязи психической и двигательной сфер активизирующее воздействие на одну сферу может оказывать положительное влияние на развитие другой. Это положение составляет основу развития современных подходов к решению вопросов изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, теории и практики психотерапии, реабилитации и коррекционно-развивающей работы с детьми с проблемами в развитии.

Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

По словам физиолога И.П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Н.А. Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Итак, речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Удивительная работа по освоению речи проходит в лабораториях мозга. Кисти рук  ̶  представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции  ̶  двойная польза.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Особенности и средства развития мелкой моторики у детей дошкольного      возраста.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, письмом, развитием продуктивных видов деятельности, речи ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Например, по словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» . То есть это и мышление, и память, и внимание. Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).

Надо учитывать, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять, необходимо заинтересовать игрой.

Понятие нетрадиционной техники рисования у детей младшего дошкольного возраста.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.

Положительное отношение к использованию нетрадиционных изобразительных техник сложилось не сразу.

Так Комарова Т.С. в работе «Обучение детей технике рисования» пишет: «Наряду с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти - размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т. д. Все эти способы создания изображения являются значительно более трудными, чем рисование карандашом и кистью. Но в большинстве случаев задача создания образа и не ставится. Если же дети стремятся перейти к изображению, их снова возвращают к манипулировании» с материалами, подсказывая новые возможности.

Конечно, в этом манипулировании с материалами имеются и положительные черты: богатство технических приемов, материалов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша, разнообразие сочетания этих материалов в одном рисунке, однако оно отвлекает от передачи объективного содержания. Наблюдается по существу не свобода самовыражения, а твердо направленное формирование у детей отношения к рисованию как деятельности по преимуществу не изобразительной.

Особенностью обучения детей на занятиях по изобразительной деятельности являются то, что издавна соперничают два подхода: академическое обучение и свободное воспитание или обучение нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности дошкольников. В первом случае дети приобретают навыки, полезные в жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это обучение без творчества. Во втором случае для детей создается благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного воздействия. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, но это творчество без обучения. Оно поднимается на волне «возрастной талантливости», как бы помимо самого ребенка, и вместе с ней сходит на нет, маленький ребенок «не вступает во владение» собственным творческим потенциалом. Нужен третий путь-путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условиях формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном образовании, которые часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

В настоящее время такие техники, как граттаж, монотипия, рисование сангиной, которые когда - то были нетрадиционными становятся традиционными.

Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.

Под руководством заслуженного педагога Р.Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми и предложено педагогам использовать их в детских студиях. Давыдова Г.Н. отмечает, что детское художество сводится и к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции.

Изобразительная деятельность, в том числе и использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования, рассматривалась исследователями Н. Г. Морозовой и В.Г. Петровой в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени умственного развития.

Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования.

В дошкольном возрасте можно посоветовать использовать  рисование пальчиком, рисование  ладонью, кулачком. Печатать кулачком или ладошкой будет интересно из разных позиций: боковым основанием, согнутыми пальчиками, а также с отведенным в сторону большим пальцем, разведенными в сторону пальцами или собранными вместе.

Пальчиком малыш может нарисовать снег, дождь, листья на дереве, цветок, горошины на платье или на чашке.

Рисование тычком или ляпушкой.

Монотипия (от греческого «monos» — один, «typos» — отпечаток) – доступна детям с 3 лет.

Ниткография – рисование нитками. Доступно детям с 3-х летнего возраста в совместной со взрослым деятельности. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.

Печатание листьями – можно отнести к технике штамповки, но требует большей аккуратности и координации движений, поэтому в самостоятельной деятельности доступно только к старшему дошкольному возрасту (к 5-6 годам), а малыши 3-4 лет с удовольствием будут создавать картины из листьев совместно с родителями или старшими братьями и сестрами.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы занятия по нетрадиционному рисованию. Такие занятия создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений и развитию точности движений пальцев рук.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Также работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и является важнейшим средством эстетического воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно / В.Г. Алямовская.  М.: Линка-ПРЕСС, 1999. С.144
  2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование.  М., 2010.  №18. С. 11.
  3. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3 – е переработанное. СПб.: Детство – Пресс , 2004.  122 с.
  4. БелобрыкинаО.А. Маленькие волшебники ,или на пути к творчеству.        /О.А.Белобрыкина Новосибирск,1993
  5. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии: пособие / Н.А. Бернштейн.  М.: Арт-Пресс, 1991. 98 с.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь: учебное пособие  / Л.С. Выготский.  М.: Лабиринт, 1996. 416 с.
  7. Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте: пособие для ДОУ / Л.Н. Галигузова. - М.: Детская психология для родителей, 2008. 255 с.
  8. Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: пособие / Г.И. Давыдова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 422 с.
  9. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. 336 с.
  10. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин. - М.: Логос, 2006. 241 с.
  11. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни: пособие / М.Ю. Кистяковская. – М.: Букинист, 1970.  224 с.
  12. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры: учебное пособие / О.И. Крупенчук. - СПб.: Литера, 2005. 92 с.
  13. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет: пособие / Д.Н. Колдина. – М.: Инфра-М, 2010. 184 с.
  14. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада: конспекты занятий [электронный ресурс]/ Т.С. Комарова – http://thelib.ru/books/t_s_komarova/zanyatiya_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti_ vo_vtoroy_mladshey_gruppe_detskogo_sada_konspekty_zanyatiy-read.html
  15. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: пособие / М.м. Кольцова. - М.: Наука,1973. 274 с.
  16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях заведениях для детей с нарушением речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 160 с.
  17. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: учебное пособие / Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. 129 с.
  18. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник. [Электронный ресурс] :http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml.
  19. Лебединский М.С. Развитие высшей моторики у ребенка: пособие / М.С. Лебединский. – М.: Педагогика, 1991. 326 с.
  20. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие / И.А. Лыкова. – М.: изд-во «Карапуз-Дидактика», 2009. 231 с.
  21. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».- М.: изд-во «Карапуз-Дидактика», 2009.144 с.
  22. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. 592 с.
  23. МаклаковА.Г.Мышление: учебное пособие / А.Г. Маклаков. -  СПб: Питер, 2001. 298 с. 
  24. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: пособие для ДОУ / С.В. Маланов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2001. 85 с.
  25. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности / С. В. Маланов. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 480 с.
  26. Мелик-Пашаев А.А Новлянская З.Н. Ступени творчества.-М.,1987.445с.
  27. Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга – [электронный ресурс] - http://eraland.ru/progress/. 2016
  28. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1994. 576 с.
  29. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. - СПб.: КАРО, 2010. 159 с.
  30. Павленко И. Развитие мелкой моторики рук: пособие / И. Павленко.  – М.: ЭКСМО, 2009.  204 с.
  31. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники / под редакцией Р. Г. Казаковой. – М.: изд-во «Творческий центр Сфера», 2005. 233 с.
  32. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток: пособие / Ю.В. Рузанова. – СПб.: КАРО, 2009. 241 с.
  33. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук: пособие / И. Светлова. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 164 с.
  34. Смирнова Е.О. Дошкольный  возраст. Психологическая характеристика [электронный ресурс]. –  http://www.childpsy.ru/rubricator/ index.php?rid=20307&detail=Y. 2015.
  35. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // В.А. Сухомлинский / История педагогики в России. - 1999.  № 5 С. 9-16.
  36. Теплов Б.М. Психология: гос. уч.-пед. / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во, «Союз», 2009. 263 с.
  37. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику: учебное пособие / Т.А. Ткачеснко. - М.: ЭКСМО, 2007. 92 с.
  38. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков: пособие для ДОУ / Т.А. Ткачеснко. - М.: ЭКСМО, 2010. 154 с.
  39. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебник / О.К. Тихомирова. - М.: Педагогика, 1984. 328 с.
  40. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников: пособие / И.В. Тюфанова. – СПб.: изд-во «Детсво-Пресс», 2004. 277 с.
  41. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь: пособие / В.В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 2002. 32 с.
  42. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки: пособие / А.А.Фатеев. – Ярославль: изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004. 269 с.
  43. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 11. С. 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительную деятельность  детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...

«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».

Изотворчество позволяет детям самовыразиться. С помощью изотворчества они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, т...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста »

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста.  Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших уд...

Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей детей. Смену детских поколений и их предпочтений, появление...

Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»

Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»...

«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»

Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности...

Дополнительная программа обучения нетрадиционным техникам изобразительной деятельности детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Дополнительная программа обучения не традиционным техникам изобразительной деятельностим детей дошкрольного возраста от 4 до 5 лет....