Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий
статья

ПОДТЯЖКИНА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА

Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий»

Актуальность исследования. В связи с тем, что речевое общение занимает центральное место в жизни человека «как фактор его психического развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления». Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Одним из эффективных методов работы с дошкольниками является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование.  Для развития фонематической стороны речи, активно используется в методике экспериментальные задания.

Степень изученности проблемы исследования. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения. Данной проблемой занимались А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, Я. А. Коменский, Н.И. Красногорский многие другие.

Таким образом, это проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки фонематической стороны речи  весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, а это будет иметь негативнее последствия для его речевого развития.

Цель исследования: выявить особенности фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий.

Объект исследования: фонематическая сторона речи старших дошкольников.

Предмет исследования:фонематическая сторона речи старших дошкольников с ОНР.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоритические основы развития  фонематической стороны речи дошкольника с общим недоразвитием речи.

2.Выявить особенности фонематической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

3.Разработать рекомендации по развитию фонематической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

База исследования: «Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 123» города Оренбурга.

Методы исследования: изучение и анализ литературы; изучение педагогической документации; обобщение опыта работы педагогов; операции с научной терминологией; цитирование; реферирование; анализ; синтез; сравнение; обобщение.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....

Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения

На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в ...

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...