Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка-дошкольника.
статья

Суханова Юлия Николаевна

В статье раскрываются  важные вопросы о сотрудничестве детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка-дошкольника.

«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления». 

В. Сухомлинский

  Первыми воспитателями ребёнка становятся его родители, семья. Опыт общения со взрослыми, эмоциональная обстановка в доме, уровень культуры, распространяющийся на все сферы взаимодействия членов семьи, - всё это воспитывается ребёнком с рождения и является определяющим для его последующего образования и развития.

  Практически все родители стремятся приобщать ребёнка с ранних лет к миру прекрасного, ввести его в безграничный мир искусства. Они стараются посещать с ребёнком разные театры, музеи, совершают экскурсии по городу, путешествуют вместе с ним. Родителей всегда волновал и продолжает волновать вопрос, каким должно быть содержание художественно-эстетическое воспитания и развития ребёнка в семье и каким образом оно должно осуществляться? Правильно ли они общаются с ребёнком по поводу его знакомства с произведениями искусства? Те ли это произведения, в которых нуждается ребёнок?

  Особый интерес у родителей всегда вызывал процесс музыкального развития ребёнка. Семья обеспокоена тем, какие музыкальные произведения должны слушать дети дома? Как научить ребёнка слышать и слушать, понимать классическую музыку? В каком возрасте лучше слушать то или иное музыкальное произведение, чтобы малыш понял его? Что для этого требуется?

  Круг этих вопросов позволяет конкретизировать задачи сотрудничества детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребёнка.

  Первоочередными задачами семьи становится введение ребёнка в мир музыкальной культуры, воспитания интереса к ней и эмоционально положительного отклика на музыку, накопление опыта взаимодействия ребёнка с музыкальными произведениями. Этот опыт поможет ему легко включаться в процессы музыкального воспитания и развития в детском саду, а позже – в школе.

  Каким образом родители, семья ребёнка могут решать поставленные задачи?

  Во-первых, активно приобщаясь к музыкальной культуре лично, и только затем или одновременно приобщая ребёнка к музыкальному искусству через слушание музыки дома, в концертных залах, музыкальных театрах.

  Во-вторых, через активный диалог о музыке, через обмен эстетическими оценками по поводу прослушанных музыкальных произведений, а также закрепление полученных впечатлений в разных видах детской деятельности.

  Как детский сад может помочь семье в решении данных задач?

  В первую очередь педагоги и специалисты дошкольного учреждения должны установить партнёрские отношения с семьями воспитанников и объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.

   Во вторых раскрыть перед родителями актуальные вопросы музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей заинтересовывать, увлекать творческим процессом своего ребёнка.

  Для установления партнёрских отношений между детским садом и семьями воспитанников, для достижения поставленных задач, для эффективного взаимодействия необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества. Например: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, мастер классы, анкетирование, фотовыставки, совместные досуги и праздники, проектная деятельность, размещение информации в интернете, создание совместных групп и сообществ по вопросам музыкального воспитания и развития ребёнка, онлайн консультации и др. 

  Педагоги и специалисты детского сада в своей работе  могут использовать как хорошо известные формы сотрудничества с семьями воспитанников, так и новые, найденные в результате творческого поиска и технических инноваций.

  Таким образом, процесс сотрудничества детского сада и родителей можно охарактеризовать как процесс сопровождения семьи, целью которого является оказания профессиональной помощи просветительского плана, прежде всего в вопросах целостного воспитания и развития ребёнка.

  Именно в условиях сопровождения процесс сотрудничества семьи и детского сада обретает особый смысл, действительно начинается целенаправленная работа целостного музыкального воспитания и развития дошкольника. В этом случае возникает и ценная для педагога обратная связь с семьёй, которая позволяет ему лучше видеть уникальность и неповторимость каждого ребёнка, замечать индивидуальность его развития, зависимость этого процесса от условий семейного воспитания, характера отношений воспитанника с родителями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.

Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для хар...

Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу формирования у детей представлений о правах ребенка.

На сегодняшний день с  введением ФГОС дошкольного образования проблема реализации прав ребёнка стоит особенно остро. Общество нуждается в социально зрелых свободных личностях, обладающих правовым...

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах опытно-экспериментальной деятельности детей.

Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям и педагогам много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную л...

«Взаимодействие детского сада с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания старших дошкольников»

Проектная деятельность, партнерство – новые формы взаимоотношений детского сада с семьей, они еще не прожиты в   достаточном жизненном опыте....

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...