Из опыта работы "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
статья

Кудряшова Татьяна Александровна

Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством

дидактических игр»

из  опыта работы

МАДОУ детский сад «Солнышко»

Воспитатель I квалификационной категории

Кудряшова Татьяна Александровна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Работая в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные представления, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предметов.

Результаты обследования нервно-психического развития детей показали, что большинство из них отстает в сенсорном развитии.

Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме.

Я составила план самообразования  на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр», определила задачи.

Задачи работы:

1. Создать в группе условия для обогащения сенсорного опыта детей.

2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.

3. Научить родителей способам обогащения сенсорного опыта детей.

Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом, взаимодействуют с окружающими их вещами, предметами и людьми. Поэтому, я старалась организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь и заботу взрослых, и у них была возможность удовлетворить познавательные потребности.

Я разделила сенсорный уголок на несколько условных зон:

- игрушки для развития мелкой моторики;

- игрушки для восприятия формы и величины;

- игрушки для восприятия цвета;

- игрушки для тактильных ощущений;

- оборудование для элементарных опытов.

Игрушки подбирались разнообразные по величине, форме, цвету, качеству.

Учитывая, что дети данного возраста очень любят подражать взрослым, ввожу в детские игры различные предметы быта: ситечки, совочки, щеточки, губки – чтобы дети могли мести, вытирать, просеивать. Придумала игры с данными предметами. Например, в игре «Волшебное ситечко» дети просеивали крупы, отделяя рис от манки, вылавливали шарики из воды.

Необходимо отметить, что сенсорный уголок мобильный, что позволяет менять их местоположение в зависимости от темы организованной образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.

Ознакомление с сенсорными эталонами осуществлялось в продуктивных видах детской деятельности – рисование, лепка, конструирование; игровой деятельности – дидактические, конструктивно-строительные игры, и т. д.

Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления, полученных детьми знаний и умений.

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Этого можно достичь различными приемами, используя потешки, дидактические игрушки.
Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу нужно проводить поэтапно:
-на первом этапе детей ориентируют в двух контрастных цветах, формируют умение подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого с детьми проводят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра, не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).
- на втором этапе детей ориентируют в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Привяжи ниточки к шарикам»;«Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Зажги фонарик».
- на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок); «Курочка и цыплята».
    К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.
   Для формирования представлений о форме предметов необходимо осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в раннем возрасте.
   Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:
-подбор одинаковых величин по образцу;
-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
-закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».
   В играх на определение величины используйте игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
   Для развития тактильных ощущений используйте такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек».
Работа с родителями
    Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
    Сначала действия детей были неловкими. Детям было сложно соотнести предметы по форме, цвету. Со временем эти навыки стали все более совершенными и осознанными.

 Работа с детьми не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей. На проводимом мною «Мастер-классе», родители побывали в роли детей, поиграли в игры. На родительских собраниях я рассказывала, какую роль оказывает сенсорное воспитание на развитие ребенка; показала родителям игры, имеющиеся в группе, предложила помочь пополнить игровой материал. В родительском уголке регулярно помещала консультации, памятки по сенсорному воспитанию, проводила анкетирование, индивидуальные беседы. Родители заинтересовались моей работой, стали активными участниками педагогического процесса: приносили в группу пробки, пуговицы, крупы, прищепки, шнуровки, сшили сенсорный коврик, застежки с пуговицами, липучками. Много дидактических игр мы изготовили только благодаря помощи наших родителей.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.

Анализ нервно-психического развития детей в конце года показал, что почти все дети знают основные цвета, умеют ориентироваться на листе бумаги, выбирают заданную фигуру нужного размера, знают форму и качество предмета. У детей расширился словарный запас. Они могут отвечать предложениями на вопросы воспитателя.

Целенаправленная и систематическая работа по сенсорному развитию и мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьей, способствует формированию речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Правильно развивать ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям в сенсорном развитии детей, привлекать их к участию в совместной работе.

Список литературы

1. Агаян Г. Г., Бардышевой Ю. Б. ; «Для самых-самых маленьких от 2 до 4 лет» 2005 г.

2. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры», изд. Москва, АСТ, 2000 г.

3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» 1988 г.

4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

5. Иванникова О. «Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев» Дошкольное воспитание №6 2005 г.

6. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс. 2006.

7. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

8. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ : Учебно-методическое пособие / сост. Е. С. Демина. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

9. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003.

10. Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду», методические рекомендации, изд. ЛИНКА – ПРЕСС, 2005 г.

11. Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...

Опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

Презентация опыта работы на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Презентация из опыта работы по проекту «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорош...