План по самообразованию педагога Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа)

Зверева Лада Игоревна

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической помощи и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Нэбзый»

План по самообразованию педагога

Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Выполнила: Зверева Лада Игоревна

2022– 2023 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, зучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи в частности и всестороннего развития в целом дошкольников посредством сказкотерапии;
  • разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.
  • оформить в группе центр книги
  • взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы
  • способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма; снизить уровень тревожности и агрессивности у детей;
  • развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти        в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики: развитие всесторонней личности ребенка.

Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сейчас многие педагоги в своей   практике   сталкиваются   с   тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Так что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической помощи и др.

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций.
В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка. Персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение.
Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность.
Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.
  • чтение сказок детям педагогом; ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
  • инсценировка вместе с детьми отрывков из текста;
  • загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • раскрашивание черно-белых иллюстраций к сказкам;
  • имитация процесса чтения в эгоцентрической речи - это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
  • воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
  • сочинение собственных сказок на основе прочитанного взрослым текста;
  • рисование и лепка на основе прочитанных взрослым сказок;
  •         придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
  • придумывание вопросов героям текста;
  • проигрывание придуманного конца сказки.

Формы работы с родителями:

  • консультации, мастер-класс
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

  • усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
  • осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
  • понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
  • знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
  • сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
  • Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

  • Волю — сложное и многогранное качество личности.
  • Веру в себя — умение противостоять неудачам.
  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность — умение держать слово.
  • Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
  • Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
  • Доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь;

интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании
  • Презентация педагога по теме самообразования.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми в возрасте 5-6 лет.
  2. Взаимодействие с родителями. 3. Саморазвитие воспитателя.

Этапы работы:

I этап - теоретический:

  • определение темы
  • определение целей и задач
  • составление плана

  1. этап - подготовительный:

  • подбор материала, пособий
  • составление перспективного плана мероприятий
  • проведение предварительной работы с родителями

  1. этап - основной:

- реализация поставленных задач.

  1. этап - заключительный:

- подведение итогов.

План.

Сентябрь.

  1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Роль сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста».
  2. Консультации и папки - передвижки для родителей: «Сказки в жизни ребенка», «Чему учат сказки», «Сказкотерапия»

Октябрь.

  1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».
  2. Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей».
  3. Пополнение центра книги в группе новыми книгами с русскими народными сказками, терапевтическими сказками с иллюстрациями для чтения детям.

Ноябрь.

  1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
  2. Методические приёмы: работа по книге О.А. Шороховой «Играем в сказку»

Декабрь.

  1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».
  2. В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий «Как организовать чтение ребенка в домашних условиях».

Январь.

  1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».
  2. Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека».
  3. Сказкотерапевтическая игра "Чудесные пироги"

 Февраль.

  1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».
  2. Беседа «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.
  3. Сказкотерапевтическая игра "Глина и скульптор"

Март.

  1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».
  2. Беседа «Сказкотерапия детских проблем».
  3. Сказкотерапевтическая игра "Моя ладонь".

Апрель.

1.Изучение темы «Сказкотерапия - одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

2. Сказкотерапевтическая игра "Групповая скульптура"

Май.

1.Самоанализ плана по самообразованию.

Список литературы:

  1. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
  2. Иванова И.Э: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.
  1. Ильин И.: «Духовный мир сказки». Просвещение 2001г.
  2. Руденко А.В. «Игры и сказки, которые лечат»
  3. Ткач Р.М «Сказкотерапия детских проблем»
  4. Шорохова О.А «Играем в сказку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии  для...

План по самообразованию Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии  для...

Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, забот...