Методическая разработка: по теме: «Мини- музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Орлова Татьяна Юрьевна

значение,этапы создания, тематика,дидактические материалы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova_razrabotka.docx67.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

Методическая разработка

по теме:

«Мини- музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель

Орлова Татьяна Юрьевна

                                                        г. Котовск

2022 г.

Содержание

1.

Введение

3 стр.

2.

Актуальность

4 стр.

3.

Цель

5 стр.

4.

Задачи

5 стр.

5.

Психологические и возрастные особенности поведения детей 5-6 лет

5 стр.

6.

Рекомендации по организации мини- музея

7 стр.

7.

Принципы и этапы создания мини-музея

8 стр.

8.

Тематика мини- музеев

10 стр.

9.

Формы работы с экспозициями мини- музея с детьми

10 стр.

10.

Формы организации работы по созданию мини- музея с родителями

16 стр.

11.

Заключение

16 стр.

12.

Информационные ресурсы

17 стр.

13.

Приложение

18 стр.

Беседа «Матрешка- национальное наследие России

18 стр.

Беседа «Котовская неваляшка»

19 стр.

Конспект ООД «Путешествие в страну матрешек»

20 стр.

Проект «Русская народная игрушка»

23 стр.

Картотека дидактических игр для знакомства  с народной игрушкой

27 стр.

Сценарий игры- путешествия: «В страну народных

игрушек»

29 стр.

Консультация для родителей на тему: «Народна игрушка как средство всестороннего развития детей»

32 стр.

Анкета для родителей «Использование музейной    педагогики в ДОУ»

34 стр.

                                   

  1.Введение

              «Музей – это научное и научно-просветительское учреждение,

                осуществляющее комплектование, хранение и изучение

                памятников естественной истории, материальной и

                духовной культуры – первоисточников знаний о

                развитии природы и человеческого общества»

                                                               Большой энциклопедический словарь.

            В последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей. Большую популярность и интерес приобретает сегодня технология музейной педагогики в работе с дошкольниками. Эта технология уже известна в современной педагогике, но именно в дошкольной - имеет место только последнее десятилетие.

            Интерес к проблеме музейной педагогики обусловлен тем, что в наше сложное время, некоторые политики за рубежом хотят переписать исторически верные факты на удобный для них манер, особенно если это касается истории нашей страны. И мы, педагоги, обязаны с малых лет прививать ребёнку свою культуру, раскрывать настоящие ценности, учить трепетному отношению к традициям, достижениям своего народа.

             Технология музейной педагогики может прийти на помощь в реализации тех задач, которые ставит перед нами ФГОС ДО.

             Однако, педагог, начиная эту работу, должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Открытие окружающего мира начинается с малого. Если малыш научится в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознать скрытые смыслы в отдаленных и сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

   

                                       

 2. Актуальность 

Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что многие дети проживают в регионах, удаленных от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии.

            Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

            Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители.

            Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В настоящее время ребенок окружен насыщенной медиа – средой. Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают все большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определенный отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как результат- отсутствие у детей познавательно- исследовательских умений и навыков. Они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдает уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку. А работа в мини- музее расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания об окружающем мире. Работа над обучением детей музейному восприятию мира начинается с младших дошкольников и продолжается до старшей возрастной группы. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Очень важны способы погружения в мир знаний и овладение этим миром через общение, совместную деятельность, самостоятельный поиск ответов, именно это дает специфика музейно- образовательного пространства дошкольного учреждения. С ее помощью в группе обеспечивается психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с детьми во время организации совместной и самостоятельной деятельности.

            Ребенок является активным участником, инициатором в создании пространства мини- музея, осмыслении его содержания. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать его самостоятельность в проявлении познавательной активности, способствовать развитию исследовательской деятельности, успешности каждого из них.         

3. Цель

    Систематизировать опыт педагогической работы по развитию познавательной активности, интереса, интеллектуально - творческого потенциала личности у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики.

 

4.Задачи

1. Формировать совместную детско-взрослую деятельность на материале музейной практики.

2. Формировать у дошкольников представление о музее,  ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
3.
 Обогащать  развивающую предметно-пространственную  среду группы, ДОУ.
4.Развивать познавательные и творческие способности детей, фантазию, кругозор путём 
включения  в многообразную деятельность мини-музея.
5.Формировать нравственные ориентиры у воспитанников, чувство гордости за родной край, страну; вызывать уважение, интерес  к другим культурам.

6. Формировать систему ценностей ребёнка в приобщении к историческому, культурному и природному наследию.

7. Создать условия для выработки у воспитанников позиции участника.

8. Формировать предпосылки для самостоятельной исследовательской деятельности.

9.Способствовать взаимодействию ДОУ с семьей и социумом.

10.Формировать у детей правильное восприятие и понимание разнообразного материала, правильную позицию личной сопричастности.

5. Психологические и возрастные особенности развития детей 5-6 лет

            В возрасте от 3 до 6 лет складываются начала личности и во многом определяется характер ее дальнейшего формирования. Поэтому необходимо особое внимание к методическим аспектам музейно-педагогической работы с маленькими детьми.

            В указанном выше возрастном периоде расширяется и углубляется восприятие окружающего мира, память и мышление имеют наглядно-образный характер, развивается воображение. К 5—6 годам некоторые психические процессы становятся более произвольными в плане возможностей управления ими, хотя непроизвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой. Внимание становится более устойчивым и длительным, в известных пределах развивается способность организовывать и планировать свою деятельность. Для детей этого возраста характерна тяга к словесному общению со сверстниками и в большой степени — со взрослыми.

            У них высокая зрительная активность: они любят рассматривать визуальные объекты, замечают многие их характерные признаки и задают множество вопросов по поводу формы, цвета, фактуры последних, что свидетельствует о наличии у них психологической готовности к работе в мини - музее.

            Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, содержание и характер которой постепенно меняются. Так, если у малыша в возрасте 1—3 лет игра имеет характер простого манипулирования предметами, то к 5-летнему возрасту она приобретает сюжетно-ролевую форму, способствующую процессу социализации ребенка. Подражая взрослым, он воспроизводит в игре знакомые ему жизненные ситуации на элементарном уровне и тем самым приобретает опыт деятельности в них на доступном ему уровне.

            Важно помнить о том, что в процессе игры активизируются психические качества, необходимые для дальнейшего развития ребенка. Речь идет о творческом воображении, фантазии, а также способности через мимику, пластику и речевую интонацию выразить характер ролевого образа. Сюжетно-ролевая игра способствует также формированию коммуникативных навыков, приобретению опыта взаимоотношений с другими людьми. Немаловажное значение имеет и тот факт, что специфика художественного развития детей-дошкольников заключается в их большей ориентированности на собственное изобразительное творчество, чем на восприятие искусства. Значительную часть времени ребенок проводит в занятиях лепкой, рисованием, элементарным конструированием, что развивает его мышление, творческое воображение, сенсорные способности. Изобразительная деятельность становится одним из эффективных путей освоения ребенком окружающего мира и подготавливает к реальному взаимодействию с ним в будущем.

            Главное на этой ступени восприятия ребенка — понимание им существования не только объективно-физических качеств предмета, но и выраженного в нем образа — изображения, являющегося заместителем реального объекта, «узнаваемого» в системе пятен, линий и форм на картинной плоскости или в объемной скульптурной форме.

В экспозиции народно-прикладного искусства ребенка также привлекает процесс узнавания знакомых предметов быта. Его радует их необычная форма, яркий цвет, образно-пластическое решение предметов, а также наличие в них украшений в виде орнаментальной росписи, рельефа или изобразительной детали (птичка, лошадка и др.).

    Дошкольники 5—6 лет уже способны эмоционально переживать события и образы, запечатленные в произведениях искусства, — разумеется, в пределах их собственного, еще небольшого жизненного опыта. В экспозиции музея их также начинают интересовать произведения с развернутым сюжетом и действием, поступки персонажей подвергаются эмоционально - нравственной оценке («плохой», «хороший», «злой», «добрый», «смелый», «трусливый», «честный», «лживый» и т. п.).

Названные особенности восприятия у детей дошкольного возраста определяют ряд методических принципов работы с ними в музее:

  • эффективность занятия зависит как от психологического контроля педагога за группой, так и от условий работы на экспозиции музея.
  • большое значение имеют тематика и специфика зрительного ряда занятий на экспозиции. Их темы должны определяться кругом жизненных интересов детей и соответствовать уровню понимания воспринимаемого материала. событий окружающей жизни (на доступном для детей уровне),
  • методика экскурсионных занятий с дошкольниками ориентирована на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы ребенка и в качестве попутной цели предполагает сообщение детям знаний об окружающем мире в доступном для них виде и объеме.

            В процессе занятий большое значение имеет использование невербальных и игровых методов обучения. Речь идет о самостоятельных рисунках и творческих заданиях, различного рода дидактических играх, развивающих упражнениях. Важно также соблюдать принципы наглядности и диалога, стремиться к выявлению индивидуальной активности и самостоятельности каждого ребенка, а также формированию навыков общения и совместного обсуждения впечатлений (навыков коллективной работы).

6.  Рекомендации по организации мини-музея

1. Если мини-музей организуется в небольшом помещении, то строить работу с детьми лучше по подгруппам-не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого ребенка. Часто для расположения мини-музеев используют разные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стеньгу входа в группу и т.п.

2. Тщательно продумывать мини-зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади. Заранее подбирать музейные экспонаты и их количество. При расположении экспонатов наиболее оптимальным решением является их размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Располагать их на полках, стеллажах, столиках разной величины, тумбах. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы

3. Планировать порядок сменяемости экспонатов музея и вариантов их хранения вне музея. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены». На начальном этапе создания мини-музея при небольшом количестве материала нельзя выставлять его весь.

4. Продумать освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки шкафов, стеллажей, полок.

5. Не перегружать помещение музея витринами и стендами, оставить место для интерактивной работы с детьми.

6. Мини-музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования.

7. Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 7. Принципы и этапы создания мини- музея

  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

          Этапы создания мини- музея:

1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание, выбирают место для размещения.

2. Практический. Оформление уголка мини-музея с учетом эстетических норм, соблюдения правил безопасности, гигиенических норм. Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея.

Экспонат - главное «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. Разработка перспективно-тематического плана работы (занятия с детьми, конкурсы, выставки, мероприятия).

3. Обобщающий. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.

Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:

  • восприятие,
  • понимание,
  • осмысливание,
  • закрепление,
  • применение.

8. Тематика мини - музеев

Может быть разнообразной:

  • Мини- музей пуговиц – знакомство с историей возникновения, разновидностями, размером, качеством материала, из которого они сделаны, значение.
  • «Это наша с тобой биография» - знакомство с историей своего города, его достопримечательностями, знаменитыми людьми.
  • «Символы России» - знакомство с символами России.
  • «Наша Родина – Россия» -знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами.
  • Музей воинской доблести и славы – знакомить с Великой Отечественной войной.
  • «Деревья- их польза» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
  • «Все профессии важны» - знакомство с разнообразными профессиями, атрибутами, костюмами.
  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
  • «Книги- наши учителя» - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
  •  «Народная игрушка» - здесь могут быть собраны экспонаты (матрешки, неваляшки, дымковские, богородские игрушки и т.д.)

9. Формы работы с экспозициями мини - музея с детьми

    Мы уже не один год занимаемся работой по коллекционированию и созданию мини- музея. Первой коллекцией было создание мини –музея пуговиц, затем «Русская матрешка», «Неваляшка» затем объединили в музей «Народная игрушка».

Методические формы работы с детьми достаточно разнообразны:

1.Обзорные и тематические экскурсии: 

Экскурсия - это форма организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и т.д.

            Обзорная экскурсия в мини-музей: «Народная игрушка»

Цель: формировать у детей понятия о народных игрушках.

    Тематическая экскурсия в мини музей: «Народная игрушка».

Цель: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки- матрешки.

2. Беседы 

    Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

      Картотека бесед с детьми в мини- музее «Народная игрушка»

- Беседа «Народная игрушка»

Цель: разнообразить представления детей о народных игрушках разных промыслов;

- Беседа «Матрешка- национальное наследие России» (Приложение 1)

Цель: продолжать знакомить детей с народной игрушкой, вызвать интерес к культуре русского народа.

- Беседа «Богородская игрушка»

Цель: продолжать знакомить детей с деревянной игрушкой, вызвать интерес к культуре русского народа.

- Беседа «Федосеевская игрушка»

Цель: познакомить с историей ее возникновения, воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

- Беседа «Дымковские игрушки»

Цель: закрепить знания истории возникновения дымковских игрушек, расширить знания (из чего сделаны, технология изготовления).

- Беседа «Котовская неваляшка» (Приложение 2)

Цель: познакомить с символом города, дать знания (из чего сделана, где изготавливают, разновидности).

- Беседа «Соломенные игрушки»

Цель: познакомить с новой игрушкой, историей ее возникновения, материалом.

- Беседа «Тряпичные игрушки»

Цель: познакомить с историей возникновения, особенностями, элементами узора.

3. Викторины:

 Викторина это игра, целью которой является развитие познавательной сферы воспитанников. Она состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний. Викторины могут быть использованы как в воспитательной работе, так и вовремя образовательной деятельности. Викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса детей, их интеллектуальных умений. Викторина-это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Следовательно, основой викторины служат раннее полученные знания детей, и вопросно-ответная схема проведения.

В своей работе я использовала: Викторина «Матрешка», «Котовская неваляшка»

4. Образовательная деятельность с элементами игры:

Организованная образовательная деятельность (ООД) – это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач с возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др.

Уникальность этого метода состоит в возможности интеграции образовательных областей, форм и методов работы в рамках одного занятия.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной педагогики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

При планировании и проведении ООД я в работе с детьми использую такие методы, как:

  • игровой момент;
  • рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;
  • сравнительный анализ, сопоставление, эвристическую деятельность (частично-поисковый);
  • проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
  • разнообразные дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

                     

Картотека ООД:

- ООД «Русская народная игрушка»

Цель: приобщить детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умения самостоятельно украшать изображение матрёшки

элементами узора (полоски, точки, мазки, кружочки).

Закреплять умение сравнивать по росту (высокий-пониже-низкий).

Аккуратно работать кистью и красками.

Развивающие:

Развивать воображение, чувство цвета; 

Развивать умение детей работать аккуратно;

Формировать у детей интерес к народной игрушке, желание украсить сарафан матрешки узором, используя нетрадиционную технику рисования

Воспитательные:

Воспитывать интерес к народному творчеству;

Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

- ООД «Путешествие в страну матрешек» (Приложение 3)

Цель:
- формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять знания детей об истории создания русской матрешки;
- учить создавать образ матрешки;
- расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к матрешке;
- продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение;
- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении матрешки.
Воспитательные:
- формирование патриотического воспитания старших дошкольников;
- воспитывать любовь к народному искусству;
- воспитывать у детей бережное отношение к изделиям народных мастеров.

- ООД «Что за радость – народная глиняная игрушка»

Цель: воспитывать трудолюбие через развитие устойчивого интереса к лепке, положительного к ней отношения.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с особенностями изделий дымковских, филимоновских, каргапольских мастеров;

Развивающие:

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке;

Развивать желание самим творить по мотивам русского народного творчества;

Воспитательные:

Воспитывать эстетический вкус, чувства ритма, цвета, композиции.

Воспитание эстетической восприимчивости к действительности и искусству.

- ООД «Чудо чудное, диво дивное»

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить их различать, знать характерные особенности разных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий;

Развивающие:

 продолжать развивать умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка; используя тычок - ягоды, травку, листики; завиток - капельку, усики.

 Воспитательные:

 воспитывать любовь к искусству, интерес к познанию русской народной культуры.                                                                                    

- ООД. Лепка «Богородский медведь»

Цель: закреплять умение передавать замысел, лепить фигурки животных, выделяя их характерные особенности; развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия; закреплять умение украшать фигурку с помощью стеки; развивать творчество, фантазию, аккуратность.

Задачи:

Образовательные: 

Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

Развивать чувство формы, пропорций; развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам народного искусства.

5. Творческие задания. Творческие задания способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Я их использовала для того, чтобы детям было интересно. 

Задание 1. "Пофантазируем?"

  Цель: раскрепощение воображения дошкольников.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

Задание 2. "Кто быстрее? Кто интереснее?"

   Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления детей.

Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.

Задание 3. «Будет так, как захочу»

   Цель: развивать образное мышление.

Методика проведения: дается задание вспомнить необычные предмет, детям предлагается с помощью любых средств изобразить этот предмет в измененном виде, например, что будет если он намокнет. В конце занятия все работы рассматриваются, обсуждаются правильность оценивание ситуации.

       

 6. Проектная деятельность. (Приложение 4)

    Одним из перспективных методов, способствующих наилучшему усвоению дошкольниками материала, формированию понимания необходимости изучения данной темы, является метод проектирования.

Проект позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. И я в своей работе по правилам дорожного движения использовала проектную деятельность.

Проект «Русская народная игрушка»

7. Продуктивная деятельность

    Продуктивные виды деятельности дошкольника включают: изобразительную, конструктивную. Изобразительную деятельность составляют: рисование, лепка, аппликация.

- Конструирование из бумаги: «Богородская игрушка»;

Цель: Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

- Лепка «Народная игрушка из Дымково»

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, их особенностями, лепить народную игрушку с последующей раскраской.

- Лепка «Лошадки»

Цель: продолжать знакомить детей с народными игрушками, развивать умение лепить, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания.

8. Самостоятельная деятельность обеспечивает выбор каждым ребенком занятия по интересам и позволяет ему, как действовать со сверстниками, так и индивидуально.

9. Дидактические игры.

    Имеют большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребенка. (Приложение 5)

         

 10. Игры - развлечения, игры- путешествия. (Приложение 6)

Используя в процессе ознакомления с темой различные игры и игровые технологии, я использовала игру- путешествие. И поняла, что детям очень понравилось и результат усвоения знаний был положительным. В основе технологии игры- путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности.

Игра- путешествие: «В страну Народных игрушек»

Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству, обобщение и закрепление знаний о народных игрушках.

Задачи:

•Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

•Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

•Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

10.Формы организации работы по созданию мини- музея с родителями

             С целью выявления заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музея во время подготовительного этапа проводила анкетирование родителей. В процессе анкетирования выяснила, как часто посещают сами родители музеи и выставки, берут с собой детей или нет, чем могут помочь нам в создании мини- музея. Анкетирование проводила во время родительского собрания.                                     

 - Анкетирование (Приложение 8)

 - Консультации: (Приложение 7) 

1. Информация в родительский уголок: «Народная игрушка как средство всестороннего развития детей»

2. Папка передвижка «Русская - народная игрушка»

3. Придумывание сказок, загадок о народной игрушке, с последующей записью.

  1. Мини-музей «Русская - народная игрушка»

 - Помощь в сборе экспонатов для мини- музея

  11.Заключение

            Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

            Мини- музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами в мире и согласии на нашей планете Земля!

12. Информационные ресурсы

  1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
  2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное ёвоспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
  3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
  4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
  5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
  6. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
  7. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
  8. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л.Знакомим дошкольников с народной культурой.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 2012.-128с.
  9. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

 

Приложение

Приложение 1

Беседа «Матрешка- национальное наследие России»

Цель: продолжать знакомить детей с народной игрушкой, вызвать интерес к культуре русского народа.

Здравствуйте, ребята! Чтобы познакомиться с нашим музеем, давайте отгадаем загадку:

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.

Дети отвечают: Матрешка.

А вам нравится матрешка? Всем нравится веселая игрушка расписная матрешка (показ матрёшки) 

А вы знаете, что она родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Владимирович Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая кукла только поменьше.

- Скажите, что значит «мудрец»? (очень умный человек, мудрый)

Так вот художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японского старика-мудреца. Кукла эта была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой сидела кукла поменьше, а в той еще меньше и т. д.    

Малютин нарядил каждую куклу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек.

- Кто знает, что такое «сарафан»? (женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами)

Посмотрите, одеты ли на этих матрешек сарафаны? Кто покажет?

- Что такое «передник»? (фартук)

Есть ли передники у этих матрешек? Где они?

- Что значит «пестрый» передник? (разноцветный)

-А какие передники у этих матрешек: пестрые или одного цвета?

-Обратите внимание у матрешек одинаковые наряды или нет? (разные)

-Вот и у всех матрешек, которые сделал Малютин, не было похожего наряда: у одной сарафан красный, у другой-зеленый с цветами, у третьей-малиновый -А кто вспомнит, какой наряд был у матрешки, которую принесла девочка Оля в нашей истории? (синий сарафан с цветочками и такой же платочек)

- С чем сравнивается сарафан матрешки в рассказе? (он был синий, словно летнее небо).

-Кто-нибудь знает, почему эту куклу назвали матрешкой? А хотите узнать? Малютин назвал куклу Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась Матрешка.

Рассматривание народных игрушек. 

Обратите, внимание: здесь представлены предметы, сделанные руками русских мастеров и современные игрушки. Посмотрите и выберите, какие еще старинные русские игрушки, кроме матрешки, вы здесь видите (петух, барыня, конь и т.п.) Возьмите в руки по народной игрушке, расскажите, как называется ваша игрушка и из чего она сделана. (например:у меня конь, он сделан из глины. Он глиняной и т.д.).      

 -Когда – то, давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами.

- Посмотрите, из чего сделаны эти игрушки?

-Как вы думаете, почему именно из этих материалов? (было много леса; глину, как и дерево всегда можно найти).

В далекие времена девочки любили играть с деревянными куклами, а мальчикам нравились глиняные свистульки. Одни мастера лепили или вырезали из дерева игрушки, другие их расписывали.

Приложение 2

Беседа «Котовская неваляшка»

Цель: познакомить с символом города, дать знания (из чего сделана, где изготавливают, разновидности).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, а вы знаете каких красивых кукол изготавливают наши мастера? Сейчас вам кукла Таня о них расскажет.

Кукла: У меня есть еще одна подружка.

Воспитатель: Кто она?

Кукла: Я вам принесла загадку. Она спряталась в этом конверте.

Воспитатель: (открывает конверт, читает загадку)

Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
эта кукла- ... (Неваляшка)

Кукла: Вы спасли моих друзей.

Воспитатель: Хотите узнать, как появились эти игрушки?

-Неваляшка появилась много, много лет назад. А знаете ли Вы, что игрушка эта к нам пришла из Японии?

-Она имела круглую форму и называлась Дарума (показ рисунка). Считалось, что такая кукла приносит удачу. Поэтому ее часто преподносят в подарок друзьям и знакомым.

-В Россию неваляшка попала не так давно – около двухсот лет назад. Эти игрушки в народе называют Ванька – встанька. Первых Ванек-встанек делали из дерева – их точили на станке, расписывали ярками красками и покрывали лаком (показ рисунков). Сейчас неваляшки бывают в виде зайцев, лисичек, медведей (показ рисунков)

Воспитатель: Ребята, а почему их назвали неваляшкой? (ответы детей)

Дети: Потому что не падает.

Воспитатель: Как вы думаете, почему неваляшка не падает? (дети высказывают свои мнения)

Неваляшка является символом нашего города. А вы знаете почему?

Дети: В нашем городе есть предприятие, на котором их изготавливают.

А из какого материала их делают. (из пластмассы)

Давайте познакомимся с игрушками, которые уже есть в нашем музее.

Рассматривают неваляшек.

                                 

 Приложение 3

Конспект ООД на тему: «Путешествие в страну матрешек»

Цель:
- формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять знания детей об истории создания русской матрешки;
- учить создавать образ матрешки;
- расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к матрешке;
- продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение;
- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении матрешки.
Воспитательные:
- формирование патриотического воспитания старших дошкольников;
- воспитывать любовь к народному искусству;
- воспитывать у детей бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о матрешках, чтение и заучивание стихотворений, потешек, частушек о матрешках.
Материалы: заготовка деревянной матрешки с подставкой, гуашь, кисточки, бумага, трафареты платка матрешки, фломастеры, ножницы, клей.

Ход ООД.

Воспитатель:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы –
Дети: - ...(Матрешки) (Показ матрешек)
Воспитатель: Правильно ребята, эти сестрички- матрешки. Разноцветные подружки, перепрятались друг в дружке: мал мала меньше. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну матрешек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите – вот страна матрешек. Как их много! Ребята, что такое матрешка?
Дети: Кукла, которые складываются друг в друга.

 Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка – это русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. (Показ иллюстраций и фигурок матрешек).
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что мы можем сказать о матрешке? Какая она?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Воспитатель: Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. (показ картинки)

Воспитатель: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Решили они выточить такую же русскую куклу. Токарь Василий Звездочкин выточил фигурку из деревянного бруска на токарном станке. Материал для матрешек брали липу или березу. Деревья спиливали, очищали от коры, пилили на бревна, высушивали, делали заготовки будущей матрешки. Сначала вытачивали самую маленькую. Затем больше, еще больше…. (Показ картинок)

Художник Сергей Малютин начинал роспись матрешек. Кукла получилась на удивление русской. Художники постарались на славу. Так и хотелось назвать ее русским именем. Но как? Кто-то увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена! Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Это дело не простое!!! Не зря ведь в народе говорят:
- «Люби дело – мастером будешь».

- «Дело мастера боится».
- Всякий мастер сам себе дивиться».

Воспитатель: Ребята, оглянитесь, в этой стране живут разные матрешки. (Показ иллюстраций каждого вида матрешек).
1. Тверская матрешка. Это сказочная и интересная матрёшка, куклы выполнены в виде героев русских народных сказок, таких, как Василиса Премудрая и Прекрасная, Царевна Несмеяна и другие.
2. Семёновская матрёшка. Ягоды и листья собраны в букеты, которые матрешки держат в руках. Её особенности: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
3. Полхов- Майданская матрешка.
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
У этой матрешки из под платка обязательно видны кудри.
4. Сергиево-посадская матрешка
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.

Физминутка: " Матрёшки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Входит МАТРЕШКА
Воспитатель: Погляди скорее- щечки розовеют,
Пестренький платочек, платьице в цветочек,
Пухленькая крошка – русская матрешка!

Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас в моей «Стране Матрешек» Меня зовут Матрена. А Вы откуда? А как называется страна, в которой вы живете? А что вы умеете?

Воспитатель: Дети знают потешки.
Дети:
1. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
2. Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
3. Очень любите, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткут и прядут,
Сами в гости к нам придут! .

Матрешка: Ребята, у меня к вам большая просьба: у меня есть сестрички, которых нужно собрать, поможете мне?
Разрезные матрешки (собирание матрешек по парам)

Воспитатель: А сейчас, ребята, приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в "мастерскую").

А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Давайте превратимся в настоящих мастеров.

Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Мы будем украшать фигурки матрешек. Ну, что ж, друзья, за работу.

Практическая работа. (Звучит русская мелодия).
1.Берем заготовки деревянной матрешки, гуашь, кисточки, и начинаем тонировать (оставляем место для лица).

2.Пока сохнет гуашь, берем трафарет платка, обводим на бумаге и вырезаем его. Так же вырезаем цветы для украшения фартука матрешки.

3. Рисуем фломастерами лицо и руки матрешки.

4.Украшаем фартук матрешек цветами.

5.Устанавливаем на подставку.

Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Дети:
- я думал, какие искусные мастера были в давние времена;
- эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;
- я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.
Матрешка: - Ребята, что нового вы сегодня узнали о матрешках?
- Что больше всего запомнилось? Я Вам дарю подарки от души! (Матрешка дарит детям пряники в виде матрешек).

Приложение 4

Проект «Русская народная игрушка»

 Пояснительная записка

        Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

        Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании

всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна,

интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.         Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

        Проект позволит:

  • зародить интерес к русской народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
  • привить уважение к истории России;
  • пополнить предметно развивающую среду;
  • вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

        В рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагога получат знания о русской матрешке, Ваньке-встаньке, филимоновской, дымковской, богородской игрушках, о куклах пеленашках, крупеничках, столбушках, закрутках, хохломской и городецкой росписи. Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.

        Основные преимущества этого проекта:

  • формирование интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда;
  • формирование умения видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
  • развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

        Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный – планирование, сбор материала.

2-й этап: организационный – разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценария праздника

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий с детьми и родителями по плану

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов.

Паспорт педагогического проекта

        Тема: Ознакомление детей с русской народной игрушкой и народными промыслами.

        Название проекта. «Русская - народная игрушка».

        Тип проекта. Творческо-исследовательский

        Сроки реализации. Краткосрочный

        Состав участников: дети группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, их родители и педагоги.

        Цель. Эстетическое воспитание дошкольников через восприятие красивого мира русской народной игрушки.

        Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с народно- декоративным искусством.
  • Расширять представление о русской народной игрушке.
  • Познакомить с русской народной игрушкой: кукла – пеленашка, крупеничка, кукла - столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой – Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь – барабанщик.
  • Развивать познавательные и творческие навыки, применение полученных знаний на практике.
  • Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении.

Актуальность

         Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

        Ожидаемые результаты.

  • У детей сформированы знания о русском народном прикладном творчестве, русской народной игрушке.
  • Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;
  • Укреплены семейные связи.
  • Индивидуально личностный рост ребенка через восприятие эстетического красивого мира русской народной игрушки.

Мероприятия по реализации:

Формы работы с детьми:

        1. Рассматривание иллюстраций, книг

        2. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства

        3. Расписывание детьми предметов элементами росписи.

        4. Организованная образовательная деятельность:

           «Русская народная игрушка»

           «Путешествие в страну матрешек»

           «Что за радость – народная глиняная игрушка»

           «Чудо чудное, диво дивное»

             Лепка «Богородский медведь»

        5. Беседы о народной игрушке, истории возникновения

        6. Дидактические игры: «Подбери узор к игрушке»,«Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку», «Найди вторую половину», «Собери сервиз для кукол из Гжели».

        7. Художественное творчество: Кукла «Пеленашка», Столбушка, Закрутка, Ванька–встанька

        8. Сюжетно-ролевая игра «Виртуальная экскурсия в музей народного творчества»

        9. Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, пословиц.

        10. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.

        11. Разучивание народных игр: «Яша», «Горшок», «Карусели»

                                      

         Формы работы с родителями.

  • Информация в родительский уголок: «Что такое русская народная игрушка»
  • Папка передвижка «Русская народная игрушка»
  • Придумывание сказок, загадок о русской народной игрушке, с последующей записью.
  • Выставка «Русская народная игрушка»
  • Индивидуальные консультации по презентации семейных проектов.

        Итог проекта

  • У детей сформирован интерес к изготовлению русских народных кукол из ткани;
  • Оформлена выставка детских работ «Волшебный мир русской народной куклы»;
  • Куклы используются в театральном представлении сказок: «Крошечка Хаврошечка», «Придумай сказку…» и др.

Социально -  коммуникативное развитие, труд.

  • Беседы о народной игрушке, истории возникновения
  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, русских народных игрушек, иллюстраций, книг.
  • Составление и отгадывание загадок о народных промыслах.
  • Мастерская по изготовлению куклы «Пеленашки», Столбушки, Закрутки.
  • Просмотр видеороликов о народно прикладном творчестве
  • Дидактические игры: «Подбери узор к игрушке», «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку», «Найди вторую половину», «Собери сервиз для кукол из Гжели».
  • Народные игры: «Яша», «Горшок», «Карусели».
  • Музыкально-дидактические игры «Весёлые подружки», «Игра с матрёшками».
  • Сюжетно-ролевая игра ««Экскурсия в музей народного творчества».

В течение месяца

  • Художественное творчество
  • Расписывание детьми предметов элементами росписи: Хохлома – ложка, Городец – доска, Полховско-Майданская – птичка, Дымковская – барашек, Филимоновская – петушок, Гжель – тарелочка.
  • Раскраски «Русская матрешка», «Гжель», «Золотая хохлома»
  • Организация выставки мини-музея «Русские народные игрушки»

        Взаимодействие с родителями

  • Информация в родительский уголок: «Народная игрушка как средство всестороннего развития детей»
  • Папка передвижка «Русская - народная игрушка»
  • Придумывание сказок, загадок о народной игрушке, с последующей записью.
  • Мини-музей «Русская - народная игрушка»

        В планах на следующий год:        
        1. Использование русской – народной игрушки, утвари в праздниках, развлечениях.        
        2. Привлечение родителей в создании русской игрушки: круглые столы, совместные мероприятия.        
        3. Организация выставок, ярмарок, распродаж.        

Приложение 5

Картотека дидактических игр для знакомства с народной игрушкой

Дидактическая игра: «Собери матрешку»

Цель: Закрепить знания детей о русской матрешке. Учить сравнивать предметы один с другим. Различать цветовые элементы росписи.

Ход игры: Найти соответственную половинку матрешки

На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Угадай игрушку»

Цель: Закрепить знания детей о трех видах игрушки. Учить группировать, обобщать, анализировать. Развивать мышление, эстетическое восприятие

Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Ход игры: Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек. Предложить разложить картинки на три группы по видам.

Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»

Цель: Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов. Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.

Ход игры: Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.

Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»

Цель: Игра носит контрольный характер. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

Дидактическая игра: «Найди лишнее»

Цель: Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных. Развивать внимание, наблюдательность, речь. Развивать мышление, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Ход игры: Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.

Дидактическая игра: «Что изменилось»

Цель: Закрепить представление о какой-либо росписи. Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.

Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.

Дидактическая игра: «Составь узор»

Цель: упражнять в составлении картинки из отдельных узоров, развивать мышление, воображение, конструктивные навыки. Воспитывать бережное отношение, интерес к игрушке.

Ход игры: Воспитатель раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.

Дидактическая игра: «Тайна волшебных колпачков»

Цель:

Закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства. Учить рассказывать о предмете, который обнаружен.  Развивать речь, мышление, внимание. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Ход игры: Узнать, что под колпачком (раскрыть тайну), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.

Дидактическая игра: «Узнай по силуэту»

«Подбери элемент к игрушке»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской). Учить узнавать игрушки по силуэту. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.

Ход игры: Узнать игрушку по силуэту, и подобрать фишки с соответствующим элементами.

Дидактическая игра: «Найди вторую половину»

Цель: Упражнять в умении замечать и называть различия в цвете, узоре, форме. Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.

Ход игры: Учить правильно, составлять узор. Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.

Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»

Цель: Закрепить знания детей о гжельской росписи. Уметь составлять целое изображение из частей. Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Ход игры: Собрать из частей мозаики целое изображение - Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

                       Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»

Цель: Игра носит контрольный характер. Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Ход игры: Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.

 Приложение 6

Сценарий игры - путешествия: «В страну народных игрушек»

Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству, обобщение и закрепление знаний о народных игрушках.

Задачи:

•Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

•Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

•Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

         Условия проведения игры:

Игра проводится в форме путешествия в страну народных игрушек, где живет хозяюшка- мастерица. Дети двигаются по маршрутной карте и в определённых пунктах, которые заранее оборудованы и подготовлены для запланированных видов деятельности, делают остановки, чтобы выполнить предлагаемые задания. В конце игры все дети получают подарки от хозяюшки – мастерицы.  Игра рассчитана на 30 мин, для детей 5-6 лет.

План проведения:

1. вступительная часть, чтение письма.

2. маршрутная карта и анализ схемы движения.

3. первый пункт остановка «Мастерская игрушки» -подобрать изображения – изделие и материал, из которого оно сделано.

4. второй пункт остановка «Народная» – найти нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор.

5. третий пункт остановка: «Бабушкин сундучок» - составить картинку. Назвать тряпичную куклу, почему кукла так называется?

5. четвертый пункт остановка: «Деревенька пословиц» -выберите пословицу, окончание которой указано правильно.

6. пятый пункт остановка «Узнавай-ка» - узнай игрушку по описанию»

7. шестой пункт остановка «Куклы вчера, сегодня, завтра» – назвать игрушки старинные и современные»

8. седьмой пункт остановка «Кукла Рисование» - нарисуйте куклу какая вам больше понравилась»

9.  восьмой пункт остановка «Игровая»

10. получение поощрительных призов от мастеров.

Ход проведения:

На столе в группе дети находят необычное письмо.

-  Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Вы согласны? Дети: Да! Хозяйка - мастерица читает письмо

- «Ребята, давным-давно, когда не было магазинов, всё покупали на базарах и ярмарках. У детей не было столько игрушек, как у вас сейчас.  Родители придумывали детям игрушки сами.

- Мастера умельцы, приглашают вас сегодня отправиться в город мастеров, город, где живут и работают люди-мастера своего дела. Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ.

- Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали ее за это марьей – искусницей! Прослышал о ней Кощей бессмертный и решил заполучить мастерицу в свое царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и, улетая, стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!

А теперь, ребята, нужно поторопиться в Город Мастеров, путь предстоит неблизкий, дети получают маршрутную карту.

Движение по маршрутной карте следования по пунктам – остановкам. Остановка в пункте «Мастерская игрушки» выполняют первое задание

Задание 1 Подобрать изображения – изделие и материал, из которого оно сделано.

Остановка в пункте «Народная»

Задание 2 Отгадать, какой промысел изображен, место его возникновения и характерные особенности (карточки с изображением народных промыслов России).  

Остановка в пункте «Бабушкин сундучок»

Задание 3 Собрать из кусочков мозаики картинку тряпичная кукла. Назвать тряпичную куклу, почему кукла так называется?

Остановка в пункте «Деревенька пословиц»

Задание 4 Закончите пословицу: Сделал дело… Дело мастера… Что посеешь… Делу время… Терпение и труд… Поспешишь… Семь раз отмерь… Лес рубят… (гуляй смело. боится. то пожнешь. потехе час. все перетрут. людей насмешишь. один раз отрежь. щепки летят).

Остановка в пункте «Узнавай-ка»

Задание 5 Узнай игрушку по описанию. Пример: эта кукла сделана из соломы, у нее есть коса, ее дарят женщинам, она помогает хозяйкам, у нее 10 рук.

Остановка в пункте «Куклы вчера, сегодня, завтра»

Задание 6 Назвать игрушки старинные и современные.

Остановка в пункте «Кукла Рисование»

Задание 7 Нарисуйте куклу какая вам больше понравилась.

Остановка в пункте «Игровая»

Задание 8 Поиграем русскую народную игру «Пирог»

К сожалению, наше путешествие подошло к концу, мы возвращаемся в детский сад, нам остается выполнить последнее задание.

 Задание 9Давайте закрепим свои знания об истории игрушки, поиграем в игру «Вопрос-ответ».

1.Когда появились первые куклы? (когда появился человек)

2. Из каких материалов делают игрушки? (дерево, ткань, бумага, глина, пластмасса и др.)

3. Какие игрушки были у детей русских крестьян? (тряпичные куклы, деревянные чурбачки, соломенные кони, глиняные свистульки и др.)

4. Как называют вещицу, сделанную для забавы, игры, потехи? (игрушка)

Ну что ж друзья! Вы отлично справились со всеми заданиями. Получите поощрительные   призы от мастеров. Спасибо ребята за игру и веселое настроение!

 

Приложение 7

Консультация для родителей на тему: «Народная игрушка - как средство всестороннего развития детей»

Приобщение детей к русской народной культуре сегодня -это актуальная тема. Людям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью чего-то общего.

Кто бы мог подумать, но именно народные игрушки прошли через сотни лет и до сих пор радуют нас своей самобытностью. Их создали для детей, но при этом сохраняя красоту и простоту исполнения, эти игрушки передавали социальные и культурные нити для каждого поколения.

Народная игрушка – это одна из ранних форм художественного творчества народа, которая на протяжении многих веков видоизменялась. Но даже в современном мире, при наличии новых инструментов, упрощающих их изготовление, мастера пользуются старыми технологиями, которые узнали от своих предков.

Ценность народной игрушки в воспитании и обучении детей огромна. Это ведущий тип деятельности ребенка до школы, когда закладываются основные качества личности.

В наше время на полках магазинов очень много разных красочных игрушек, от самых дешевых до дорогих. Дело не в качестве, дело в маркетинге. Вы еще не обратили внимание, что большинство игрушек завышены в цене? Почему, спросите Вы- всё очень просто, на нас и наших детях зарабатывают деньги. Дети поглощены не играми, а просмотром мультфильмов. Их память непроизвольна, они запоминают все, что увидели и услышали. Они перенимают речь, реплики, жесты героев. Игры детей –отражение увиденного, а на экранах теперь много жестокости. Да, дети сопереживают, проживают настоящие эмоции, но они не способны отделять эмоции просмотренного от жизни. И вот эти герои, становятся кумирами, которые стоят на полках магазина.

Вас должно волновать, а какой смысл несет игрушка? Когда вы зададите себе этот вопрос, вы поймете, что никакого. Именно поэтому через пару дней, новая игрушка валяется забытая, а ребенок уже ждет другую, с новым платьем или оружием.

Народные игрушки, наоборот, способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она прививает любовь к национальным и общечеловеческим сторонам жизни.

Любая игрушка, изготовленная своими руками или руками мастеров, служила семье не одно поколение и бережно передавалась любимым детям как сокровище. Они были носителями накопленных знаний, напевов, сказок, историй. Взять хотя бы матрёшку. Даже малышам она была чрезвычайно интересна, яркая, прочная, гремящая. Малыши, раскладывающие и складывающие фигурки, изучали в игре понятия размера, формы, цвета. Став старше, дети могли играть несколькими куклами в дружную семью, усваивая нормы межличностных отношений. Ну и, повзрослев, дети хранят матрешку, чтобы передать своим детям или просто для украшения дома.

Давно уже ни для кого не секрет, что игрушка становится средством, с помощью которого ребенок эмоционально изучает мир, развивает свои способности, формирует свое мышление.

Наша обязанность- научить детей СОЗДАВАТЬ. Не важно игрушка это, или картинка. Через творчество любой человек, независимо от возраста, сможет передать свои эмоции, знания, стремления к красоте и искусству в целом.

Самый простой способ- творите вместе с ребенком. Никто не ждет от Вас произведений искусства. Но стремление к прекрасному делает и нас прекрасными!

А что же с народной игрушкой, спросите Вы? Да все очень просто! Это самый простой в исполнении вид игрушек, но удивительно красивый, притягательный и сказочный.

Разновидности народной игрушки:

- Дымковские игрушки;

- Филимоновские игрушки;

- Каргопольские игрушки;

- Богородские игрушки;

- Гжельские игрушки;

- Игрушки «Матрешка»: Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская.

Знакомство с народной игрушкой:

Значение народного декоративно-прикладного искусства трудно переоценить. Прежде всего, это связано с тем, что детскому восприятию близка простота самого образа. Рассматривая игрушку, ребенок закрепляет в сознании знакомый образ, видя простые формы, может попытаться самостоятельно нарисовать или вылепить животных или человека.

А если визуальный образ сопровождается народными сказками, небылицами и потешками, то игрушка становится еще более родной. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями.

Если Вы хотите воспитать разностороннюю личность, то необходимо:

Широко использовать фольклор (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, и т.п.).

Познакомить ребенка с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т.п.

Познакомить с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры – один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении.

Познакомить детей с театром. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта.

Познакомить с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

Использовать в играх декоративно-прикладное искусство. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

Примите участие в создании в группе мини- музея: «Народная игрушка». Наверняка, если пособирать у бабушек игрушки и предметы посуды, у Вас соберется множество прекрасных предметов народного промысла.

Мы рекомендуем Вам:

Разбирание и собирание матрешек;

Посещение краеведческого музея, выставок народного быта;

Домашнее чтение по ознакомлению детей с устным народным творчеством (песни, потешки);

Испечь сладкое угощение вместе;

Познакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек (матрешек, неваляшек);

Организовать прогулки вместе с детьми в парк, при этом обращать внимания на старинные деревянные домики, скульптуры;

Слепить игрушки из пластилина, соленого теста или глины;

Изготовить тряпичных кукол;

Изготовить кукол и фигуры из соломы и подручного материала.

Приложение 8

Анкета для родителей

«Использование музейной педагогики в ДОУ»

1. Что вы понимаете под термином «музей»?

2. Посещаете ли вы музеи, выставки нашего города? Если нет, то почему?

3. Возможно ли создание мини-музеев в детском саду?

4. Какие цели можно реализовать при создании мини-музеев?

5. Как вы считаете, кто может участвовать в создании мини-музеев в детском саду?

- воспитатели;

- родители;

- дети.

6. Какие качества развиваются у ребенка в процессе работы мини-музея?

- наблюдательность;

- любознательность;

- усидчивость;

- познавательность.

7. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с коллекционирования и создания мини- музеев?

8. Хотели бы вы, чтобы ваши дети участвовали в создании и участии мини-музея в детском саду?

9. Хотели бы вы участвовать в создании мини-музея в детском саду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Тема: «ИКТ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «ИКТ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»....

Описание к презентации «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и ...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...