Консультация для педагогов
консультация (подготовительная группа)

Комарова Ирина Ивановна

«Воспитание внимания»

советы психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vnimanie.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для педагогов

на тему: «Воспитание внимания»

советы психолога

Сегодня, мы с вами поговорим о важнейшем качестве, которое следует специально формировать у ребенка, - о внимании.

Каждому из нас приходилось встречать людей и необычайно наблюдательных, и удивительно рассеянных. Наблюдательные замечают все: они видят и слышат даже то, что казалось бы, их не касается. Они всегда в курсе того, что происходит, знают, что было, и осведомлены о том, что будет. Рассеянные же смотрят и как будто не видят, слушают и как будто не  слышат. К таким людям лучше не обращаться с вопросом: они никогда ничего не знают.

Большинство же людей кое-что замечают, а кое-что пропускают.

В чем же дело? Почему так происходит? Как помочь ребенку не стать «рассеянным с улицы Бассейной»?

В основе такого полезного качества, как наблюдательность, лежит внимание. Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

Непроизвольное внимание – самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражительность: внезапный яркий звук, яркий предмет, любое движение. И.П. Павлов назвал этот вид внимания «Что такое?» Он носит явно адаптационный характер, помогая сориентироваться в окружающем пространстве.

Другой вид внимания – произвольное, когда человек специально сосредотачивается на чем-либо. Здесь главное – волевой механизм, умение себя организовать, не отвлекаться. Маленьким детям это трудно, поэтому воспитатели и учителя часто повторяют «сигнальные слова»: «Посмотрели все сюда», «Глазки ко мне», слушайте меня внимательно», «Запомните», «Внимание» и т.п. Когда и это не помогает, приходится «опускаться» на уровень непроизвольного внимания, например похлопать в ладоши, постучать по столу. Удерживать долго произвольное внимание трудно даже взрослому с тренированной волей. Каково же ребенку?! Между тем процесс обучения в школе ориентирован в основном на произвольное внимание, поэтому его надо воспитывать и тренировать.

Третий вид – постпроизвольное внимание. К нему стремится каждый воспитатель. Механизм этого внимания – непроизвольный интерес ребенка к тому, чему произвольно пытается привлечь внимание воспитатель. Другими словами, движущей силой постпроизвольного внимания, его мотивацией становится интерес ребенка к содержанию предмета. Такое внимание не требует волевого усилия (как произвольное) и не является случайной ориентировочной реакцией (как непроизвольное). Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в тоже время в высшей степени организует деятельность ребенка и включает цепочку познавательных процессов: восприятие, мышление, память. Вспомните, как дети слушают интересную сказку: лица повернуты к рассказчику, дети ловят каждое слово

буквально замерев, их не надо призывать к порядку, тишине. Это и есть постпроизвольное внимание. Про него можно было бы сказать так: «Когда самому интересно».

Понятно, что постпроизвольное внимание – самое «выгодное» и для детей, и для воспитателя: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию; воспитателю тоже интересно работать, можно многое успеть, много достичь. Но как же выйти на этот уровень внимания? Не всегда же читать сказки!

Тренировку внимания начинаем в самом раннем возрасте с развития наблюдательности. Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребенка на конкретные вещи: «Красиво сделано, да?», «Хорошо поступил, верно?», «Посмотри какие облака, на что они похожи?». Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, 2включение» его в ситуацию. Сравните с утверждениями:»Красиво сделано», «Хорошо поступил» и т.д. Они просто оценочные. А без подключения к оценке ребенок может и не услышать взрослого. Ребенок иногда имеет отличительное от вас мнение. Это тоже «включенность» и путь к развитию самостоятельности. Радуйтесь!

Развитие наблюдательности можно превратить в веселую и занимательную игру. Например, предложите ребенку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на 2 минуты, потом на 1 минуту, потом и на 30 секунд (предметов не должно быть больше 7, и дети, безусловно, должны их знать). Дети с восторгом воспринимают это предложение.

Очень важно воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры. Например, закройте ребенку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты. Как одеты подруги и друзья? Какого цвета занавески? Сколько цветов на окне? Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовывать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность внимания на что-либо все время подвергается «атакам» многих раздражителей. Вопросы взрослого помогают справиться с этими отвлечениями. «Какую игрушку несла встреченная нами девочка?», «Какого цвета был велосипед у мальчика?». Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается.

Незаметно развивает наблюдательность целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе их деталей. Если воспитатель придает этому обсуждению оценочный характер, он тем самым способствует развитию у ребенка способности к анализу, а это уже мыслительный процесс. Например, какая-то деталь на картинке не просто констатируется, а как бы «развертывается»: «Шнурок развязан. Торопился человек или еще не умеет их завязывать? Может упасть, да?»; «Это облако белое, легкое, а это темное тяжелое. Из какого может пойти дождь??»; «Много нарисовано цветов, а как они называются?»  т.д.

Очень полезны игры типа «Найди отличия», «Отыщи одинаковые», «Нарисуй по образцу». На прогулке можно сравнивать листья деревьев разных пород или одной породы, в группе можно предложить детям нарисовать их по памяти. Внимания требуют многие подвижные игры, такие как игра с мячом «Одушевленные - неодушевленные предметы». Наверняка у вас есть и свои приемы, игры. Здесь действительно, открывается простор для творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....

консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"

Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...