Выступление на педагогическом совете на тему: "Актуальность проблемы патриотического воспитания в ДОУ"
методическая разработка

Ларионова Ольга Владимировна

Конспект разработан с учетом актуальности данного направления в дошкольной педагогике. Педсовет проводится в виде командной игры, участвуют 2 команды педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР - детский сад «Пчёлка»

Козловского района Чувашской Республики

Конспект выступления на педагогическом совете

«Актуальность проблемы патриотического воспитания в ДОУ»

                                                                                                            Подготовила и провела:

                                                                                                                воспитатель первой кв.кат.

                                                                                                                Ларионова О. В.

г. Козловка, 2022 г.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и др. Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам С. Михалкова, только то кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины и неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств –доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал: что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине? Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: можно ли определить размер тех благ, достаточный для того чтобы человек начал любить свою Родину? (Все люди разные, кто-то довольствуется малым, а кому-то сколько не дай все мало. Если мы не научим ребенка любить Родину, кому тогда она будет нужна? Кто будет радоваться ее победам, и болеть ее горестям? В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, составленной согласно ФГОС ДО, уделено большое внимание воспитанию у ребенка таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Предложение педагогам разделиться на 2 команды.

Задание для первой команды:

Какие задачи включаются при работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задание для второй команды:

Через какие формы охватывается система патриотического воспитания во всех уровнях воспитательной деятельности:

- создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал).

Задание для первой команды:

Какие средства относятся к патриотическому воспитанию?

- устное народное творчество,

- декоративно-прикладное искусство,

- музыка,

- художественная литература;

- игра, самостоятельная игровая деятельность.

Задание для второй команды:

Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:
- комплексный подход;

- знание педагогом истории и культуры своего народа;

- правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

- тематическое построение материалов;

- совместная работа детского сада и семьи.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР - детский сад «Пчёлка»

Козловского района Чувашской Республики

Конспект выступления на педагогическом совете

«Организация трудовой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Цели и задачи образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

Подготовила и провела:

воспитатель высш. кв.кат.

Ларионова О. В.

                                      Дата: 27.02.2020 г.

г. Козловка, 2020 г.

Слайд 1. Тема моего выступления «Организация трудовой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Когда на свет ребенок появился,

Событие, но здесь важней всего,

Что человек, конечно, не родился,

А родилась надежда на него.

Когда он уступал дорогу старшим,

Поддерживал больных и стариков,

Он находился все еще на марше-

До человека было далеко.

Когда влетал в квартиру, как на крыльях,

Неся с собой из школы аттестат,

Им сделаны какие-то усилия,

Но человеком он еще не стал.

И лишь когда с упорством и терпением

Себя к труду привяжет он навек,

Его поздравить можно с днем рождения,

Родился настоящий человек.

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого, дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников.

Слайд 2.В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков, а также стремление обучаться труду.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

         В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Слайд 3.В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского  развития;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов  возрасту и особенностям  развития);
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Слайд 4.

Виды   труда в ДОУ:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно - бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Слайд 5.

Компоненты трудовой деятельности:

  • Мотив  - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.
  • Цель - это то, к чему надо стремиться.
  • Трудовые действия – это то,  при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
  •  Планирование  - это умение предвидеть предстоящую работу.
  • Результат -  это показатель завершения работы,  фактор,  помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Слайд 6.На следующем слайде вы можете видеть задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам.

Слайд 7.Примерная сетка совместной образовательной деятельности и в процессе режимных моментов по возрастным группам представлена на слайде.

Итак, рассмотрим каждый вид труда в ДОУ:

Слайд 8.

Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Слайд 9.Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания.

Слайд 10.Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Слайд 11.Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда.

Слайд 12.Труд в природе  - в уголке природы, в цветнике, на огороде.

Слайд 13.Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе.

Слайд 14.Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней. Так как обучение ручному труду начинается только со старшей группы фото на слайде общего содержания.

Слайд 15.Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда.

Слайд 16.Санитарно-эпидемиологические требования к  организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.СанПиН 2.4.1.2660-10 гласит:

 7.6 На подоконниках в групповых не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, а так же цветы, превышающие высоту 15 см (от подоконника).

12.22  Общественно-полезный труд детей  старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.

Слайд 17.Немаловажную роль в организации трудовой деятельности в ДОУ играет предметно-развивающая среда.

Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:

  • обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  •  соответствовать возрастным возможностям детей и  стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить  педагогическую ценность игрушек и игровых материалов.

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

Слайд 18.Необходимые условия для успешного формирования позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества:

  • Помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;
  • Развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей. 

Слайд 19.

Всем спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом Совете «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Выступление на педагогическом совете Роль народных игр в нравственном воспитании дошкольников.

Для того, чтобы именно пробудить любовь к Родине, а не привязать, необходимо знакомить детей с многообразием культурных традиций и особенностей нашей родины, познакомить с народными праздник...

Выступление на педагогическом совете "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников."

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.    "Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться". К Д. Ушинский...

Выступление на педагогическом совете "Музейная педагогика как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Посещение музея  - событие в жизни ребенка.  Музей является тем художественным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах ...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Тема: «Роль художественного слова в воспитании старших дошкольников»

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...