Самообразование
методическая разработка

Шелундова Светлана Геннадьевна

Самообразование - одна из форм повышения мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания, готовность к педагогическому творчеству, создаётся имидж современного педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №22 «Город детства»

План по самообразованию музыкального руководителя Шелундовой С. Г.

на 2020-2021 учебный год

«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Актуальность: Актуальность проблемы всестороннего развития детей, несомненно осуществляется через дидактические игры. Это и развитие разного вида музыкального слуха (ритмического, мелодического, ладотонального, тембрового), музыкальной памяти, абстрактного и логического мышления, коммуникативности детей. То есть, развивая музыкальность детей через применение дидактических игр на музыкальных занятиях и в свободное время, мы помогаем развиться и другим способностям детей, совершенствуя каждую личность.

Дидактические игры помогают вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и самостоятельной творческой деятельности.

Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Цель: Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Задачи:

  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие тембрового и динамического слуха
  • Развитие ладо-тонального слуха
  • Развитие жанрового чувства

Предполагаемые результаты:

1. Дети научатся определять выразительные возможности двух динамических оттенков и тембровой принадлежности звука с использованием наглядных методов (пособий, инструментов).

2. Дети научатся самостоятельным действиям в восприятии и различении высоты музыкальных звуков и движению мелодий.

3. У детей разовьются музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; сформируется песенный и музыкальный вкус.

Перспективный план

Месяц

Вид

деятельности

Задачи

Наименование

Сентябрь

Организационно- практический

Просмотр методической литературы.

Игры на развитие звуковысотного слуха

1.Лесенки из 3х, 4х ступенек с указками: песенки «В верх иду», «У кота муркота…», «Иду я вверх», «Как под горкой…»

2.Раздача по группам настольных дид. игр: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?»,

«Лабиринт»

Октябрь

Демонстрационно-консультационный

Семинар-практикум для педагогов

«Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр»

Ноябрь

Практический

Игра на развитие тембрового слуха

«Угадай-ка»: народные инструменты (колотушка, трещотки, румба, ложки)

Декабрь

Демонстрационный

Демонстрационный материал для родителей

«Музыкальные загадки и игры»

Январь

Практический

Игра на развитие гармонического слуха

«Веселые матрешки»

Февраль

Практический

Игра на развитие ритмического слуха

«Ритмическое эхо»

Март

Демонстрационный

Открытое занятие для педагогов

«Мы играем и поем – очень весело живем»

Апрель

Практический

Игра на развитие жанрового чувства

«Песня, танец, марш»  

Май

Организационный

Подведение итогов, обобщение результатов

Выступление на пед. собрании



Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОВЕДЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Слайд1

Слайд2

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой самостоятельной деятельности, средством музыкального общения и развития ребёнка. Они позволяют приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. 

В процессе таких игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Слайд3

Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют обогащению словарного запаса.

Слайд4

Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Слайд5

Планирование и проведение музыкально-дидактических игр.

Слайд6

 После знакомства на музыкальном занятии с новой музыкально-дидактической игрой воспитатель в течение месяца планирует её проведение примерно раз в неделю.

Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. А когда дети хорошо усвоят правила, то помощником или наблюдателем.

Игра «Угадай, кто идет?» - участвуют педагоги средних групп.

Слайд7

Воспитатель также побуждает детей включать музыкально-дидактические игры в свободную деятельность. Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы.

Игра «Музыкальные лесенки» - участвуют педагоги групп старшего дошкольного возраста

Слайд8

Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами, игрушками, рекомендованными программой, обновляя пособия 1-2 раза в месяц. Пособия для дидактических игр разрабатываются как музыкальным руководителем, так и воспитателем.

При организации игр используется предметно-развивающая среда группы: музыкальное оборудование, содержащееся в музыкальных уголках групп; конструкторы различных модификаций; самодельные шумовые музыкальные инструменты; ИЗО-материалы; физкультурный инвентарь; природный материал; посуда и кухонная утварь; все виды игрушек.

Игра «С чем будем играть?» - проводится со всеми участниками семинара.

Слайд9

Музыкально-дидактические игры в группе организуются в утренние и вечерние часы, на прогулке (в тёплое время года), на занятиях по развитию речи, во время праздников и развлечений, в свободной деятельности детей.

Важное значение музыкально-дидактические игры имеют для развития детей коррекционных речевых групп. Многие развивающие задачи (звукообразование, дыхание, чувство ритма, темп) для них общие. Огромное количество музыкально-дидактических игр включено в занятия по логоритмике.

Песня-игра «Жил в лесу колючий ёжик…»- проводится со всеми участниками семинара.

Слайд10

Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен.

Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям и часто требуют слуховой сосредоточенности.

Просмотр интерактивной музыкально-дидактической игры – «Музыкальные гномики».

Слайд11

Существуют различные классификации игр и пособий, основные из которых разработаны известными педагогами дошкольного образования Натальей Алексеевной Ветлугиной, Ольгой Петровной Радыновой, Ангелиной Николаевной Зиминой. Ниже предлагается примерная классификация музыкально-дидактических игр.

Слайд12

Настольные музыкально-дидактические игры

«Петушок, курочка, цыпленок»

Лото на развитие чувства ритма - для подгруппы (4-8 детей). Педагог проговаривает и простукивает ритм соответственно персонажу, дети угадывают его и закрывают соответствующей карточкой нужную картинку в ряду остальных.

«Веселые дудочки»

Пазлы на развитие тембрового слуха -  индивидуально. Педагог включает определенную фонограмму, ребенок определяет духовой инструмент и персонажа, который на нем играет. Собирает из пазлов картинку.

«Угадай-ка»: различные виды или группы музыкальных инструментов

На развитие тембрового слуха – индивидуально, подгруппой, всей группой. Оснащение: ширма, за ней музыкальные инструменты смешанные или отобранные определенным образом (деревянные, звенящие, звуковысотные, ударные и т.д.); у детей карточки соответственно выбранным инструментам. Педагог играет на инструменте за ширмой, дети угадывают и поднимают соответствующую карточку.

«Что сначала, что потом?»

На развитие логического мышления – индивидуально. Ребенок с помощью педагога или самостоятельно выстраивает по картинкам последовательность событий с музыкальным инструментом.

«Четвертый лишний»

На знание музыкальных инструментов и способа игры на них – индивидуально или малой подгруппой (1-3 ребенка). Дети в каждой строчке с набором картинок находят 1 инструмент, который не соответствует трем другим (по виду, по способу извлечения звука, по материалу изготовления).

«Лабиринт»

На знание музыкальных инструментов и способа игры на них – индивидуально. Ребенку, двигаясь по линии на картинке нужно найти аналогию между двумя музыкальными инструментами.

Статичные музыкально-дидактические игры

«Передай ритм»

На развитие ритмического слуха - в подгруппе или со всей группой. Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем стоит и тот передаёт ритм следующему ребёнку, последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт ритм», хлопая в ладоши. Ведущим может быть воспитатель. Дети могут также сидеть на стульчиках друг за другом. Проводится игра с педагогами.

«Птички или рыбки»

На развитие музыкальной интонации, внимания, мышления - в подгруппе или со всей группой. Дети все вместе поют знакомую любимую песенку и по сигналу педагога (жестом, мимикой или с помощью картинки, поднятой в определенное время) переходят с открытого пения на пение про себя (губы двигаются, а звука нет) и обратно. Так происходит несколько раз до конца исполнения песни.

«Подбери картинку к музыке»

На развитие эмоциональной сферы, ладового и жанрового чувства - в подгруппе или со всей группой. Оснащение: картинки по видам музыкальной деятельности (дети поют, танцуют, маршируют, играют на музыкальных инструментах) или с разными эмоциями (грустное, тревожное, спокойное, веселое, смеющееся дерево, грибок, солнышко) и соответствующие выбранным картинкам фонограммы. Педагог приглашает к себе одного ребенка и включает музыку – ребенок выбирает соответствующую картинку. Если угадано правильно, то остальные дети хлопают в знак одобрения.

«Угадай и спой песенку»

На развитие голоса и чувства интонации - в подгруппе или со всей группой. Ребенок по желанию угадывает знакомую песенку по вступлению (по фонограмме) и исполняет её, а все остальные подхватывают.

«Веселые матрешки»

На развитие гармонического слуха - в подгруппе или со всей группой. Оснащение: картинки для всех детей с изображением 1, 2х или 3х матрешек, пианино (металлофон, ксилофон, гармонь, баян), закрытое от детей. Педагог нажимает 1,2,3 клавиши (на этапе знакомства последовательно, затем вместе) – дети поднимают карточку с соответствующим количеством матрешек.

Подвижные музыкально-дидактические игры

«Музыкальные стульчики»

На развитие ритмического слуха – в подгруппе или со всей группой. Стулья стоят по кругу, на каждом - музыкальный инструмент. Дети идут по кругу, по сигналу берут тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий (педагог или ребенок) отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

К нам гости пришли

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального   молоточка,   птичка   летит   под   звон   колокольчика.

Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.'

На развитие тембрового слуха – со всей группой. Оснащение: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), музыкальные инструменты - бубен, металлофон, деревянные ложки, колокольчик. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под звуки деревянных ложек, птичка летает под звон колокольчика, а все дети помогают зверушкам танцевать.

«С чем будем играть?»

На развитие жанрового чувства – со всей группой (делим на 3 подгруппы). Оснащение: ленточки, флажки, платочки, карточки с изображением этих же предметов – большие по одной и поменьше для всех детей, фонограмма быстрой, маршевой и танцевальной музыки. На первом этапе дети знакомятся с музыкой и выбирают соответствующий предмет для движения с ним под музыку: флажки для марша, ленточки для бега, платочки для танца. При повторе игры на соответствующую музыку дети показывают соответствующие карточки. Проводится игра с педагогами.

Игра на пространственное ориентирование

На развитие чувства ориентации и пространственного мышления - со всей группой. Оснащение: несколько кусков цветного картона с расставленными на нем в определенном порядке (каждый раз другом) кружочков и квадратиков в виде перестроений (или картинки на экране), фонограмма с продолжительным звучанием (русская народная, не быстрая, танцевальная музыка). На начальном этапе с детьми определяем, что кружочки – это девочки в юбочках, а квадратики – мальчики. Рассматриваем схемы и оговариваем способ перестроения. Затем под музыку педагог показывает одну карточку, а дети строятся по изображенному на ней порядку. Педагог меняет карточку на другую, как только у детей правильно завершено предыдущее построение.

Каждый педагог подбирает и составляет музыкально-дидактические игры на основании мониторинга музыкального развития детей, исходя из своих возможностей и музыкальных задач и интересов. В педагогическом сообществе происходит постоянный обмен новыми интересными вариантами таких игр, и это большое подспорье для всех нас и наших малышей.

Слайд13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Семинар –практикум «Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр» (02.10.2020г)

                   

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

Отчет музыкального руководителя

по теме самообразования -

«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Шелундова С. Г.

р. п. Дрожжино

Апрель 2021 года

Отчет музыкального руководителя по теме самообразования

«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы: Согласно ФГОС, реализация дошкольного образовательного процесса должна проходить в форме игры, игровой деятельности во всех аспектах жизнедеятельности детей. Музыкально - дидактические игры, как и дидактические игры любой другой направленности, не перестают быть необходимыми инструментом для решения проблемы всестороннего развития детей.

 Это развитие разного вида музыкального слуха (ритмического, мелодического, гармонического, тембрового), музыкальной памяти, абстрактного и логического мышления, коммуникативности детей. То есть, развивая музыкальность детей через применение дидактических игр на музыкальных занятиях и в свободное время, мы помогаем развиться и другим способностям детей, совершенствуя каждую личность. Карточки помогают увидеть музыкально-слуховое развитие каждого ребёнка, не зависимо от других, дают возможность реализоваться методу индивидуального подхода, не отделяя ребёнка от своего коллектива. Учат в коллективе действовать слаженно, подсказывая и выручая друг друга.

Дидактические игры помогают вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и самостоятельной творческой деятельности.

Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Цель: Помочь детям активно войти и действовать в мире музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных и ориентационных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Задачи:

  • Развитие звуковысотного слуха («Музыкальные лесенки»);
  • Развитие чувства ритма («Ритмическое эхо» - «Сигналы»);
  • Развитие тембрового и динамического слуха («Угадай-ки» с разным составом инструментов);
  • Развитие гармонического слуха («Весёлые матрёшки»);
  • Развитие жанрового чувства («Песня, танец, марш»);
  • Развитие пространственного ориентирования.

1.Согласно составленному мной плану, в сентябре с детьми 4-7 лет мы играли в Музыкальные лесенки из 3х-4х ступенек, разучивая и пропевая попевки «Вверх иду – вниз иду», «Иду я вверх –иду я вниз», песенки «У кота муркота…», «Как под горкой…». С помощью визуализации процесса работали над развитием звуковысотного слуха и воспроизведением восходящей и нисходящей интонации в голосе.

2.Во все вверенные мне группы были оформлены и розданы музыкальные папочки для сбора разучиваемых песен, для сценариев праздников и развлечений. Были размножены и розданы карточки настольных дидактических игр для самостоятельной музыкальной деятельности детей: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Лабиринт».

3. В октябре мною был подготовлен и проведен семинар для педагогов «Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр». Через рассказ, презентацию, игру и подготовленные наработки (карточки и иллюстрации к разным играм) старалась донести до воспитателей и специалистов пользу для детей от применения в нашей работе музыкально-дидактических игр.

4.В ноябре были подготовлены и проведены развлечения с детскими музыкальными инструментами: «Бубен и ложки» - для детей 5-7 лет и «Мой любимый инструмент» - для детей 4-5 лет. На этих мероприятиях, кроме оркестра, подвижных игр, танцев и песен, была применена музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка: народные инструменты (трещотки, коробочки, румба, колотушка). И на слух, и с помощью карточек дети определяли и называли инструменты, развивая тембровый слух.

5.В декабре на стенде для родителей была представлена демонстрация «Музыкальные загадки и игры»: загадки о музыкальных инструментах, игры на различение звуков музыкальных инструментов, игры на развитие чувства ритма у детей.

6. В январе с детьми старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях мы поиграли в музыкально-дидактическую игру «Веселые матрёшки» для развития у детей гармонического слуха. Дети определяли на слух звучание 1го, 2х или 3х звуков мажорного трезвучия (сначала звучащих последовательно, затем звучащих вместе – усложнение) с помощью показа карточки с 1й, 2мя или 3мя матрёшками.

7. В январе для детей средней группы «Неваляшки» вместе с воспитателем Гусейновой Э. М. было подготовлено и проведено интегрированное игровое занятие- викторина «Домашние и дикие животные», где кроме речевых и подвижных игр и загадок была применена музыкально-дидактическая игра с карточками «Угадай, кто идёт?».

8.В марте для детей средних групп было проведено игровое занятие «Мы играем и поём – очень весело живём», где в музыкально-дидактической игре «Угадай-ка» дети различали на слух шумовой и диатонический инструменты (ложки и ксилофон), звенящий и шуршащий (треугольник и маракас), а потом разучили с этими инструментами песенку - игру «Весенний оркестр».

9. В марте для детей старшего дошкольного возраста на музыкальное занятие были принесены карточки-схемы построений во время движений под музыку. Дети коллективно определяли схему построения, показанную педагогом и, сначала при помощи педагога, а затем самостоятельно учились перестраиваться – в круг парами, в 2 круга, в шеренги парами и по одному (замечая позицию мальчиков и девочек), выполнять «змейку» и «капустку».

10. В апреле с детьми 4-6 лет было проведено игровое музыкально-тематическое занятие «Мы – будущие космонавты», где с пальчиковой гимнастикой, игрой на равновесие «Невесомость», лого ритмической разминкой «Космодром», музыкальной подвижной тренировкой «Игрой в космос» была применена дидактическая игра на развитие чувства ритма «Сигналы» (вариант игры «Ритмическое эхо»).

11. Так же в апреле на музыкальных занятиях дети 4-7 лет работали с карточками игры «Песня, танец, марш», где нужно было определить на слух музыкальный жанр и поднять карточку с соответствующим изображением – «Дети танцуют», «Дети поют», «Дети маршируют». Для развития жанрового чувства у детей мною были использованы знакомые и незнакомые песни, танцы и марши.

12. В апреле с детьми старшего дошкольного возраста для выпускных мероприятий разучили «Песню волшебных красок» (автор Л. Олифирова) в сопровождении игры на диатонических колокольчиках. Играя на них, дети совершенствовали звуковысотный слух и познакомились с названиями музыкальных звуков «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».

Результаты:

1.Дети научились использовать карточки в музыкально-дидактических играх.

2.Научились хорошо различать тембры детских музыкальных инструментов – металлофон, ксилофон, набор колокольчиков (диатонические); треугольник, бубенчики, колокольчик (звенящие); ложки, румба, трещотка, коробочка (народные), бубен, барабан (ударные), называя эти инструменты и работая с карточками, на которых инструменты изображены.

3.Дети научились самостоятельно показывать направление мелодии простых песен и попевок на музыкальных лесенках и рукой при определении высоты звука (верх, низ, серединка, движемся вверх, движемся вниз).

4.Дети научились повторять за взрослым простой ритмический рисунок – ладонями, по коленкам, перетопами.

5. Дети старшего дошкольного возраста научились по схемам перестраиваться под музыку в разные виды построений и движений, слаженно работая в коллективе, помогая и подсказывая друг другу, находя направление и нужную позицию относительно других.

6. У детей развились музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память; сформировался песенный и музыкальный вкус.

Дальнейшая дидактическая практика.

Я буду продолжать заниматься с детьми музыкально-дидактическими играми, применяя их на музыкальных занятиях, в развлечениях и других мероприятиях, так как понимаю огромное значение данного метода как игрового и как разносторонне развивающего детей в музыкальном отношении. Но на следующий учебный год предполагаю выбрать другую тему для самообразования.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №22 «Город детства»

План по самообразованию музыкального руководителя Шелундовой С. Г.

на 2021-2022 учебный год:

«Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Актуальность: 

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. Ведь дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Нужно учитывать не сформированность, хрупкость детского голосового аппарата, выстраивать систему певческой работы через индивидуально-дифференцированный подход.

Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве.

Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения (напряженное, крикливое пение, происходящее от чрезмерного напора воздуха на голосовые связки, от исполнения высоких звуков без "прикрытия"), нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. В школу из детских садов значительная часть детей приходит практически не поющими. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены. Между тем, именно в детском саду на музыкальных занятиях, в которых пение занимает 50-70% всего времени, а само обучение длится 3-4 года, дети к 7 годам могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.

С другой стороны, воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

 В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей. 

Актуальными в развитии певческих навыков детей являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова, исследования Г. Н. Кечхуашвили, Г. Н. Волчанской, Е. Г. Сайкиной, Н. Г. Кононовой, Ж. Е. Фирилевой, Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, вокальные упражнения Е. Н. Тиличеевой, Т. Э. Тютюнниковой, технология охраны и защиты детского голоса В. Емельянова, методика музыкально-певческого воспитания Д. Е. Огороднова.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности!

Развить у ребенка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, четко и ритмично пропевать текст песен, грамотно используя певческое дыхание – задачи вокального воспитания, которые можно решать в игровой форме, широко используя наглядный материал, дидактические игры.

Игровой метод – это основной механизм обучения, который позволит: помочь детям войти в мир музыки без ущерба здоровью, создать предпосылки к формированию творческого мышления; благополучной психологической среде, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний с использованием здоровье-сберегающих и личностно-ориентированных технологий (ритмодекламация, игры для голоса и дыхания, артикуляционные игры, коммуникативные игры и танцы с пением, элементарные формы песенной импровизации).

Цель: Моделирование структуры музыкального занятия с использованием игровых методик, здоровье-сберегающих и личностно-ориентированных технологий для развития у детей старшего дошкольного возраста певческих навыков.

Задачи:

  1. Подобрать интересный игровой материал для упражнений развивающего характера для развития голоса по: артикуляции, речевому и певческому дыханию, рисованию голосом, ритмодекламации, играм и хороводам с пением, песенному творчеству.
  2. Разработать конспекты ООД, консультации для педагогов и родителей по данной теме.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети с интересом и любовью будут относиться к певческой деятельности.
  2. Дети усвоят навыки хорового пения.
  3. У детей разовьется эмоциональная отзывчивость, исполнительское мастерство и песенное творчество.
  4. Через пение у детей расширится музыкальный кругозор и представление об окружающем мире.

Перспективный план

Месяц

Вид

деятельности

Задачи

Наименование

Сентябрь

Организационно- образовательно практический

Методическая литература.

Артикуляционная гимнастика.

Мониторинг у детей певческих навыков и умений.

Изучение фонопедического метода развития голоса В. Емельянова и применения его на музыкальных занятиях.

Упражнения: «Птенчик», «Улыбка», «Трубочка» и др.

Игры: «Обезьянки», «Машинка», «Маленькая и большая лошадки», «Большая и маленькая собачки» и др.

Октябрь

Практический

Игры и упражнения на речевое и певческое дыхание

«Ветерок», «Цветочек», «Свеча», «Листва шуршит», «Пчела жужжит», «Кошка сердится», «Надуваем шарик», «Шарик лопнул» и т,д.

Ноябрь

Образовательно-практический

Методическая литература.

Ритмодекламация.

Знакомство с упражнениями Т. Э. Тютюнниковой: «Ранним утром», «Лесной вальс», «Прыг-скок» «Дирижёр» и др.

Декабрь

Организационно-практический

Мнемотаблицы.

Консультация на стенде

Разучивание песен про зиму и про Новый год.

«Охрана детского голоса во время пения»

Январь

Организационно-практический

Графические карты для рисования голосом.

Кластерное пение («Гроздь звуков»).

Графические карты на муз. занятиях: «Круг в круге», «Пирамида», «Змейка», «Ёлочка», «Дерево – 3 ветки» и т.д.

«Рисование голосом» различных образов, глиссандирование:

- вверх-вниз; - по кругу;

- точечно.

Февраль

Практический

Игровые способы формирования координации слуха и певческого голоса.

Песенки на лесенках.

Пропевание слов «мама», «здравствуй», имя ребенка:

- на одном звуке;

- на пол тона выше;

- ласково;

- в другом темпе;

- на звуках малой терции сверху-вниз.

Март

Практический

Хороводы и подвижные игры с пением

«Со вьюном я хожу», «Земелюшко- чернозем», «Васька-кот», «Гори ясно» и др.

Апрель

Практический

Песенное творчество

«Закончи музыкальную фразу на заданный текст», «Придумай грустную, веселую песенку на текст», «Спой своё имя» и др.

Май

Организационный

Подведение итогов, обобщение результатов.

Проведение итогового мониторинга с детьми по развитию певческих навыков.

Выступление на пед. собрании, публикация материалов на своем сайте.

Литература:
1. М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» - «Скрипторий», 2010;
2. А.Евтодьева «Учимся петь и танцевать, играя» Москва, 2014;
3. А. Д. Демченко «Вокальные игры с детьми» Москва, 2000;
4. О. В. Кацер, С. А. Коротаева «Музыка, дети, здоровье» Москва: Композитор, 2008;
5. В.В. Емельянов  «Развития голоса». – СПб.: «Лань», 2015;
6. Т. С.Овчинникова «Логопедические распевки» - СПб.; КАРО, 2009;
7. Е. Н. Тиличеева «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978;

8. С. И. Мерзлякова «Учим петь детей». ООО ТЦ «Сфера», 2014;

9.О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в саду. Занятия, игры, упражнения» Волгоград: «Учитель», 2011;

10. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004;


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения Т. Э. Тютюнниковой (ритмодекламация)

Музыканты.

Однажды музыканты ,                     говорят хором, заранее распределив

Собрались выступать                           себе выбранные инструменты

Все взяли инструменты

И начали играть.

1. Я выступаю, на дудочке играю,  после слов один ребёнок исполняет соло

Вы повторяйте, время не теряйте! на дудочке (имитация игры, где ребёнок

Ту- ру- ру- ру,  ту- ру- ру- ру,          задаёт ритмический рисунок, а все

Ту- ру- ру- ру- ту- ру!(пример)       остальные повторяют тот же ритм)

2. Я выступаю, на скрипочке играю,                                  аналогично

Вы повторяйте, время не теряйте:

Зим- зим- зим- зим, зе- рим- зим- зим,

Зе- рим- зим- зим- зим, зе- рим!

3. Вот барабан и на нём я играю,                                        аналогично  

Вы повторяйте, время не теряйте:

Бум- бум- бум- бум, бу- рум- бум- бум,

Бум- рум- бум- бум, бу- рум- бум.

В этой речевой игре так же важны мимика и пантомима.

Наступили холода.

1.Ехать в поезде тепло                                 «крутят колёса»

Поглядим- ка мы в окно.                     изобразить руками «окно» 

А на улице зима,                                   «мёрзнут» (потирают свои плечи)

Наступили холода.

2.Да- да- да-                                              три хлопка

Наступили холода.                                потирают ладошки

Да- да- да-                                              три хлопка

Превратилась в лёд вода.                     раскрыть руки в стороны, замереть

Ду- ду- ду-                                             три хлопка

Поскользнусь я на льду.                       покачивающие движения

Ду- ду- ду-                                             три хлопка

Я на лыжах иду.                                    имитация «на лыжах»

3.Ды- ды- ды-                                          три хлопка

На снегу есть следы.                            широкие шаги

Ди-ди-ди-                                              три хлопка

Ну-ка, заяц, погоди!                               грозят указательным пальчиком.

Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

Отчет музыкального руководителя

по теме самообразования -

«Формирование и развитие

певческих навыков

у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр

и упражнений»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Шелундова С. Г.

р. п. Дрожжино

Май 2022 года

Отчет музыкального руководителя по теме самообразования

«Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Актуальность: 

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. Ведь дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Нужно учитывать не сформированность, хрупкость детского голосового аппарата, выстраивать систему певческой работы через индивидуально-дифференцированный подход.

Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве.

Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения (напряженное, крикливое пение, происходящее от чрезмерного напора воздуха на голосовые связки, от исполнения высоких звуков без "прикрытия"), нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. В школу из детских садов значительная часть детей приходит практически не поющими. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены. Между тем, именно в детском саду на музыкальных занятиях, в которых пение занимает 50-70% всего времени, а само обучение длится 3-4 года, дети к 7 годам могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.

С другой стороны, воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

 В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей. 

Актуальными в развитии певческих навыков детей являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова, исследования Г. Н. Кечхуашвили, Г. Н. Волчанской, Е. Г. Сайкиной, Н. Г. Кононовой, Ж. Е. Фирилевой, Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, вокальные упражнения Е. Н. Тиличеевой, Т. Э. Тютюнниковой, технология охраны и защиты детского голоса В. Емельянова, методика музыкально-певческого воспитания Д. Е. Огороднова.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности!

Развить у ребенка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, четко и ритмично пропевать текст песен, грамотно используя певческое дыхание – задачи вокального воспитания, которые можно решать в игровой форме, широко используя наглядный материал, дидактические игры.

Игровой метод – это основной механизм обучения, который позволит: помочь детям войти в мир музыки без ущерба здоровью, создать предпосылки к формированию творческого мышления; благополучной психологической среде, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний с использованием здоровье-сберегающих и личностно-ориентированных технологий (ритмодекламация, игры для голоса и дыхания, артикуляционные игры, коммуникативные игры и танцы с пением, элементарные формы песенной импровизации).

Цель: Моделирование структуры музыкального занятия с использованием игровых методик, здоровье-сберегающих и личностно-ориентированных технологий для развития у детей старшего дошкольного возраста певческих навыков.

Задачи:

  1. Подобрать интересный игровой материал для упражнений развивающего характера для развития голоса по: артикуляции, речевому и певческому дыханию, рисованию голосом, ритмодекламации, играм и хороводам с пением, песенному творчеству.
  2. Разработать конспекты ООД, консультации для педагогов и родителей по данной теме.
  3. Провести сравнительный мониторинг на начало и конец учебного года для получения результата формирования и развития певческих возможностей подопечных с выводами о значимости игровых приемов обучения пению детей дошкольного возраста.

1.Согласно перспективному плану по самообразованию в сентябре с детьми 5-7 лет (208 человек) был проведен мониторинг певческих навыков и умений (определение и воспроизведение высоты звука по показу голосом или инструментом в пределах возрастной нормы, умение находиться в певческой позиции, правильно брать и удерживать дыхание, артикуляционные умения и дикционные возможности, музыкальная и текстовая память). 36 детей показали низкий результат, 140 – средний и 32 – высокий.

Был изучен фонопедический метод развития голоса В. Емельянова и применен на музыкальных занятиях с помощью игровых упражнений: «Птенчик», «Улыбка», «Трубочка», «Машинка», «Маленькая и большая лошадки», «Большая и маленькая собачки». Было уделено внимание артикуляционному развитию мышц полости рта и лица.

2. В октябре с ребятами развивали отрывистое и глубокое дыхание, работали над речью с помощью игр и упражнений: «Ветерок», «Цветочек», «Свеча», «Листва шуршит», «Пчела жужжит», «Кошка сердится», «Надуваем шарик», «Шарик лопнул».

3. В ноябре уделили внимание ритмодекламации, используя наработки педагога Т. Э. Тютюнниковой: «Ранним утром», «Лесной вальс», «Прыг-скок» «Дирижёр», «Музыканты». Повторяли и закрепляли ранее опробованные игры и упражнения на дыхание и артикуляцию.

Разучили и провели хороводную игру с пением и переодеваниями «Как на тоненький ледок» (рнп).

4.В декабре готовили песенный материал для проведения новогоднего праздника с применением всех вышеперечисленных за осень приемов и методов и использованием мнемо таблиц. Учили песни с детьми старших групп: «Здравствуй, зимушка-зима!» А. Филиппенко, «Когда приходит Новый год» М. Еремеевой, «Как красива наша ёлка» (муз. А. Можукова, сл. Ю. Степановой), где первая исполнялась в хороводе, а последняя – с движениями (эти усложняющие элементы планировались только в марте). Учили песни с детьми подготовительных к школе групп: «Танцуем с Дедом Морозом» И. Марченко, «Ёлочка, ёлочка» (муз А. Абрамова, сл. Л. Дымовой) - так же в хороводе с движениями.

На стенде для родителей и педагогов была размещена консультация «Охрана детского голоса во время пения».

5.В январе для голосового развития было применено так называемое «кластерное» пение (кластер – гроздь). Отличительная особенность такого пения – не нужен в хоре единый исходный звук, от которого начинается движение, каждый участник хора начинает голосовое движение от любого удобного для него исходного звука, общее движение хора едино: вверх-вниз, по кругу, точечно, по рисунку (мы рисовали змейку, ёлочку, лесенку, дерево с тремя ветками, пирамидку, круг в круге). При таком пении использовали приём «глиссандо» - скользящее движение.

6.В феврале вспомнили с детьми песенки на лесенках (3, 4, 5 ступенек): «У кота муркота», «Как под горкой», «Две тетери», «Лесенка». В этот раз нужно было детям спеть и показать одновременно песенку на лесенке (с предварительным разбором игры на лесенке педагогом). Пропевание слов «мама», «здравствуй», имя ребенка: на одном звуке; на пол тона выше; ласково; в другом темпе; на звуках малой терции сверху-вниз. Тем самым в игровой форме формировали координацию слуха и певческого голоса.

7. В марте мы отступили от плана, так как хороводы с пением разучивались в ноябре и декабре, то к весенним праздникам мы готовили песенки с движениями «Возле зеркала» О. Конопельно, «Весенняя полечка» Л. Олифировой, «Плетень» Н. Калинникова, «Добрые сказки» (муз. А. Ермолова, сл. М. Загоды) и «Нет на свете мамочки милее» Т. Петрова. В этом творческом процессе дети тоже принимали непосредственное участие.

8. В апреле (вне плана) преодолели еще более сложный этап в развитии певческих навыков – пение с солистами. Во всех группах благодаря промежуточному мониторингу были выбраны солисты для песни «Мечты» Л. Олифировой. Хочу сказать, что песня для старшего дошкольного возраста третьего уровня сложности! Трех дольность, широкое восходящее движение, большой диапазон, длительная фразировка дыхания – это для всех детей хора. А еще две концовки, вторая из которых предполагает задержку исполнения (мы познакомились с понятием «люфт» - маленькая музыкальная пауза с забором дыхания) и зависание на последней ноте «си» (достаточно высокий звук). В связи с последним дети познакомились с понятием «цепное дыхание» и освоили его. Солисты во втором и в третьем куплетах исполняли партии по фразам последовательно с использованием микрофона (учились петь в микрофон без посторонних шумов, правильно направляя звук).

По плану занимались песенным творчеством: «Закончи музыкальную фразу на заданный текст», «Придумай грустную, веселую песенку на текст», «Спой своё имя»

9. Согласно итоговому мониторингу певческих навыков и умений 80 детям можно дать высокую оценку освоения (увеличение в 2,5 раза от начала учебного года), 126 детей – средний показатель, 2 ребенка – низкий (оба посещают коррекционную логопедическую группу)

Результаты:

1.Дети с интересом и любовью относятся к певческой деятельности, любят играть в игры на дыхание, артикуляцию, дикцию, применять пение в хороводных и подвижных играть, придумывать движения к песням.

2. Дети в большинстве усвоили навыки пения, хорового в том числе:

- почти все умеют занимать правильную певческую позицию сидя и стоя;

- умеют через нос тихо правильно брать дыхание, держать его достаточно долго до конца фразы, знают понятие «цепное дыхание» и научились его применять;

- в большинстве определяют и многие воспроизводят заданную высоту звука по показу голосом или инструментом в пределах возрастной нормы, многие делают правильное голосоведение поступенное и скачками в обоих направлениях, правильно попадая на звуки (т.е. правильно воспроизводят мелодию песни);

- почти все правильно слаженно открывают рот, выполняют артикуляцию, многие следят за своей дикцией;

- дети слышат соседа и себя в хоре, могут сделать другому замечание или отметить хорошее понравившееся исполнение другого;

- все дети понимают знаки дирижера, стремятся к слаженному выразительному исполнению.

3. Научились разбирать и исполнять песни по мнемо таблицам, вести голосом по графическим картам и музыкальным лесенкам

3. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, коллективное исполнительское мастерство и песенное творчество.

4. Через пение у детей расширился музыкальный кругозор и представление об окружающем мире.

Выводы.

Так как у большинства детей к 7ми годам только формируется голосовой аппарат, хочется продолжить развивать у ребят вокально-хоровые навыки и умения. Применение игровых форм, методов и приемов в большинстве случаев оправдано тем, что вызывает интерес детей в данном направлении совершенствования и самосовершенствования личности.

Хочется продолжать открывать детям возможности хорового и вокального исполнительства в более интересной и сложной подаче, брать с ними вместе новые рубежи, раскрывать и применять новые методики современных педагогов-новаторов, а также закреплять полученные навыки и умения через уже применяемые игры и упражнения с различными усложнениями.

Поэтому и следующий год тема по самообразованию остается прежней: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №22 «Город детства»

План по самообразованию музыкального руководителя Шелундовой С. Г.

на 2022-2023 учебный год:

«Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

посредством музыкальных игр и упражнений»

Актуальность. 

На современном этапе развития дошкольного образования в условиях Федерального государственного стандарта происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, обогащается; внимание педагогов акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, по-другому – инновации.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации – это решение нестандартных задач всегда нестандартными способами, которые «…дают быстрый прорыв в новое качество…» (В. В. Путин)

Так как пение- основной вид музыкальной деятельности детей, то через активное пение у дошкольников закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения они обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Пение наиболее близко и доступно детям. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

Детский голос сильно отличается от голоса взрослых, у дошкольников голос ещё не сформирован и слаб. Лишь к 7-ми годам голосовой аппарат ребёнка в целом формируется, а в дальнейшем происходит развитие и укрепление.

Формированием и развитием певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в контексте самообразования я занимаюсь второй год, так как дети, с которыми я работаю перешли из старших групп в подготовительные, стали более умственно и физически подготовленными для усвоения и применения новых методов и технологий, внедряемый современным педагогическим сообществом музыкантов для вокально-хоровой работы с дошкольниками.

В прошлом году были применены методы и технологии: фонопедический метода развития голоса В. Емельянова, артикуляционная гимнастика, игровые упражнения на речевое и певческое дыхание, игровые упражнения Тютюнниковой Т. Э., приём ритмодекламации, разучивание песен с помощью мнемотаблиц, технологии графического рисования голосом и «кластерного» пения, игровые способы формирования координации слуха и певческого голоса, разучивание хороводов и подвижных игр с пением Широко применялись технологии ИКТ, здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная, познавательная и технология сотрудничества.

Большинство технологий, приёмов и методов необходимо продолжить применять с детьми и в этом учебном году на уровне отработки и закрепления, доводя до автоматизма исполнения, а также не упускать возможности применения ранее не задействованных приёмов из опыта работы современных педагогов-новаторов. Планируется знакомство с нотками и моими авторскими песенками про нотки, с методом «игрового распевания» (в основе его – принцип образного контрастного интонирования) Евтодьевой А. А., с пальчиковыми играми с пением Поддубной Е. А.

В совокупности такой подход позволит дошкольникам старшего возраста воспринимать пение не как занудную повседневную обязанность, а как увлекательную игру с меняющимися правилами и усложняющимися задачами для умственного развития, но не напрягающими требованиями к голосовым все еще формирующимся возможностям детей, поднять общие показатели вокально-хорового исполнительства и певческие возможности одарённых детей на еще более перспективны уровень.

Такой приём педагогической полистилистики позволит расширить возможности простого педагога-музыканта и найти свои опорные точки в формировании и развитии у дошкольников вокально-хоровых навыков.

Цель: Моделирование структуры музыкального занятия с использованием игровых методик, здоровье-сберегающих и личностно-ориентированных технологий для развития у детей старшего дошкольного возраста певческих навыков.

Задачи:

  1. Подобрать интересный игровой материал для упражнений развивающего характера для развития голоса по: артикуляции, речевому и певческому дыханию, рисованию голосом, ритмодекламации, играм и хороводам с пением, песенному творчеству, пальчиковым играм с пением и другим вокально-игровым упражнениям.
  2. Разработать конспекты ООД, консультации для педагогов и родителей по данной теме.
  3. Оформить иллюстративный материал по методике Евтодьевой А. А.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети с интересом и любовью будут относиться к певческой деятельности.
  2. Дети усвоят навыки хорового пения.
  3. У детей разовьется эмоциональная отзывчивость, исполнительское мастерство и песенное творчество.
  4. Через пение у детей расширится музыкальный кругозор и представление об окружающем мире.

Перспективный план

Месяц

Вид

деятельности

Задачи

Наименование

Сентябрь

Организационный. образовательно- практический

Мониторинг.

Артикуляционная гимнастика.

Приём Евтодьевой А. А. - упражнение перед распеванием

Знакомство с нотами

Упражнения: «Птенчик», «Улыбка», «Трубочка» и др.

Игры: «Маленькая и большая лошадки», «Большая и маленькая собачки»

«Перед пением, друзья…»

Авторские песенки: «Дом-начало»,

«Репка», «Мишка»

Октябрь

Образовательно- практический

Игры и упражнения на речевое и певческое дыхание

Знакомство с нотами

«Цветочек», «Свеча», «Листва шуршит», «Пчела жужжит».

Авторские песенки: «Факел», «Солонка»

Ноябрь

Образовательно-практический

Знакомство с нотами

Музыкальные пальчиковые игры Поддубной Е. А.

Авторские песенки: «Лягушка», «Синичка».

«Киска», «Грустный вальс»

Декабрь

Организационно-практический

Принцип образного контрастного интонирования Евтодьевой А. А.

Консультация на стенде

Правила: «Крик и писк – враг пения», «Мелодия+слова+душа – основа песни»

«За подснежниками», «Машенька и медведь»

«О пользе пения»

Январь

Организационно-практический

Методика вокальных обучалочек Евтодьевой А. А.

1.Высокий-средний голосок.

2.Громко или звонко («темница» и «воротики»)

3.Кнопка для усиления звука.

4.Чистое пение (слитность звучания).

5.Лечить или…

6.Волшебная юбка.

7.Поощрение и попустительство.

8.Золотая середина (сила звука и нужность жеста или мимики)

9.Игра и наглядность

Февраль

Практический

Пропевание по графическому изображению мелодии песен.

Кластерное пение («Гроздь звуков»).

«Небо синее», «Василёк», «Ходит зайка по саду».

«Рисование голосом» различных образов, глиссандирование:

- вверх-вниз;

- по кругу;

- точечно

Март

Практический

Игровые способы формирования координации слуха и певческого голоса.

Песенки на лесенках.

Пропевание слогов (имитация животных и птиц):

- по диатоническому ряду вверх и вниз;

- по хроматическому ряду вверх и вниз.

«2 тетери», «Как под горкой», «Бубенчики»

Апрель

Практический

Песенное творчество

«10 советов юному композитору» от Евтодьевой А. А.

Май

Организационный

Подведение итогов, обобщение результатов.

Проведение итогового мониторинга с детьми по развитию певческих навыков.

Выступление на пед. собрании, публикация материалов на своем сайте.

Литература:
1. Н. А. Ветлугина «Музыкальный букварь» - М: Книга по требованию, 2013;
2. А. Евтодьева «Учимся петь и танцевать, играя» Москва, 2014;
3. А. Д. Демченко «Вокальные игры с детьми» Москва, 2000;
4. О. В. Кацер, С. А. Коротаева «Музыка, дети, здоровье» Москва: Композитор, 2008;
5. В.В. Емельянов  «Развития голоса». – СПб.: «Лань», 2015;
6. Т. С.Овчинникова «Логопедические распевки» - СПб.; КАРО, 2009;
7. Е. Н. Тиличеева «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978;

8. С. И. Мерзлякова «Учим петь детей». ООО ТЦ «Сфера», 2014;

9.О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в саду. Занятия, игры, упражнения» Волгоград: «Учитель», 2011;

10. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...