Организация совместных мероприятий с родителями по ранней профориентации дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Ананьева Галина Валентиновна

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Для формирования гармоничной личности ребенка очень важным фактором являются общественно значимые убеждения взрослых членов семьи, т.е. взаимоотношения и умение родителей организовать содержательную жизнедеятельность своих детей.  Положительные результаты в профориентационном развитии детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_metodichskoy_kopilki.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Организация совместных мероприятий

с родителями по ранней профориентации дошкольников

                                               

Много есть профессий разных,

Много всяких нужных дел.

Чем бы в жизни заниматься,

Что бы делать ты хотел?

(Алексей Карамышев)

Для формирования гармоничной личности ребенка очень важным фактором являются общественно значимые убеждения взрослых членов семьи, т.е. взаимоотношения и умение родителей организовать содержательную жизнедеятельность своих детей. В настоящее время актуализируется проблема профессионального самоопределения личности.

Ранняя профориентация призвана дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, сформировать эмоционально - положительное отношение к труду и профессиональному миру, предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Основными направлениями профориентации являются профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду), и профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Раннее самоопределение дошкольников носит преимущественно информационный характер. Поэтому миссия ДОУ - познакомить дошкольников с разнообразным миром современных, в том числе рабочих профессий и показать их ценность.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Положительные результаты в профориентационном развитии детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Хорошей традицией может стать проведение Недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников — представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фотоматериалов, а главное — живое общение с мамой или папой одногруппника,  вызывают неподдельный интерес дошкольников. После встречи, детей можно пригласить посетить место работы гостя.

Беседа о ранней профориентации дошкольников — одна из форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том, и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию и сотрудничеству. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. На основе бесед, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по формированию ранней профессиональной ориентации.

Одним из эффективных методов включения родителей в процесс  ознакомления дошкольников с профессиями является проведение Дней открытых дверей, который дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы в ранней профориентации детей, заинтересовать и привлечь к участию. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети с целью ознакомления с развивающей предметно – пространственной средой. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, конкретные занятия с игрушками и др.). Рефлексией выясняют впечатления родителей, отвечают на возникшие вопросы.

Открытые просмотры занятий и других форм профориентационной работы очень много дают родителям.  Они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной  от семейной, сравнить поведение и умения своего ребенка с поведением и умениями других детей. А также родители могут перенять у педагога приемы обучения и воспитательные воздействия.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков в профориентации детей. Для них целесообразно организовать Семинар-практикум: «Ранняя профориентация дошкольников». Эта форма работы дает возможность  подробно рассказать о методах и приемах ознакомления,  показать значимость насыщения развивающей предметно –пространственной среды и организацию игровой деятельности.

Педагогическую пропаганду можно использовать в сочетании различных видов наглядности. Она позволяет не только знакомить родителей с вопросами профориентационной работы через материалы стендов, тематических выставок «Все профессии важны», «Кем быть?», «Мамы разные важны» и др., но и непосредственно показать воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

В разделе «Советы и рекомендации» помещаются рекомендации по вопросам организации игр по ознакомлению детей с профессиями взрослых дома. Тематика материалов стенда должная зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: «У мамы руки золотые» и т.п., а также они посвящаются определенным темам, например: «Воспитание трудолюбия в семье», «Я сам», «Мир вокруг нас» и т.д.

Активное сотрудничество педагогов и родителей позволит выстроить работу по ранней профориентации дошкольников таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия.

Таким образом, для эффективного профориентирования дошкольников необходимо установить партнерские отношения с семьями воспитанников. Объединив совместные усилия для развития детей, создать благоприятную атмосферу взаимопонимания и общности интересов. Обогащая педагогические знания и умения родителей, поддерживать уверенность в их собственных педагогических возможностях.

Коллектив ДОУ должен стремиться достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников,  что позволит добиваться хороших результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Список литературы.                                                                                                            1. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. -М.: Просвещение,1974.-192с.                                                                                                     2. Захаров Н. НПрофессиональная ориентация дошкольников / Н. Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988.                                                                                          3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.                 4. Маркова, Т. Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада Т. Я. Маркова. – М.: Просвещение, 1991.               5. Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. Пасечникова Т.В.  Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – 45с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для воспитателей "Работа с родителями по ранней профориентации дошкольников в ДОУ"

Данный буклет предназначен для воспитателей ДОУ. В нем найдете рекомендации по работе с родителями по форме "Встречи с интересным человеком"....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприи...

Консультация для родителей по ранней профориентации дошкольников

данный материал поможет педагогам провести работу с родителями по ранней профориентации дошкольников...

«Кем быть?» (консультация для родителей по ранней профориентации дошкольников).

Автор рассматривает некоторые способы знакомства младших дошкольников с миром профессий....

Журнал для родителей и детей «Семафорик». Тема выпуска: «Мы будущие железнодорожники». Информирование родителей о ранней профориентации дошкольников и рекомендации по воспитанию будущих железнодорожников.

Журнал разработан в целях информирования родителей о ранней профориентации дошкольников и рекомендации по воспитанию будущих железнодорожников. Предлагаются некоторые исторические факты, дидактические...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас ребенок готов к получению новых знан...

«Организация опыта работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»

Ранняя профориентация – одно из актуальных направлений работы образовательных организаций.Так как дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования любознательности, ...