Опыт работы по использованию мнемотехнологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Книга Наталия Васильевна

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для развития  речевой деятельности детей, для общения, для выражения ими своих мыслей.

 Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании  как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

   В процессе работы с  младшими дошкольниками и в результате  наблюдений  мною было отмечено, что у детей плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать даже самое небольшое и простое по содержанию литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

  На мой взгляд,  связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

2. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

5. Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_2.docx147.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 комбинированного вида

Опыт работы

по использованию мнемотехнологии

в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

2022г.

  1. Выявление проблемы (начальный мониторинг).

  Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для развития  речевой деятельности детей, для общения, для выражения ими своих мыслей.

 Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании  как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

   В процессе работы с  младшими дошкольниками и в результате  наблюдений  мною было отмечено, что у детей плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать даже самое небольшое и простое по содержанию литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

  На мой взгляд,  связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

2. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

5. Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

   Проанализировав свою работу и проведя педагогическую диагностику, я заметила, что уровень  развития речи воспитанников не имеет стабильного улучшения. Дети показывают неплохие результаты, но, тем не менее, % воспитанников с высоким уровнем речи в соответствии с возрастом

не становится выше.

.

   На начало 2018-2019 учебного года мониторинг  выявил, что  из 20 человек высокий уровень развития речи не отмечается ни у одного воспитанника, 12 детей -60% в группе имеют средний уровень  развития речи, 8 детей-40% имеют низкий  уровень развития речи.  

   Наконец  2018-2019 учебного года мониторинг  выявил, что  из 20 человек 6 детей -30% имеют высокий уровень  развития речи, 10 детей -50% в группе имеют средний уровень  развития речи, 4 ребёнка-20% имеют низкий  уровень развития речи.  Данные мониторинга позволяют  сделать вывод о том, что произошло повышение уровня  развития речи  на 30 %, но, не достигнут 100% результат.

   На начало 2019-2020 учебного года мониторинг  выявил, что  из 20 человек высокий уровень развития речи детей на начало учебного года в группе отсутствует, 14 детей -70% в группе имеют средний уровень  развития речи, 6 детей -30% имеют низкий  уровень речевого развития.  

  Наконец  2019-2020 учебного года мониторинг  выявил, что  из 20 человек 6 детей -30% имеют высокий уровень  развития речи, 10 детей -50% в группе имеют средний уровень развития речи, 4 ребёнка-20% имеют низкий уровень речевого развития.  Данные мониторинга позволяют сделать  вывод о том, что произошло повышение уровня развития речи на 30%, но, не достигнут 100% результат. 

   Изучив уровень развития речи, я пришла к выводу, что необходимо искать более действенные методы развития речи детей. Изучение результатов педагогической диагностики привело меня к пониманию того, что необходимо искать новые пути решения данной проблемы с целью достижения более высоких результатов в работе и более высокого уровня  развития речи воспитанников, ведь развитая речь  ребенка – это основа успешного дальнейшего обучения.

  1. Актуальность использования технологии.

     Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Проштудировав ряд педагогических технологий, свой выбор  остановила на одной из педагогических технологий, а именно мнемотехнологии. На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь (как наиболее масштабную задачу).  Для достижения лучших результатов я решила применять в своей работе не стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехнологии. 

    Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

   Меня привлекло, что мнемотехнология позволяет эффективно подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения. 

Суть технологии.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок , таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  

  Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. 

  Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

   К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Актуальность использования данной технологии состоит в следующем:

  1.  Использование более эффективных научно-обоснованных современных методов и приёмов, позволяющих найти пути нестандартного решения развития речи у детей дошкольного возраста.
  2. Полноценное развитие личности во всех образовательных областях согласно ФГОС ДО.
  3. Оборудование, необходимое для выполнения Стандарта.

  1. Цель и задачи данной технологии

Цель: повышение эффективности и результативности работы над развитием речи детей. развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  2. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  3. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
  4. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
  5. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  7. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

 Ожидаемый результат использования технологии:

  у детей:

расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

у педагога:

повысится эффективность образовательного процесса;

упрощение  для детей процесса непосредственно-образовательной деятельности (дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок);

ожидается повышение уровня речевого развития воспитанников.

 

   Методические основы технологии.

   Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

  Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающий запоминание и реализующийся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

  Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).

   Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

  В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе - по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

    В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше, в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

    Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

  Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Структура мнемотехники.

Приемы мнемотехники строятся от простого  к сложному:

мнемоквадраты – символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и т.д.);

мнемодорожки – последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.

мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы:

• являются дидактическим материалом по развитию речи;

• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

• используются при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.

Работа с такими таблицами строится по принципу от простого к сложному.  Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

  Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям:

1. Рассматривание таблиц и разбор изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

  Сначала детям предлагаются простые мнемотаблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз, например, подходя к шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы одевания.

Затем мнемотаблицы усложняют.

Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1 - рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап №2 - перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап №3- осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания

Этап №4 - делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап №5 - каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

   Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.       Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Из чего состоит (детали?)

5. Из какого материала сделана игрушка?

6. Как с этой игрушкой можно играть?

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.

   Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Алгоритм:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения:

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме .

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

   Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу:

Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)

Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой - сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).

Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки - «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев),

Каша пшенная с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука - «тарелка», левая — «дымок»),

С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз - «ломоть хлеба»),

С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь - «слой масла»),

С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка»).

Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны - две «ложки»),

Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту)!

Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)

У бабушки Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи)

Пересказ с помощью мнемотаблиц.

   С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Алгоритм:

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию:

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц.

Практическое задание

Составьте зарисовки на загадки:

1. «Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками. »

2. «Без рук, без топорёнка построена избёнка. »

3. «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  1. пересказ
  2. составление рассказов по картине и серии картин
  3. описательный рассказ

   Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.

Этапы работы со схемой-моделью:

  1. Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
  2. Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
  3. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

   Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.

   Коллаж - это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.

   Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры... между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Задачи: закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребёнка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Виды коллажей:

  1. Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки;
  2. Обучающий - способствует получению и закреплению информации о предмете коллажа.

   Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её. Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы.

  Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить. Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно - печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Форма проведения занятий:

   Занятия в группе  проводятся со всеми детьми группы, без какого- либо отбора, один раз в неделю.

 Оптимальное количество детей 10-12 человек.

 Длительность занятия 10-15 минут.

Формы проведения занятий:

  •  интегрированные занятия;
  •  заучивание стихотворений;
  •  отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц;
  •  речевые игры;
  •  практические задания;
  •  совместная деятельность с мнемотаблицами (совместные мероприятия детей и родителей);
  •  а также самостоятельная деятельность с мнемотаблицами.

     Непосредственно образовательную деятельность по данной технологии осуществляю с детьми в первую и во вторую половину дня (по 10-15 минут) один раз в неделю, а так же использую отдельные элементы технологии при построении традиционных  занятий.

   Опираясь на опыт педагогов, я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

    Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые я с успехом использую на занятиях экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

   Разработала презентации по составлению описательного рассказа на следующие темы: дикие животные, домашние животные, одежда, игрушки, растения, посуда, которыми пользуюсь на занятиях как по развитию речи, таки по познавательному развитию.

      Успешному решению задач по развитию речи способствует совместная работа с родителями. Взаимодействие с родителями проходит систематически. Я стараюсь заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации для родителей подготовила два выступления: «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»; «Использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов на занятиях по развитию речи» с показом фрагмента занятия по теме «Дикие животные».    В конце года проводятся совместные мероприятия детей и родителей. Такие мероприятия помогают родителям понять важность обучения детей дошкольного возраста, побуждают принять участие в воспитании детей в дошкольном учреждении, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

    Применяю  модели и  схемы  и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  1. Модель должна отображать обобщённый образ предмета
  2. Модель должна раскрывать существенное в объекте
  3. Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Результаты использования технологии.

    По результатам исследований можно сказать, что в группе отмечается значительное повышение уровня речевого развития воспитанников.  На 40 % выросло количество воспитанников  с высоким и очень высоким уровнем речевого развития (градация изменений  развития речи выглядит так: речь ниже среднего, средний речевой уровень, норма, высокий, очень высокий, превосходный).

  Данные мониторинга позволяют сделать вывод об эффективности использования технологии. С помощью мнемотаблиц, схем - моделей удалось достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек
  • словарный запас выходит на более высокий уровень
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

   В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, повысилась познавательная активность детей. Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова и  умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Теперь мои воспитанники с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У младших дошкольников наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации.

   Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

   На начало 2020-2021 учебного года мониторинг  выявил, что  из 20 человек 2 ребёнка-10% имеют высокий уровень развития речи, 12 детей -60% в группе имеют средний уровень речевого развития, 6 детей-30% имеют низкий речевой уровень.  

Наконец  2020-2021 учебного года мониторинг  выявил, что  из 20 человек 10 детей -50% имеют высокий уровень речевого развития, 10 детей -50% в группе имеют средний уровень речевого развития,  низкий  уровень речевого развития на конец учебного года отсутствует 0%.  

  На начало 2021-2022 учебного года мониторинг  выявил, что  из 20 человек высокий уровень речевого развития в группе отсутствует и составляет 0%, 12 детей -60% в группе имеют средний уровень речевого развития, 8 детей-40% имеют низкий речевой уровень.  

   Наконец  2021-2022 учебного года мониторинг  выявил, что  из 20 человек 12 детей -60% имеют высокий уровень развития речи, 8 детей -40% в группе имеют средний уровень речевого развития, низкий  уровень развития речи на конец учебного года отсутствует 0%.  

Вывод:    исходя из полученных результатов мониторинга уровня развития речи дошкольников, можно с уверенностью говорить о том, что работа с использованием мнемотехнологии эффективна и дает положительны результаты.

    Сегодня  можно твердо сказать, что данная технология соответствует принципу «развивающего обучения», а ее внедрение позволяет выстроить процесс обучения на адекватных возрасту дошкольников видах деятельности.  

Перспективные цели

В  дальнейшем я планирую:

1. Распространять свой опыт: оказывать помощь педагогам детского сада в использовании мнемотехнологии посредством активного участия в  семинарах, заседаниях педагогического совета, работе методических объединений, путем подготовки консультаций и открытых показов.

2. Пропагандировать среди родителей важность развития речи детей в дошкольном возрасте.

3. Провести анкетирование родителей с целью выявлений уровня удовлетворенности процессом развития речи детей посредством мнемотехнологии.

 4. Составить авторскую экспериментальную программу по кружковой работе с использованием мнемотехнологии.

9. Методическая литература

1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001

2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991

3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г

6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ГНОМ и Д», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление и использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста информационного уголка безопасности дорожного движения

Материал носит как теоретический материал - ориентиры воспитателям при оформлении уголка, так и фотографии с использованием уголка...

Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровой гимнастики Екатерины Железновой

Нетрадиционные подходы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста: Игровая гимнастика Екатерины Железновой....

Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования и её использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования и её использование в работе с  детьми младшего дошкольного возраста"....

Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича

Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...

Технология "Говорящая стена" Способы ее использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Правильно организованная предметно - развивающая среда в группе предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития...