Картотека игр по развитию креативного мышления у детей
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Энгельс Елена Ивановна

Большой выбор игр, упражнений и заданий, направленных на интенсивное развитие познавательно-творческих способностей детей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания на развитие беглости

  1. У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить. (У мамы испортилось настроение, у бабушки… Придумать варианты поднятия).
  2. Какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? (Пр.: подъемный кран – понадобился бы гараж поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр.: игольное ушко, шоколадку).
  3. Назовите как можно больше слов, которые начинаются на «при-» (прибежать, приложить…), на «за-», на «ко-». Придумайте слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.

Упражнения на гибкость мышления

  1. «Новый образ». Назовите два объекта – например, ЯБЛОКО и ЕЛКА. Перечислите вместе с детьми по три признака каждого (яблоко – сочное, краснобокое, растет на ветке; елка – растет в лесу, имеет иголки, зеленая). Возьмите по одному признаку этих объектов, объедините и придумайте новый образ. Один из вариантов: если объединить «сочное – имеет иголки», получим КАКТУС. Предложите детям следующую пару слов.
  2. Договоритесь с ребенком, что каждое слово можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.
  3. Предложите дошкольнику по-своему завершить известную сказку (Колобок, Теремок и т.д.)

Игры на развитие оригинальности

  1. Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого). Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.
  2. Поиграйте в «Волшебную подзорную трубу». Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а дошкольник перечислит, что он видит.
  3. Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.

Задания на детализацию

  1. Нарисуйте несколько одинаковых кружков (полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.
  2. Инструкция: Представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?
  3. Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Приемы развития дивергентного мышления дошкольников основаны на использовании графических изображений, сюжетных картинок, на развитии словарного запаса и сочинении историй.

Использовать задания для развития творческого мышления в начальной школе возможно на разных этапах урока. Они могут выполняться индивидуально, но в начальный период обучения, на наш взгляд, наиболее эффективна групповая работа.

Чаще всего задания даются в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного учебного занятия не способны проявлять умственную деятельность.

Примеры игр и упражнений по активизации творческого мышления
1. Воспитатель раскладывает на столе несколько предметов (10 и более). Предлагает детям угадать, какой предмет она загадала. Дети по очереди задают вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет». Например:
- Этот предмет деревянный?
- Задуманный предмет больше стакана?
- Он черный с желтым рисунком? и т.д.
После демонстрации ведущими становятся сами дети.
2. В коробке спрятан предмет. Необходимо угадать, что там с помощью закрытых вопросов.
3. Усложнённый вариант этой игры – «Угадай, кто я?» Игроку надевается на голову ободок, а в него вставляется картинка, с каким-либо предметом: люстра, сосиска, утюг, чайник, червяк, забор, подводная лодка и т.п. Ребёнок задаёт вопросы, на которые можно отвечать только да или нет.
Важно поощрять вопросы детей: хвалить и выделять наиболее продуктивные. Поддерживать застенчивых детей. Внимательно наблюдать за нерешительными детьми и давать им возможность участвовать. Когда предмет угадан, то дети аплодируют.
Поощряем детей как можно быстрее угадать предмет. Постепенно учим детей определенному алгоритму, по которому задаются вопросы. Особенно это важным является в третьей серии заданий.
4. Игры со словами:
а) вспомните слова, которые
-начинаются на слог (по, пи, пе)
-заканчиваются на слог (оп, он, ор)
-содержат в себе заданный звук;
б) придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться с буквы п (Петя пошёл по полю);
в) придумайте предложение, в которых слова будут начинаться с букв ВПСП (Ваш пёсик – самый пушистый);
5. Игра на нахождение схожих признаков. Детям предлагается найти как можно больше схожих признаков для непохожих предметов (колодец – паркет, бревно-коробка, облако – дверь, кукла –снег).
6. Игра–задание «Найди как можно больше оригинальных применений для обычных предметов».
7. Задачи на поиск причин событий:
а) детям предлагаются ситуации, когда необходимо предположить несколько причин их возникновения. Например:
Утром Дима проснулся раньше обычного.
Солнце ещё не ушло за горизонт, но уже стало темно.
Сидевший у ног хозяина пёс зарычал.
Задание «Придумай, что будет, если…»
- …дождь будет идти не переставая.
-…люди научатся летать как птицы.
-…собаки научатся разговаривать человеческим голосом.
-…оживут все сказочные герои.
-… из водопроводного крана польётся апельсиновый сок.
Задания «Что случится, если…»
-исчезнут комары,
-перестанет идти дождь,
-люди вырубят леса и т.д.
Проблемные ситуации такого вида:
-Что делать, если нужно узнать погоду, не выходя на улицу?
- Что делать, если нужно поджечь костёр на поляне, а у вас нет спичек?
- Вам нужно срочно нарисовать что-то, а под рукой нет ни карандашей, ни красок?
-Как помирить медвежат из сказки «Два жадных медвежонка», разделив между ними сыр?
- Как нарисовать поляну, полную грибов, но не рисовать при этом сами грибы?
8. Метод мозгового штурма и задания по нахождению плюсов и минусов в разных ситуациях.
9. Данная серия состоит из задач с неполными условиями.
Задачи решаются путем расширения информации за счет вопросов.
-На поляне в парке лежат 5 угольков, морковка и шарф. Эти предметы ни кто специально туда не клал. Как они там оказались?
-Гном жил на девятом этаже. Когда он садился в лифт, то доезжал лишь до шестого этажа, потом шел пешком. Почему?
«На что похоже»
3-4 человека выходят за дверь, а остальные договариваются, какой предмет будут сравнивать. Отгадчики по очереди спрашивают: «Это похоже на шар? Восьмёрку? Змею? и т.д». Выигрывает тот, кто первым догадается, о чём идёт речь
«Рисунок в несколько рук»
Первый участник игры рисует какой-то характерный элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.
«Волшебные кляксы»
Дети пытаются увидеть как можно больше похожих предметов в получившейся кляксе или её частях.
«Волшебные очки». Ребёнок, надевая очки видит только предметы круглой формы, или прямоугольной, или квадратной, треугольной и т.д.
10. Игра «Хорошо – плохо». Предлагается предмет, и ребёнок называет, что нравится в нём, а что – нет. Например: цветной карандаш. Нравится – можно рисовать, красивый, яркий, не пачкает руки и стол. Не нравится – ломается, можно уколоться, если остро заточен.
Также предлагаются для обсуждения предметы, вызывающие у детей отрицательные и положительные эмоции и они обсуждаются со всех сторон:
-конфета
-лекарство
После того как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно перейти к рассмотрению качеств в зависимости от условий: например: громкая музыка. Хорошо – утром, бодрит, а вечером –плохо, мешает уснуть.
Не касаемся таких категорий, которые должны детьми восприниматься однозначно, например: мама, дружба, драка.
Есть шоколад хорошо-вкусно, поднимает настроение ;плохо –могут болеть зубы, испортится аппетит
Болит живот плохо, болит живот хорошо – можно не идти в детский сад;
Сидеть дома – плохо, скучно, хорошо – можно пригласить гостей.
11. Игра «Теремок»
Детям раздаются картинки различных предметов. Кто-то сидит в теремке, например, ребёнок с рисунком гитары. Следующий ребёнок просится в теремок, но попадёт туда, если скажет, чем его предмет похож на гитару.
Подобные игры можно проводить и на прогулке. С детьми, которые сильно расшумелись или им необходимо отдохнуть. Такие игры могут быть полезны в группе, когда необходимо снять напряжение.



Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию креативного мышления у детей

1.  «Описываем различные свойства предметов».

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: «Яблоко. Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки».

"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

2.  «Продолжаем знакомство со свойствами предметов».

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).

3.  «Кто летает?»

Задача: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо, умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

4.  «Съедобное – несъедобное». (с мячом).

«Я буду называть предметы: яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не ловим».

5.  Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.    

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет». «Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка». «Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». «Голубой платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается». «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку». «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

6.Знакомство со способами применения или использования предметов. Перечислить   как   можно   больше   способов   применения предмета.

Пример: "Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?" (варианты задания: тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).

7. «Ищем одинаковые свойства предметов».

Задания:

1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые.

2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.

8. «Ищем различные свойства предметов».

Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.

9. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

- подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;

- фигуры, отличающиеся двумя признаками;

- тремя признаками (подбери самые непохожие).

2). "Сравнение слов".

Для сравнения даем пары слов:

муха и бабочка;

дом и избушка;

стол и стулья;

книга и тетрадь;

вода и молоко;

топор и молоток;

пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем

они похожи? А чем отличаются друг от друга?

3). Сравнение предметов.

Игра "На кого похож?" (вербально) На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие?  Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие?

 По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д. 

10. «Классификация»

1). Разложить предметные картинки по группам.

2). Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу, те, кто живет в жарких странах.

3) Из набора карточек выбрать то,

а) что можно есть (съедобное);

б) что сделано человеком;

в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д.

4) Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.

5) Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие.

6) Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.

7) Из всех пуговиц выбрать только круглые.

8) Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).

11. Классификация по знаемым признакам: те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

а) выбрать предметы, которые тонут;                                                                   

б) выбрать предметы, которые не тонут;

в) выбрать предметы, которые могут разбиться т.д.

12. Игра.

Приготовить 15 различных предметов.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Отобрать:

металлические предметы,

съедобные,

тяжелые,

мягкие,

белые,

круглые,

длинные,

деревянные,

маленькие,

прямоугольные,

которые можно повесить за нитку.

13. Дома работа по классификации:

разобрать покупки (рассортировать);

что нужно положить в холодильник?

что нужно положить в морозилку?

что положить на полочку в ванной?

куда положить стиральный порошок?

куда крупу?

стирка: рассортировать белье на белое и цветное;

14. «Слово на ладошке»

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки.).

15. «Классификация геометрических фигур» (цвет, форма, величина)

16. «Найди предметы такого же цвета».

У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки соответствующего цвета.

17. «Большой - маленький».

Маленькая   и большая кукла.   Одежда обоих кукол лежит рядом.   Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.

18. «Форма».

Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.

19. «Обобщение-исключение».

1).  Поиск лишней картинки

2).  Последовательность работы:

«3 лишний» (с картинками);

«4 лишний» (с картинками);

«3 лишний» (на словесном материале);

«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

НАБОРЫ СЛОВ:

1.  Стол, стул, кровать, чайник.

2.  Лошадь, собака, кошка, щука.

3.  Елка, береза, дуб, земляника.

4.  Огурец, репа, морковь, заяц,

5.  Блокнот, газета, тетрадь, портфель

6.  Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

7.  Волк, лиса, медведь, кошка.

8.  Фиалка, ромашка, морковь, василек.

9.  Кукла, машина, скакалка, книга.

10.Поезд, самолет, самокат, пароход.

11. Воробей, орел, оса, ласточка.

12.Лыжи, коньки, лодка, санки.       

13.Стул, молоток, рубанок, пила.

14.Снег, мороз, жара, лед.

15.Вишня, виноград, картофель, слива.

16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

17.Река, лес, асфальт, поле.

18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

19.Парта, доска, учебник, ежик.

20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

21.Краски, кисти, чайник, полотно.

22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

24.Нога, рука, голова, ботинок.

25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

26.Яблоко, слива, огурец, груша.

27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

28. Час, минута, лето, секунда.

29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

31. Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

32.Сосна, береза, дуб, земляника.

33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

20. «Нужно - не нужно»

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет». Засадив огород, садят сад.

21.  «Овощи - фрукты»

Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.

22. «Назови одним словом».

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

  9. липа, береза, ель, сосна;

10. зеленый, синий, красный, желтый;

11. шар, куб, ромб, квадрат;

12. телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13. автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

23. «Живое - неживое»

Игра с мячом: если ведущий называет «живое» - все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие -домашние животные и т.д.).

24. «Отвечай одним словом».                                                                       

Яблоня, дуб, каштан это (деревья) Окунь, щука, карась это (рыбы и т.д.)

25. «Назови три предмета».

1) Я назову одно слово, например, «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).

2) Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить, одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник- «ягоды»

26. «Поезд»

Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например, картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.

26. «Назови слова» (развитие гибкости мышления).

1.  Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).

2.  Зверей.

3.  Домашних животных.

4.   Наземный транспорт.

5.  Воздушный транспорт.

6.  Водный транспорт.

7.  Фрукты.

8.  Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...)

27.Анализ-синтез

1. «Логические таблицы». «Логический квадрат».

2. «Где ошибка Буратино».              

«Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узоры и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно.  Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

3. «Нарисуй вместо точек недостающую фигуру».

4. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки.

5.  «Ну-ка, отгадай».

Материал: карточки с изображением различных предметов.

1). Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.

Вопросы:

Из этого предмета можно пить? Нет.                             

У него есть ручки - ножки? Нет.

На нем можно плавать по морю? Нет.

На нем можно ездить? Да.

Он ездит по рельсам? Да.

Это паровоз? Да.

Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.

2). То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».

3). Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди, и машины».

4). Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию». Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».

 6.  «Найди предметы».

Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.

«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни».

7.  «Найди общие признаки у предметов».

«Рыбка и лодочка - плавают».

8.  «Узнай по описанию, что это?»

«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина)

9.  «Загадки».

«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез».

10. «Описание предмета».

Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.

Отгадать, что это за дерево.

28. Затрудненные ситуации. (Принятие решения и планирование).

1. Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?

2. В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?

3. Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

29. Подбор слов по аналогии

1) корова-теленок

    курица-(цыпленок)

2) ночь – луна

    день-(солнце)

3) снег- лыжи

    лед-(коньки)

4) начало – конец

     день –(ночь)

5) морковь-огород

    яблоко-(сад)

6) футбол - мяч

    хоккей – (шайба)

7) заяц-кролик

    рысь-(кошка)

8) пароход –море

    самолет – (небо)

9) зима- холодно

    лето- (тепло, жарко)

10) лошадь – скачет

      змея - ползёт

30. Выведение: угадывание, додумывание на основе уже имеющихся данных.

1.  Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?

2.  Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?

3.  Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?

31. Сериация.

1). Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех. (Вася).

2). Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого

самые светлые волосы? (Коля)

3). Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша).

4). Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)

Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:

1).  Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?

2).  Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?

3).  Костя выше Пети. Кто ниже?

4).  Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?

5).  Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя).

6). Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)

7).  Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок).

32. Критичность познавательной деятельности.

 «Бывает - не бывает»           

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок

должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

1.  Папа ушел на работу.

2.  Поезд летит по небу.   

3.  Кошка хочет есть.

4.  Человек вьет гнездо.

5.  Почтальон принес письмо.

6.  Зайчик пошел в школу.

7.  Яблоко соленое.

8.  Бегемот залез на дерево.

9.  Шапочка резиновая.

10. Дом пошел гулять.

11.Туфли стеклянные

12. На березе выросли шишки.

13. Волк бродит по лесу.

14. Волк сидит на дереве.

15. В кастрюле варится чашка.

33. Понятийное мышление.

«Закончи предложение»        

1. Лимоны кислые, а сахар...        

2. Собака лает, а кошка...

3.  Ночью темно, а днем....

4.  Трава зеленая, а небо...

5.  Зимой холодно, а летом....

6.  Ты ешь ртом, а слушаешь...

7.  Утром мы завтракаем, а днем...

8.  Птица летает, а змея...

9.  Лодка плывет, а машина...

10. Ты смотришь глазами, а дышишь...

11. У человека две ноги, а у собаки...

12. Птицы живут в гнездах, а люди...

13. Зимой идет снег, а осенью...

14. Из шерсти вяжут, а из ткани...

15. Балерина танцует, а пианист...

16. Дрова пилят, а гвозди...

17. Певец поет, а строитель...

18. Композитор сочиняет музыку, а музыкант....

34. Последовательность событий.

1). «Кто кем (чем) будет?»

Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.

2). «Кем (чем) был?»

кем (чем) был раньше:

цыпленок - яйцом;

лошадь - жеребенком;

корова- теленком;

дуб -желудем;

рыба -икринкой;

яблоня - семечком;

лягушка -головастиком;

бабочка - гусеницей;

хлеб -мукой;

птица -птенцом;

овца -ягненком;

шкаф -доской;

велосипед -железом;

рубашка -тканью;

ботинки -кожей;

дом -кирпичом;

сильный -слабый;

мастер -ученик;

листок -почкой;

собака -щенком;

шуба -мехом;

козел -козленком.

35. Мышление и фантазия.

1).  Материал: две карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит название 2-х задуманных предметов.

2).  Две картинки, на которых изображены предметы. Придумать слово, находящееся между 2-х задуманных предметов и служащих как бы переходным мостиком между ними.

Например, «гусь» - «дерево»

- «взлететь». Гусь взлетел на дерево.

- «вырезать». Из дерева вырезали гуся.

- «спрятался». Гусь спрятался за дерево.

- «представь». Представь, что все игрушки заговорили. Что бы они сказали?

36. Вопросы для развития мышления.

1.  Почему вода в холодильнике замерзает?

2.  Почему зимой включают отопление?

3.  Для чего нужны печки и плиты?

4.  Откуда мы узнаем, сколько время?

5.  Зачем нам книги?

6.  Что делают ножницами?

7.  Что (кто) может летать?



Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию диалогической речи дошкольников

«Почта»

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Выбирают ведущего игрока. Между ним и остальными участниками игры, завязывается диалог:

– Динь-динь-динь.

– Кто там?

– Почта.

– Откуда?

– Из города.

– И что там делают?

– Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).

Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

«Маковое зёрнышко»

Цели. Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора.

Материал. Элементы костюма Вороны.

Ход игры

Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:

– Ворона, Ворона, куда полетела?

– К кузнецу на двор. (К ковалю.)

Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:

– На что тебе кузнец? — Косы ковать.

– На что тебе косы? — Траву косить.

– На что тебе трава? — Коровок кормить.

– А на что коровы? - Молоко доить.

– А на что молочко? — Пастухов поить.

—На что пастухи? — Кабанов пасти.

—На что кабаны? — Гору рыть.

– На что горы? — На тех горах маковое зернышко.

—Для кого зернышко? — Отгадайте!

Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.

«Фанты»

Цели. Развивать умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа  и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов.

Ход игры

Ведущий обходит играющих и говорит:

— Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, стараясь, чтобы и разговоре кто-то произнес одно из запрещенных слов. Ведущий

ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?» —

"Хлеб»,   «Какой?» (черный и белый) - «Мягкий». - «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» — «Всякий» и т.д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его.

«Все ли мы увидели»?

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

МатериейКартинка с изображениями различных предметов фишки.

Ход игры

Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например: Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на этой картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».

Время на обдумывание: 1-2 минуты.

Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делается для того, чтобы дети меняли формулировку, и чтобы показать, что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке.

По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится.

«Что в мешочке»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч

или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.

Ход игры

Игра может проводиться в дополнение к занятию.

Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».

Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы рукитело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.

В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

«Вопрос с подсказкой»

Цель. Учить детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы.

МатериалКарточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса. Пустая карточка — «Что это?», «Кто это?». Карточка с цветными пятнами — «Какого цвета?». Карточка с геометрическими фигурами - «Какой формы предмет или его часть?». Карточка с изображениями разобранной пирамидки - «Какие части есть у предмета?», «Какие части тела есть у животного?». Игрушки.

Ход игры

Воспитатель знакомит детей с символами, после чего предлагает задавать вопросы по карточкам. Из чудесного мешочка вынимается игрушка, педагог поочередно поднимает карточки с разными символами, а дети задают соответствующие вопросы За каждый правильно сформулированный вопрос дается фишка Почти по каждому символу могут быть заданы разные вопросы Что? Что это? Что у машины написано на фургоне? На что крепятся колеса? И т.п. Какого цвета (капот, кузов, колеса, руль и др. детали)?

В дальнейшем вводятся новые символы:

—схематическое изображение человечков в разных позах: «Что делают?»;

—изображены кружочки на ветке дерева, за деревом, под деревом: «Где?»;

—карточка с цифрами: «Сколько?»;

—карточка с изображением кисти руки человека: «Для чего?»;

—изображение вопросительного знака: «Почему?»;

—изображение часов: «Когда?»;

—изображение уходящего человека: «Куда?»;

—изображение подходящего человека: «Откуда?».

«Вопрос – ответ»

ЦелиЗнакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

МатериалДве разные игрушки, незнакомые детям, фишки.

Ход игры. Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10-15).

Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование.  Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая — отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».

Время для рассматривания: 3-4 минуты.

Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.

В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.

«Да и нет»

ЦелиЗнакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры

Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?

Его надевают на тело?

- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...? - Он круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета -  к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

«Спрашиваем сами»

ЦельОсвоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

МатериалКарточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки; сюжетная картинка, к которой можно задать вопросы, вскрывающие причинно-следственные связи, например: Почему девочка плачет? Почему мышь оказалась в бутылке?

Ход игры

Воспитатель разъясняет содержание игры: «Сегодня мы будем задавать вопросы по карточкам, но теперь я уже не буду показывать, какой вопрос надо задать. Все карточки со значками находятся перед вами. И вы сами решите, какой вопрос задать. Появились две новые карточки. Постарайтесь задать вопросы и по ним. Первая карточка означает, что надо задать вопрос, начинающийся со слова «почему»; на второй карточке изображено, как люди занимаются спортом, — значит, надо задать вопрос, который начинается со слов «что делают». Все поняли? Ничего не забыли? Давайте вместе повторим, какие вопросы можно задавать. (Показывает на ту или иную карточку и называет слова, с которых начинается вопрос.) Сегодня мы будем играть командами (дети делятся на команды). За каждый вопрос команда получает фишку. Выигрывает та, которая получит больше фишек. Внимательно посмотрите, что изображено на картинке. По моей команде начинаем: «Раз, два, три, начни!».

Далее дети формулируют вопросы. Игра проводится в течение 10—12 минут. В конце подводится итог.

«Угадай, какой предмет загадали»

Цель: освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

МатериалШесть-семь различных по назначению предметов; карточки с символами всех вопросов; фишки двух цветов.

Ход игры

Воспитатель: - Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. За каждый вопрос дается синяя фишка, а за угаданный предмет - красная. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Задавать вопросы вам помогут карточки. Вспомните, какие вопросы нельзя задавать?

В конце игры мы подсчитаем, кто сколько красных и синих фишек набрал. Воспитатель загадывает какой-либо предмет, дети задают вопросы. Следует поощрять вопросы продуктивного типа, направленные на выяснение каких-либо свойств, признаков, назначения и т.п. («Какого цвета у предмета ...», «Где он стоит?»).

«Что под салфеткой»

Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал.

Материал. Карточки с символами вопросов; пять-семь предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, нож, книга); три салфетки.

Ход игры

На столе лежат предметы, накрытые салфетками. Воспитатель говорит: «Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед вами очень сложная задача - с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете, для чего он нужен, а потом выясните, какой он».

Дети задают вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убирают, предмет показывают детям и предлагают угадать, что лежит под следующей салфеткой. В целом игра продолжается 15-20 минут.

«Зоологический музей»

Цели. Учить задавать вопросы, опираясь на карточки-символы; закреплять представления детей о животных.

Материал. Картинки с изображением различных животных. Знакомые детям карточки-символы и новые: карточка с изображением дерева и дома — «Дикое или домашнее животное?». Карточка с изображением домика — «Где живет животное? В норе? В дупле? В гнезде? В хлеву?». Карточка с изображением миски — «Чем питается животное?».

Ход игры

Карточки-символы лежат на столе изображением вниз. Дети сидят вокруг стола. Один из детей — экскурсовод музея, другие — посетители. Экскурсовод показывает первую картинку и спрашивает: «Вы знаете, кто это?». Сидящий рядом игрок отвечает, затем берет одну карточку с символом и в соответствии с ним задает вопрос. Следующий игрок отвечает на вопрос и после этого тоже берет карточку-символ и задает свой вопрос. Когда карточки-символы заканчиваются, экскурсоводом становится игрок, ответивший на последний вопрос.

Вариант игры.

Тема может меняться, например: «Ботанический сад», «Выставка машин», «Показ моделей одежды» и т.д. Карточки-символы подбираются в соответствии с темой игры.

«Только на этот звук»

ЦелиУчить детей формулировать разнообразные вопросы, быстро и правильно отвечать на вопрос, подбирая слово, начинающееся с заданного звука; развивать фонематический слух.

Ход игры

Воспитатель объясняет, что в этой игре дети должны быть очень внимательными. Отвечая на вопросы водящего, нужно находить и называть слова, которые начинаются с одного и того же звука. Выбранный водящий поочередно задает вопросы всем игрокам, которые подбирают для ответа слова с заданным звуком:

– Как тебя зовут? - Андрей.

– Какие фрукты растут в саду? – Абрикосы, апельсины.

– Что ты больше всего любишь есть? – арбуз, ананас, антрекот, айва, арахис.

– Про кого мы читали сказку, смотрели мультфильм? – Айболит, Антошка, Алёнушка, Алёша Попович, Али-баба.

– Твой любимый вид транспорта? – автомобиль, автобус, аэроплан.

– Что можно купить в магазине? – авторучку, акварельные краски

– Твое любимое животное? – антилопа, акула, аист, аллигатор.

И так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы.

«Смешинки» (1-й вариант)

ЦелиУчить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение использовать различные падежные формы существительных.

МатериалНабор картинок: ложка, молоток, веник, ключ, метла, щетка, пила, нож, карандаш, кисточка и др.

Ход игры

Играющим раздаются картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т.д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.

Вариант игры.

Меняются наборы картинок и вопросительные слова. А дети упражняются в употреблении другой падежной формы. Например:

Картинки: чашка, тарелка, ванна, таз, стакан, лейка, чайник, ведро и др. Вопросы: «Из чего ты ешь суп? Пьешь молоко? Поливаешь цветы?» побуждают детей употребить существительные в родительном падеже.

Картинки: метла, ванна, тарелка, кровать, телевизор, самолет, ковер, пылесос и др. Вопросы: «На чем ты приехал в детский сад?», «На чем ты спишь?» и т.п. побуждают детей использовать названия предметов в предложном падеже.

(2-й вариант)

Цели. Активизировать сообразительность детей в придумывании разнообразных вопросов; воспитывать выдержку: сдерживать желание засмеяться при ответе.

Ход игры

Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя: кочерга, ухват, помело, светофор, светильник, паяльник и др. Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те отвечают тем словом, какое ему дано.

—Ты кто? — Утюг.

—Что ты ел сегодня? — Телефон.

—Кто твой брат? — Мяч.

И так далее. Вопросы задаются разным детям. Кто засмеется, платит фант. В конце фанты разыгрываются.

«Как тебя зовут?»

ЦельАктивизировать умения задавать вопросы, отвечать на них.

Ход игры

Водящий задает первому игроку слово. Отвечать нужно быстро используя это слово, изменяя его. При ответе ни в коем случае нельзя смеяться. Другие игроки могут смеяться, а отвечающий игрок не должен даже улыбаться. Если же он ошибется или не выдержит и засмеется, то отдает фант и выходит из игры. Игра начинается со слов:

Кто ошибется, тот попадется!

Кто засмеется, тому плохо придется.

— Как тебя зовут? - Бантик.

— Как твоя фамилия? — Бантикова.

— Кто твоя подруга? – Бантик.

— Что ты любишь есть? – Бантик.

— Чем ты чистишь зубы? — Бантиком.

— На чем ты спишь? – на Бантике.

— Куда пойдешь гулять? – в Бантик.

— С кем пойдешь? – с Бантиком.

И так обыгрываются другие слова. После того как водящий со всеми поговорит, разыгрываются фанты. Выбывшие из игры выполняют шуточные задания и получают свои фанты.

«Садовник»

Цель. Закреплять умение внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь.

Ход игры

Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог.

— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне
надоели, кроме георгина, — сообщает водящий.

— Ой! — реагирует игрок, услышав название своего цветка.

— Влюблен! — отвечает «георгин».

— В кого? — удивляется садовник.

— В астру, — сообщает «георгин».

— Ой! — реагирует «астра», и игра повторяется.

Игрок, прозевавший свой ход, платит фант. За ходом игры следит водящий. Чтобы заметить невнимательность игроков, ему необходимо помнить, кому какой цветок он называл.

«Будь внимателен!»

Цель. Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Ход игры

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль». Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

— Я еду в гости.

— Я победила в конкрсе.

— У меня сегодня очень сильно болит голова.

— Я купила себе красивое платье.

— Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

«Игровые диалоги»

ЦельУчить детей импровизировать, сочиняя диалоги с опорой (или без опоры) на наглядность.

Ход игры

Педагог, исполняя роль домовенка Кузи, ведет с детьми диалог. Перед ними в определенной последовательности лежат предметы или картинки (шубка, шалаш, груша, шашки и т.п.).

— Кузя! Ку-зя!

— Аюшки.

— Мы хотим подарить тебе шубку.

— Спасибо за заботу. А шубка — это что такое?

— Одежда такая меховая, чтобы не мерзнуть в сильные морозы.

— Большое спасибо! Давайте ее, эту шубку. (Педагог указывает на ребенка, тот передает Кузе картинку.) Стоящая вещь! Мягкая. Буду на ней спать!

Диалог повторяется, видоизменяется, приобретает шутливый характер. Так, шалаш Кузя собирается носить, надевать, когда начнутся морозы, в груше он собирается спать, а шашки намерен съесть.



Предварительный просмотр:

Познавательно-эвристические беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема «Дневные звезды»

Цель: развитие умения рассуждать; обучение детей выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира с помощью эксперимента.  Обобщать и конкретизировать представления о том, что звезды светят постоянно.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Ход беседы

1.Отгадайте загадку:

              Рассыпались по овчинке

              Золотые песчинки,

              А когда рассвело,

              Их как ветром смело!  (звезды)

  1. Что такое звезды?  (Все звезды — огромные огненные шары.)
  2. Все ли звезды одинаковые? (Отличаются по цвету, размеру и температуре: температура у этих раскаленных шаров разная, поэтому и цвет у них разный. Самые горячие звезды — белые, чуть менее горячие — голубые, затем следуют желтые, а замыкают ряд — красные. Большие звезды называют гигантами, а маленькие – карликами).
  3. Как вы думаете, почему они кажутся маленькими, словно песчинки? (Звезды находятся от нас бесконечно далеко. Свет от далеких звезд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет).
  4. В какое время суток можно наблюдать звезды? (ночью)
  5. Куда же днем пропадают звезды?  (Они никуда не пропадают, но в ярких лучах нашего солнца мы их не видим). Давайте понаблюдаем за этим явлением.

Эксперимент «Дневные звезды» Содержание: пробейте дыроколом в картоне несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картоном, а в другую – фонарик. Включите фонарики с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

Итоги: дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другом стороны конверта, прямо на вас.

ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Тема «Мир вещей вокруг нас»

Цель: обучение умению выдвигать свои предположения, обосновывая их, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы об окружающих предметах; совершенствование процессов их исследования в зависимости от специфики; закрепление представлений о свойствах предметов, изготовленных из различных материалов.

Материал: образцы дерева, металла, камня, стекла, пластмассы, резины, бумаги; небольшие вещи из этих материалов.

Ход беседы

Вопросы:

— Нас окружает множество предметов, из чего они изготовлены? (Есть предметы, изготовленныеруками человека, есть предметы, сотворённые природой.)

— Из каких материалов изготавливает предметы человек? (Из дерева, пластмассы, стекла, металла, резины, бумаги и т.д.)

— Какими свойствами обладают различные материалы?

— Твёрдые или мягкие?

— Гладкие или шершавые?

— Тяжёлые или лёгкие?

— Прозрачные или нет?

— Притягиваются ли магнитом?

— Нагреваются ли в руках?

— Промокают ли в воде?

Педагог раздаёт образцы материалов. Дети обследуют их, рассказывают о свойствах и о том, что они могли бы изготовить из данного материала, будучи мастерами. Предлагается пофантазировать, придумать и рассказать о предмете, который можно применить в исследовании окружающего мира.

Тема «Мир звука»

Цель: развитие умения рассуждать; обучение детей выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать представления о таком физическом явлении, как «звук».

Материал: линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, спички, расчёска, рупор, слуховая труба, часы механические, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч.

Ход беседы

Вопросы:

— Что такое музыка? (Мелодия, напев, мотив, песня.)

— Что такое мелодия? Из чего она состоит? (Из звуков, нот.)

— Что такое звуки? О чём они нам сообщают? (Звуки сообщают о том, что происходит вокруг нас, даже если мы не видим источник звука. Например, разговор по телефону, шум дождя, гулавтомобиля.)

— Какие бывают звуки? (Музыкальные, бытовые и природные; высокие и низкие, громкие и тихие, короткие и длинные; звуки, издаваемые птицами и животными и т.д.)

— С помощью чего можно передавать звук? (Звук может «бежать» по воде, по металлу, по проводу.)

— С помощью чего мы слышим звук? (с помощью уха.)

— При помощи чего можно усилить звук? (Динамика, микрофона.)

— А если у нас нет таких предметов? (Рупора.)

Педагог предлагает воспитанникам извлечь звуки из имеющихся предметов. Дети проводят опыты с линейкой, проволокой.

Тема «Все работы хороши»

Цель. Развитие умения рассуждать; обучение детей выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать представления о профессиях.

Оборудование: Иллюстрации с изображением людей разных профессий: тех, кто делает предметы своими руками; тех, кто обслуживает людей; тех, кто помогает людям отдыхать; тех, кто трудится в деревне; тех, кто защищает Родину.

Ход беседы

  1. Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на этих картинках? (люди разных профессий)
  2. Чем занимались люди в древние времена? (Предположения детей)
  3.  Как вы думаете, какие профессии людей могли зародиться в те очень древние времена? Почему?  (Охотник, повар, портной, гончары, строители)
  4. Как вы думаете, какие новые профессии появились? (Водитель, механик, конструктор. Человек придумал транспорт.)
  5. Человеку всегда хотелось жить лучше. Ему надо было преодолевать большие расстояния. Какие профессии появились? Почему? (профессии, которые в первую очередь необходимы людям для жизни: строитель, повар, портной, врач.)
  6.  Какие профессии существуют с очень давних времен? (ответы детей)
  7. Какие профессии появились, когда стала развиваться техника, электричество? (Компьютерщик, программист, банкир, бизнесмен)
  8. Какие профессии появились в последнее время в нашей стране? Зачем они нужны людям? (ответы детей)
  9. А как вы думаете, какая профессия самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?  (Хлебороб, животновод, овощевод)
  10. Какая профессия самая важная? (все важны)
  11. Люди каких профессий что-то создают и относятся к созидательной группе профессий? (Модельер, портной, архитектор, строитель, и т.д.)
  12. А какие профессии призваны нас защищать и относятся к мужественным профессиям? (пожарные, военные, полицейские, космонавты)
  13. Люди каких профессий служат людям? (учитель, повар, врач и т.д.)
  14. Какие профессии, доставляют нам удовольствие, помогают нам отдыхать? (артисты, художники, музыканты и т.д.)
  15. А что же нужно будет делать, чтобы получить профессию и стать тем, кем вы хотите?  (учиться)

Педагог предлагает изготовить игру «Профессии» и подарить ее детям младшей группы.

Тема «Наши друзья — птицы»

Цель: формирование понятия «птицы», побуждение детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.

Материал: картины и фотографии с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, голубь, снегирь, волнистый попугай и т.д.).

Ход беседы

Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии и картины с изображением птиц, а затем организует беседу по следующим вопросам:

— Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц?

— Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья.)

— Какое значение имеет для птиц умение летать? — Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу.)

Педагог предлагает детям изготовить кормушки и вынести их на участок учреждения дошкольного образования, чтобы покормить птиц.

Литература:

1. Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе / С.И. Брызгалова. — Калининград, 1998.

2. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. — М.: ФОРУМ, 2009.

3. Гаибова, В.Е. Эвристическая беседа как один из типов дискуссии / В.Е. Гаибова // Педагогика. — 2008. — № 2.

4. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.И. Смолер. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012.



Предварительный просмотр:

Деловая игра «Семейный бюджет»

Цель игры – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит знакомство с понятиями «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономия».

Ход игры

Дети делятся на группы – «семьи» из пяти-семи человек, в которых распределяются роли папы, мамы, бабушки, дедушки, старших и младших детей, домашних животных. Все персонажи получают игровые элементы (костюмы, аксессуары), которые помогают определить роль участника.

Даётся проблема: распределить бюджет семьи так, чтобы хватило денег на все насущные потребности каждого из её членов.

Первый этап игры включает в себя определение общей суммы семейного бюджета. Дети высказывают свои точки зрения сначала в группах, затем обсуждают предполагаемую сумму бюджета все вместе. Участники деловой игры определяют, откуда берутся в семейном бюджете деньги, как каждый из них может поспособствовать экономии семейного бюджета. Каждый из участников предлагает свои идеи с точки зрения своего персонажа. Воспитатель помогает группам, направляя их в правильное русло решения проблемы, задавая наводящие вопросы.

Для определения покупок можно выдать детям карточки с разнообразными рисунками. Если дети затрудняются или ошибаются, воспитатель напоминает, из чего может состоять бюджет семьи, и помогает сосчитать средний бюджет, исходя из нормативов прожиточного минимума, социальных пособий, средних зарплат и пенсий, принятых в нашей стране.

На втором этапе игры дети распределяют бюджет по потребностям каждого «члена семьи».

Третий этап – подведение итогов и обсуждение решений по распределению семейного бюджета. В процессе озвучивания каждой группой решения игровой задачи воспитатель может записывать все высказывания на специальной доске или листе ватмана, чтобы затем озвучить итоги игры.

Ожидаемый результат игры:

  • дети знакомятся с основными финансовыми понятиями, основами финансовой политики нашей страны;
  • дети учатся правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания, адекватному их использованию и определению разумных границ своих потребностей;
  • участники игры находят взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, деньги, цена – с одной стороны, и экономность, потребности, доброта, великодушие – с другой;
  • в деловой игре у дошкольников развивается эмпатия, так как они смотрят на решение проблемы семейного бюджета с точки зрения разных членов семьи.

Деловая игра «День дублёра в детском саду»

Цель игры – знакомство с организацией работы детского сада, со сложностью и ответственностью труда работников дошкольного образовательного учреждения, формирование понимания общей включённости не только коллектива работников образовательного учреждения, но и детей, и родителей в работу детского сада.

1 этап игры: знакомство с участками работы и функциональными обязанностями работников детского сада.

2 этап игры: распределение ролей участников игры: воспитателя, помощника воспитателя, повара, музыкального работников, родителей. На каждую роль выбирается по 2-3 человека.

3 этап: участники игры с помощью взрослых – специалистов, которых они будут «дублировать», разрабатывают план действий на время их дублирования.

4 этап: участники игры в течение одного-двух часов выполняют свои ролевые обязанности. Это может быть проведение какого-либо мероприятия, занятия, прогулки в младших группах детского сада. Взрослые контролируют выполнение детьми своих ролей.

5 этап: участники игры вместе с теми, кого они дублировали, обсуждают процесс игры, достижения и ошибки. Дети вносят свои предложения по организации тех процессов, которые они осуществляли во время выполнения своих ролей.

Деловая игра «Какая она, школа?»

Цель игры – увидеть, какой видят школу будущие первоклассники, как относятся к поступлению в школу в их семьях; сформировать у дошкольников адекватное отношение к предстоящему обучению в школе.

Дети делятся на группы из пяти-семи человек, в которых распределяются роли родителей, детей и школьных педагогов. Все персонажи получают игровые элементы (костюмы, аксессуары), которые помогают определить роль участника.

1 этап – вступительный. Воспитатель даёт детям игровую задачу: определить, как относятся к их поступлению в школу они сами, члены их семей и школьные учителя.

2 этап: дети составляют рассказ на заданную тему. Для более фактурного изложения детям можно предложить нарисовать основные моменты своего рассказа и озвучить его, опираясь на нарисованные картинки.

3 этап: группы представляют свои рассказы. Обсуждение и коррекция представлений о будущей учёбе в школе.

В деловой игре вместе с дошкольниками и воспитателем должен принять участие и психолог дошкольного учреждения. Как итог игры можно провести экскурсию в школу.

Деловая игра «Быть хотим здоровыми»

Цель игры – формирование правильного отношения к своему здоровью.

Ход игры: Дети делятся на группы из пяти-семи человек. Каждой группе даётся задание определить факторы, от которых зависит наше здоровье, и разделить их на мешающие и помогающие человеку быть здоровым.

В игре можно использовать раздаточный материал – карточки с рисунками о здоровом образе жизни и о вредных привычках человека. В процессе игры дети могут нарисовать картинки о здоровом образе жизни. В группах выбираются так называемые спикеры – те, кто будет озвучивать групповой итог решения проблемы.

После того, как группы проведут обсуждение, выступают спикеры групп и проводится общее обсуждение решения проблемы.

Во время обсуждения воспитатель может прикреплять к магнитной доске картинки с изображением образа жизни или записывать на доске то, что говорят дети, для последующего подведения с дошкольниками итогов деловой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.

Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста

Креати́вность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие...

Консультация. Развитие креативного мышления у детей.

Креативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность - это творче...

Статья на тему развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста

Статья представляет собой обобщение идей и суждений известных педагогических деятелей и мой личный опыт педагога-практика. Материал данной статьи дает характеристику деятельности, направленной на умст...

Консультация для родителей:"Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста".

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста.Что такое креативность.Особенности креативного мышления.Формирование креативного мышления у ребёнка-дошкольника.Участие родителей в формирова...

Картотека игр по развитию креативного мышления у детей дошкольного возраста.

Картотека игр по развитию креативного мышления у детей дошкольного возраста....