Народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
статья

Озгюн Юлия Александровна

Статья для педагогов о роли народной игрушки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_ns.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Каждый народ сохраняет себя и свою культуру благодаря естественно складывающейся на протяжении веков системе воспитания.  Народная педагогика вобрала в себя многие ценности нравственного сознания, выработанные в процессе реальных взаимоотношений между людьми в обществе, и оказалась важнейшим средством формирования и закрепления нравственных чувств, привычек и норм, определяющих поведение людей. Именно через народные традиции каждое новое поколение усваивает опыт старших, образ морали и эстетические предпочтения, стереотипы поведения.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека. Таким образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует поступать в жизни. И речь идет о народных, национальных игрушках.  Народная игрушка воспитывает и формирует сознание детей. Играя или общаясь с народными  игрушками, ребенок приобщается к культурному опыту сотворившего ее народа. Он узнает об облике, костюмах, орнаменте, обычаях и традициях своего этноса. Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев).

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Влияние народной игрушки на развитие и воспитание дошкольников. Игрушка  способствует развитию у детей эстетического восприятия. Может быть использована в процессе трудового воспитания дошкольников - последовательно и настойчиво подводит детей к пониманию того, что творчество – это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд. Также народная игрушка способствует умственному развитию дошкольников.

Обследование игрушки осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм. Народная игрушка содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений.

Народная игрушка служит одним из средств приобщения детей к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей. Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально-культурной информации.

Следует помнить, что именно народная игрушка традиционно выступала в качестве инструмента сохранения культурного наследия, и именно в качестве воплощения духовного опыта народа она возвращается в педагогический процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народная игрушка ,как средство формирования гражданственности у детей дошкольного возраста"

Данная статья направлена на усиление внимания педагогов к выбору народной игрушки при взаимодействии с детьми дошкольного возраста. Народная игрушка лучше всего поможет ребенку ощутить причасность к к...

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...

Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Сов...

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовно - нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его ...

Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

Мини - музей "В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

МИНИ- МУЗЕЙ"В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.Место создания мини - музея: МДБОУ «Детский сад № 4»Автор мини - м...