План по самообразованию на 2022 — 2023 г Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
методическая разработка (средняя группа)

Родина Наталья Александровна

Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx102.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ПГО «Родинский детский сад»

План по самообразованию

на 2022 — 2023 г

Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

https://cdn.culture.ru/images/496ecd94-0baa-55d1-b02a-a424c235cbf2

                                                            Воспитатель средней группы

                                       Родина Наталья Александровна»

ФИО: Родина Наталья Александровна

Категория: первая Специальность:воспитатель

Дата начала работы над темой: 01.09. 2022 учебный год.

Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2023 учебный год.

Тема «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

 2. Воспитание коллективизма:

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Источники самообразования:
- методические пособия и учебники;

-Интернет-ресурсы; курсы повышения квалификации; вебенары, видеоконференции.

Этапы работы:

  1. Этап – Информационный (изучение психолого-педагогической и методической литературы, интернет-ресурсов и т.д.)
  2. Этап - Технологический (разработка системы планирования, методических материалов, создание презентаций для работы с детьми, (анкетирование, тестирование для родителей).
  3. Этап - Практический (апробация и адаптация методик, технологий в практике (с детьми, родителями).
  4. Этап - Результативный (участие в педсоветах, конкурсах, ООД, мастер-классов, оформление опыта, портфолио, прохождение курсов повышения квалификации по теме)

Предполагаемые итоги реализации:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости, коллективизма и желания участвовать в праздниках и досугах посредством театральной деятельности.

2. Обогащение знаний и представлений о значении театра и о театре у детей и их родителей.

3. Повышение уровня мотивации у детей к театральной деятельности.

4. Разработка сценария для постановки театрального представления в своей группе.

5. Коллективная разработка (совместно с детьми и родителями) театра би ба бо с целью обогащения пространственно-развивающей среды для детей.

6. Обогащение и распространение опыта.

                                                   

   «Те высокие        нравственные, эстетические

и       интеллектуальные   чувства, которые

характеризуют развитого взрослого   человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и на   благородные      поступки, не   даны

ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных условий жизни

 и воспитания».

                      Александр Владимирович Запорожец.

Актуальность: В нашей повседневной жизни мы все чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.    

       Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.                        Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

     Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

     Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

    Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

      Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.  Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

   Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

        Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

       Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может  способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ  и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.      

Перспективный план работы по самообразованию

Мероприятие

Результат

Сроки реализации

Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогов-практиков

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки. Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме.

Октябрь-ноябрь

Педагогический мониторинг образовательной области «Социально коммуникативное развитие»

Карта педагогического мониторинга. Анализ данных. Пути решения выявленных проблем. Рекомендации родителям.

Октябрь (первичный)

Май (итоговый)

Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряженья

План организации и развития предметно-пространственной среды группы на 2022 – 2023 учебный год

ноябрь

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают.

  • знакомство с театром;
  • кто работает в театре;
  • правила поведения в театре;
  • с/р игра «Театр»;
  • беседы, просмотр картинок и видео - роликов;
  • знакомство с театральными профессиями;
  • знакомство с устройством театра изнутри.

Ноябрь -декабрь

Пополнение картотеки «Театрализованные игры»

«Театрализованные игры»

Ноябрь

Познакомить родителей на тему: «Театр - наш друг и помощник»

Работа с родителями:

Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник»

(анкетирование, памятки).

Ноябрь

Показ настольного театра из альбома «Сказки – игралочки» автор Татьяна Кирюшатова.

Привитие детям интереса к сказкам и способности внимательно, слушать и участвовать в показе настольного театра.

В течение года

Работа с Лепбуком «В гостях у сказки» на липучках.

  Совместная работа с детьми

В течение года

Разработка конспектов ООД с использованием приемов театрализации.

Конспекты ООД

В течение года

Пополнение уголка по театральной деятельности различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, театр, перчаточный, на фланелеграфе, масочный театр.

Пополнение по возрасту детей

В течение года

Работа над темами:

-театр масок;

-театр на фланели;

-инсценировка шуток-малюток;

-культура и техника речи.

Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок

«Репка», «Два веселых гуся»

 «Волк и Семеро козлят»,

«Курочка Ряба»)

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Декабрь

Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций.

Создание уголка ряженья, изготовление масок,

В течение года

Показ забавных историй маленького «Гонзика»  автор: М.И. Родина

Знакомство детей с историей «Маленького Гонзика»

Январь, февраль

Изготовление шапочек по сказке «Заюшкина избушка» для театрализованного представления.

 Подготовка к театрализованному представлению по сказке «Заюшкина избушка»

Февраль

Упражнения и театрализованные игры по программе «Кукляндия».

Обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

В течение года

Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов

Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости

В течение года

Обыгрывание театрализованных игр

Подготовка детей к публичным выступлениям

В течение года

Распространение собственного опыта работы, на сайте

https://nsportal.ru/rodina-natalya-aleksandrovna

ВКонтакте, сайт ДОУ

В течение года

Оформление группы неделе театрализации

Оформление выставки театров, изготовление памяток и стендовой информации для родителей оформление пространства группы в соответствии с темой недели в ДОУ

Март

Обучение детей владению куклой, игрушкой разучивание ролей с детьми;

Изготовление костюмов и декораций. Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность

Апрель

Оформление фотовыставки «Мы играем в театр»

Оформить фотоальбом о проведенных мероприятиях Показ спектакля родителям.

Апрель - Май

Развлечение

«Путешествие по стране сказок»

Май

Участие в дистанционных конкурсах профессионального мастерства воспитателей и педагогов ДОУ

Наградные документы.  Оформление портфолио педагога.

В течение года

Участие в вебенарах, Прохождение курсов повышение квалификации по теме самообразования.

Применение полученных знаний в работе.

В течение года

Работа с родителями

Оформление консультаций для родителей по исследуемой теме

Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребенка», «Нравственно- патриотическое воспитание для дошкольников».

Папка- передвижка «Скороговорки на развитие дикции».

Папка- передвижка «Как воспитать маленького патриота».

В течение года

Конкурс с участием родителей «Театр своими руками»

Участие в групповом конкурсе, пополнение уголка театрализации новыми видами театров.

Апрель

Индивидуальные беседы с родителями по Нравственно- патриотическое воспитанию.

Консультации по результатам мониторинга,

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2021-2022 год

laquo;Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»Цель:Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.Продолжать повыша...

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельностьПрезентация: СмотретьПриложение : Смотреть...

План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на   духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...