Консультация "Коммуникативные игры для детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Усова Марина Валентиновна

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем к формированию негативной жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultsiya_2022.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                    детский сад №12 «Белочка»

                             Консультация

            Коммуникативные игры

           для детей раннего возраста

подготовила воспитатель:

                                                                  Усова Марина Валентиновна

                                        г. Котовск 2022г

Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми. Ребенок. Входя в этот мир с самого раннего возраста, начинает общаться с взрослыми и детьми, проявляя себя тем или иным образом. И чтобы это общение происходило в наиболее благоприятных условиях, важно научить ребенка общаться правильно. А научить детей проще и эффективнее всего в игровой форме.

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем к формированию негативной жизненной позиции.

Дошкольник входит в мир социальных отношений. С первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремиться придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой доброжелательной атмосфере детского сада, следует поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащать его личный практический опыт.

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу,  игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становлении личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В тоже время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому путем только специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:

  • дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстников;
  • чутко отзываются на любое действие сверстника.

Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

В целях развития общения детей взрослый:

  • помогает ребенку увидеть в сверстнике человека,
  • организуется совместные игры детей,
  • учит доброжелательному общению,
  • поощряет привлечение внимания к сверстникам (название по имени, ласковые слова и т.п.).

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития.

В детском саду ребенок получает богатый опыт взаимоотношений, учится уважать права других детей. Совместные игры, организуемые воспитателем, особенно сближает детей. Организация жизненных и игровых ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательные отношения к сверстникам и близким взрослым. Во время коммуникативных игр происходит обогащение опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развиваются  добрые чувства и эмоциональная отзывчивость, формируются социальные представления и познание детьми своих возможностей. Развивается терпение и уважение друг к другу.

Игры для развития коммуникативных навыков мы делятся на парные и групповые.

Парные игровые упражнения способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его.

Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.

Так же для коммуникативных способностей в течение дня используем беседы, этюды, занятия рисованием, лепкой и др. Включение игр на сплочение, сотрудничество, развитие целенаправленного внимания, доверия к людям, игры на расслабление, снятия психоэмоционального напряжения (например: «Солнечный зайчик», «Театр прикосновений», «Я тебя люблю» и т.д.). Игры, проводимые в течение всего дня. Это утром - во время утреннего приветствия, днем - после занятий и на занятиях.

Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста.

Игра «Вместе играем»

Цель: Учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование:парные игрушки (шарик – желобок, вагончик – паровозик, машина – кубики)

Ход игры: Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе.

Игра «Паровозик»

Цель: Учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры: Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый. А вагончики – дети. Он поочередно подзывает к себе детей. Эмоционально комментирует происходящее: Я буду паровозом, а вы вагончики». «Саша, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так! Теперь Полина, иди сюда, встань за Сашей» и т.д. После того, как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый  имитирует движение паровоза «Чух-чух-чух», побуждает детей повторять их.

Игра «Передай мяч»

Цель: Учить детей взаимодействию со сверстниками.

Оборудование:мяч.

Ход игры:Дети стоят в кругу. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени (на Никита). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Лошадки»

Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: возжи.

Ход игры: Дети играют парами. В паре один – лошадка, другой - возчикНа «лошадку» одевают веревочку, возчик берет возжи. Воспитатель говорит: «поехали, поехали с орехами, с орехами. К детке по репку, по-пареньку, по-сладеньки, по-горбатеньки».

Игра «Пузырь»

Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом.

Ход игры: Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель говорит: «Пузырь лопнул», дети опускают руки.

Игра «Я тебя люблю»

Цель: Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры: Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь только прикосновением, без слов. Воспитатель показывает, как он любит ребят.


Список литературы:

  1. Новгородцева Е.А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности (Практический журнал). Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №6 – М.:ТЦ «Сфера», 2011. - 42
  2. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»; учебно-методическое пособие/науч. ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 28с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»

    Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...

«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».

Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...