Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»
консультация

В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специальные условия воспитания и обучения с учетом особенностей каждого ребенка. В  результате специального обучения и воспитания ребенок с ЗПР будет иметь возможность всесторонне развиваться, а значит, успешнее интегрироваться в общество. В системе факторов, обусловливающих успешное вхождение личности в социальную среду, исключительная роль принадлежит выразительности речи. Именно её развитию стоит уделить особое внимание у детей с ЗПР. Одним из малоисследованных направлений можно считать использование театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, заявленная в научной статье проблема является актуальной в современной дефектологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_vyrazitelnosti_rechi.docx524.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»

http://www.picshare.ru/uploads/150323/MW6uMv9G17.png

                                                         

                                                           

                                                           Шевякова Ольга Ивановна,

                                            воспитатель МБДОУ

   «Детский сад № 52 «Маячок»

Тамбов, 2017

В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специальные условия воспитания и обучения с учетом особенностей каждого ребенка. В  результате специального обучения и воспитания ребенок с ЗПР будет иметь возможность всесторонне развиваться, а значит, успешнее интегрироваться в общество. В системе факторов, обусловливающих успешное вхождение личности в социальную среду, исключительная роль принадлежит выразительности речи. Именно её развитию стоит уделить особое внимание у детей с ЗПР. Одним из малоисследованных направлений можно считать использование театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, заявленная в научной статье проблема является актуальной в современной дефектологии.

Речь является важным средством самовыражения ребёнка. Многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи, обеспечивающей эффективность коммуникации (В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, С.Л. Рубинштейн, С.И. Ожегов, З.В. Савкова, Е.В. Язовицкий). Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику быть интересным и желаемым участником любых игр, проявлять в общении со сверстниками и взрослыми свои мысли и эмоции.

В отечественной дошкольной педагогике существует множество исследований по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных игр, которые наглядно показывают ребенку безграничность вариантов выражения чувств и мыслей с помощью родного языка (Г.И. Батурина, Н.Ф. Виноградова, Г.Ф. Кузина, О.И. Соловьёва). Театрализованные игры с ранних лет приучают ребенка к художественной литературе, обогащают его словарный запас и учат бережно относиться к слову.

По мнению Л.С. Выготского, вхождение индивида в человеческую культуру происходит посредством овладения «орудиями ума», основными из которых являются речь и язык.

Важным качеством детской речи является выразительность. «Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н.С. Рождественский. Для  развития выразительной стороны речи необходимы условия, в  которых дети смогут самовыражаться, проявлять свои чувства и эмоции, делиться своими впечатлениями. Особое внимание стоит уделить тому, чтобы ребенок мог это делать публично, в присутствии посторонних слушателей.

По словам С.Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией, сензитивным периодом для создания такой привычки является дошкольный возраст. Большую роль в ее формировании могут сыграть театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях.

Театрализованные игры способствуют развитию речи детей, словарного запаса, формированию грамматического строя, воспитанию любви и интереса к художественному слову. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей совершенствуется артикуляционный аппарат, звуковая культура речи, ее интонационный строй. У ребенка улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Среди театрализованных игр Л.В. Артемова различает игры-драматизации и режиссерские игры. В играх-драматизациях ребенок сам исполняет роль «артиста», передает образ героя, используя вербальные и невербальные (интонация, мимика, жесты) средства коммуникации. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки, которыми управляет ребенок. Используя разные средства вербальной выразительности, он «озвучивает» героев и комментирует сюжет.

Театрализованная игра имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в ее познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Посредством театрализованной деятельности дети знакомятся с достижениями культуры, с ее отечественной и зарубежной художественной литературой. Усваивая полученные знания, ребенок обогащает свой познавательный потенциал. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение, сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность формировать выразительную речь.

Также важно отметить, что театрализованная деятельность  развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать и сопереживать персонажам.

Таким образом, театрализация способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста, формированию у них выразительности и культуры речи, а также позволяет ребенку рассмотреть множество проблемных ситуаций и способы их решения опосредованно от лица какого-либо персонажа. Именно поэтому в требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен такой специальный раздел, как организация театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность в ДОУ для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность в ДОУ  для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста...

«Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет)».

Показатели психофизического развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста...

Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....

Развитие речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий

В работе с детьми с задержкой психического развития по развитию связной речи наряду с традиционными формами работы используются нетрадиционные  технологии(триз,сказкотерапия, мнемотехника и т. д....

Консультация для воспитателей:«Развития мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»

У детей с ЗПР 5-7 лет отмечаются трудности в формировании сферы образов-представлений и оперировании ими, сложности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственн...

Консультация для педагогов Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития

Консультация для педагогов Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития...

Картотека игр по формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка представляет собой картотеку  игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР. Каждая карточка содержит подробное описание игры, в котор...