Этюды на выразительность жеста
материал (средняя группа)

Дерзова Ирина Викторовна

Жесты – бывают условными, указывающими, подчёркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребёнка. Отрицательные эмоции съёживают его фигуру, положительные – наоборот, распрямляют плечи, поднимают голову, делают движения свободными, раскованными и выразительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etyudy_na_vyrazitelnost_zhesta.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Этюды на выразительность жеста

«Игра с камушками»

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

«Дружная семья»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьёт или вяжет и т. п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

 «Возьми и передай!»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу из рук в руки какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

                                                      «Игра в снежки»

Зима. Дети играют в снежки.

Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

«Сколько звуков?»

Ведущий несколько раз стучит карандашом по столу. Ребёнок должен показать на пальцах, сколько звуков.

«Это я! Это моё!»

Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, потому что она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?» и т. п. Мальчик отвечает выразительным жестом: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь.

 

«Вот он какой!»

 Ребёнок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчётливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заострённый, крупный, круглый, мелкий, четырёхугольный, длинный, короткий.

«Не покажу!»

Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечных зайчиков. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав зеркальце ладонями к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!»

«Я не знаю!»

Мальчика незнайку о чём-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками; «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».

Выразительные движения: брови приподняты, уголки рта опущены, плечи на миг приподнимаются, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

«Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «Идут вверх».

«Отдай!»

Ребёнок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения: руки протянуты вперёд ладонями кверху.

 «Иди ко мне»

Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты навстречу малышу.

«Уходи!»

Ребёнок отталкивает обидчика.

Выразительные движения: кисти рук расположены вертикально ладонями наружу.

«До свидания!»

От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

«Заколдованный ребёнок»

Ребёнка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

Этюды на выражение удивления

«Удивление»

Мальчик очень удивлён: он видел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, а из чемодана выпрыгнула собака!

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

 «Круглые глаза»

Однажды первоклассник подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шёл из школы, зашёл в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок». Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

Этюд на отображение

отрицательных черт характера

«Упрямый мальчик»

Уже вечер. Пора идти ужинать и ложиться спать. Мама берёт мальчика за руку, чтобы отвести его домой, а он упирается, вырывает руку да ещё топает ногой: «Не хочу! Не пойду!»

«Злюка»

Ребёнок изображает злюку. Он сидит на стуле, смотрит на каждого присутствующего со злостью и недовольством.

Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена.

«Робкий ребёнок»

Ребёнок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот его обидят.

Выразительные движения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голова опущена.

«Эгоист»

Мама приносит к чаю три пирожных. Мальчик берёт себе одно пирожное и показывает на два других: «А эти я съем вечером». Мама огорчена: «Мой сын эгоист».

«Жадный пёс»

Ведущий читает стихотворение

Жадный пёс

Дров принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк,

 

Спрятал в уголок.

И съел сам –

Гам-гам-гам!

В Квитко

Затем один ребёнок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.

«Наглец»

Мальчик садится на скамейку под окнами и громко играет на гармошке.

Из подъезда выходит женщина и просит мальчика перейти на другое место:

- Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка!

- А мне –то что! – говорит сквозь зубы мальчик и играет ещё громче.

«Ябедник»

Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает себе все карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его. Мальчик, плача, бежит к своей маме (воспитателю) и говорит, что его обидели.

«Притвора»

Мальчики играют в пятнашки, они догоняют и пятнают друг друга. Неожиданно один из мальчиков падает и не поднимается. Мальчики подходят к нему, осматривают ногу, усаживают его на скамью. Внезапно мальчик отталкивает товарища, вскакивает, пятнает ближайшего и бежит. Товарищи пытаются его поймать, но он спасается бегством.

 

«Вова – растеряша»

Ведущий читает стихотворение, делая паузы после каждого вопроса.

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли её в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ёжик утащил?

Может, плюшевый медведь

Захотел её надеть?

Стал рубашку примерять –

Взял и сунул под кровать.

Вова – растеряшка

Вот твоя рубашка!

Л. Барбас.

Ребёнок, исполняющий роль Вовы во время этих пауз всем своим видом как бы говорит: «Я не знаю»

 

«Кривлялка»

Когда кто-нибудь чужой входит в комнату, мальчик начинает гримасничать и кривляться, совсем как паяц из кукольного театра. Ему хочется, чтобы новый человек смотрел только на него одного.

Этюды на выражение

внимания, интереса, сосредоточения

«Собака принюхивается»

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряжённой позе. Морда у неё вытягивается вперёд, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

«Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонен вперёд.

«Что там происходит?»

Дети стоят в тесном кружке и что-то рассматривают, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них останавливается девочка. «Что там происходит?» - думает она, но ближе подойти не решается.

Выразительная поза: голова повёрнута в сторону происходящего, взгляд пристальный, одна нога выдвинута вперёд и вес тела перенесён на неё, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

«Кузнечик»

Девочка гуляет в саду и вдруг видит большого зелёного кузнечика. Она подкрадывается к нему, протягивает руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, взгляд пристальный, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на цыпочках.

«Любопытный»

По улице идёт мужчина и несёт в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирает. Мальчику очень хочется узнать, что лежит в сумке. Мужчина идёт большими шагами и не замечает мальчика. А мальчик прямо-таки вьётся около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашёл в телефонную будку. Мальчик присаживается на корточки около сумки, слегка приоткрывает молнию и заглядывает внутрь сумки. Там лежат всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно машет рукой, встаёт и не спеша идёт к своему дому.

«Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Выразительная поза: ребёнок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

Этюды на выражение страха

«Гроза»

За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии, грозно гремит гром. Ребёнок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. ыразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко распахнуты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

«Ночные звуки»

Утёнок убежал с птичьего двора. Ночь застаёт его в лесу. Идёт дождь, завывает ветер. Деревья громко скрипят и гнуться под напором ветра почти до земли, а утёнку кажется, что его хватают большие тёмные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утёнок думает, что это кто-то кричит от боли. Мечется утёнок по лесу, пока не находит себе местечко в маленькой пещерке (под столом), где можно спрятаться. Он собирается в комочек и дрожит.

Выразительные движения: дети изображают деревья, пеньки, коряги. Дети издают громкие, пугающие звуки. Ребёнок-утёнок изображает движения согласно тексту, показывая страх

«Собака лает и хватает за пятку»

Ребёнок гуляет. Мимо него на поводке идёт собака. Она лает на ребёнка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребёнок сжимается от страха.

«Лисёнок боится»

Лисёнок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жесты как важное средство выразительности

Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, прих...

Мастер-класс для воспитателей «Игры на выразительность жестов (движений и мимики) детей дошкольного возраста»

Цель: актуализировать знания воспитателей о невербальных средствах общения в имузыкально-игровой деятельности дошкольников....

Этюды на выразительность жеста

Картотека этюдов на выразительность жеста, позволит воспитанникам расслабится....

Игротека: этюды на выразительность жеста

Игротека: этюды ( с примерами) на выразительность жеста...

Этюды на выразительность жеста для детей 3-4 лет

презентация для родителей 2 млд.гр....

ИГРЫ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТОВ (ДВИЖЕНИЙ И МИМИКИ) ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры, направленные на выразительность жестов (мимики и движений) детей раннего дошкольного возраста....