Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида

№23 «Солнышко»

ул. Набережная 24,г.Зеленогорск

Красноярский край, 663690, телефон: (391-69) 2-68-89

E-mail: mbdou23zgr@yandex.ru

Принято:                                                                Утверждаю:                  

ППк  МБДОУ д\с №23                                         Заведующий МБДОУ №23

                                                                                                          __________                                                                    протокол №  ___ приказ №_______

от «    » _________2021г.                                     от «    » _______________2021г      

Адаптированная образовательная

программа дошкольного образования ребенка

с нарушением опорно-двигательного аппарата

                                   (сентябрь 2021– май 2022)

Согласованно:

(подпись родителей,

законных представителей)_______________            _________________

(расшифровка)

Авторы:

Инструктор ФК: Ковалева Н.В.

Инструктор ЛФК: Григорчук Н.А.

Воспитатели: Тихонова Н.А., Шалаева Л.М.

г. Зеленогорск, 2021г

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Характеристики, значимые для разработки и реализации а Программы

1.1.2.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.3.

Принципы и подходы к формированию  Программы

1.2.

Планируемые результаты освоения  Программы

1.3.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, по 5 образовательным областям

5

7

2.2.

Взаимодействие взрослых с детьми

2.3.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с НОДА

2.4.

Программа коррекционной работы с детьми НОДА

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

8

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3.

Кадровые условия реализации Программы

3.4.

Финансовое обеспечение Программы

3.5.

Материально-техническое обеспечение Программы

3.6

Планирование образовательной деятельности

3.7.

Режим дня и распорядок

3.8

Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы на 2020 - 2021 учебный год

Приложение 1:Таблица «Мониторинг уровня сформированности навыков воспитанников по образовательным областям».

9


1.     Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка АОП

Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя ребёнка:

Дата рождения:

Возрастная группа: средняя

Группа, которую посещает:  компенсирующая 2 средняя

Ф.И.О родителей:

Сведения о Программе

Адаптированная образовательная программа                                разработана в соответствии с основными законодательными и нормативными документами, с учетом  АООП ДОУ для детей с НОДА д\с 23. Это программа психолого-педагогической поддержки, развития личности ребенка дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

АОП реализуется с учетом рекомендаций ПМПК города Зеленогорска.

Срок реализации АОП: 1 учебный год.

Заключение и рекомендации территориальной ПМПК

г. Зеленогорска  от 28.09.2018 г. № 2.

1.1.1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

 Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития ребенка (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка).

Психолого-педагогическая характеристика

Девочка активная, подвижная, общительная, к другим детям проявляет интерес. Отношение детей к             положительное. Дети принимают ее в игру. С удовольствием участвует в подвижных играх, сюжетно-ролевых играх, может развивать сюжет. В группу идет с желанием. В ДОУ выполняет правила. Обращается к взрослым с просьбой или за помощью. С удовольствием принимает участие в любом предлагаемом взрослым виде деятельности.

Физическое развитие. Развитие физических качеств и формирование основных видов движений соответствует возрастной норме. Мышцы разгибатели спины слабые, удерживает правильное положение тела непродолжительное время, затем сутулится. Ходит, опираясь на внутреннюю поверхность стопы.  Общая и мелкая моторика развиты по возрасту.

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Художественно-эстетическое развитие; 

Игровая деятельность; КГН: соответствуют возрастной норме

1.1.2 Цели и задачи АОП:

Цель: Создание системы комплексной помощи ребенку с нарушением

опорно – двигательного аппарата, коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния, повышение защитных сил организма,  его адаптивных возможностей, развитие жизненной компетентности, интеграция в среду  сверстников в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

 Общие задачи соответствуют задачам АООП НОДА МБДОУ № 23.

Коррекционные задачи:

  1. Обеспечить оптимальный двигательный режим;
  2. Формировать устойчивость к простудным заболеваниям: укреплять дыхательную и СС системы организма;
  3. Коррекция правильного положения спины и закрепления его:

-укреплять мышцы разгибатели спины, растягивать мышцы антагонисты;

-учить понимать  правильное положение спины в разных исходных положениях;

-укреплять мышцы живота, формировать «мышечный корсет»;

4.  Исправление деформации стоп:

- ношение ортопедической обуви для достижения правильной постановки стопы и закрепления его;

- укреплять  внутренние и расслаблять внешние мышцы стопы, укреплять мышцы голени;

-  способствовать увеличению  свода стопы.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Данный раздел соответствует одноименному разделу АООП НОДА.

1.2.  Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений

Образовательные области:

Физическое развитие

Ребенок:

  • Понимает, что правильная осанка это красиво и полезно;
  • Понимает, для чего выполняет специальные упражнения на спину и стопы;
  • Самостоятельно выполняет коррекционные упражнения по показу или названию упражнения;
  • Держит спину правильно стоя и сидя у опоры

  Родители

  • информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка;  
  • информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

по Программе

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности 3 раза в год.

Мониторинг детского развития в соответствии с результатами фиксируется в диагностических листах и в индивидуальной карте развития ребенка (Приложение 1).

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с НОДА, представленными в пяти образовательных областях

 

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

Задачи (педагоги)

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникатив-

ное развитие

Художественно

- эстетическое развитие

Физическое развитие

Инструктор по ФИЗО

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: ценностей здорового образа жизни, относящихся к общей культуре личности;

 развивать речевую активность, закрепляя названия движений, пространственных отношений, характеристик объектов и т.д.

развивать способность организовывать  совместную с детьми игровую и двигательную деятельность. Поощрять инициативу и самостоятельность в игровой деятельности.

совершенствовать выразительность движений: понимать и выражать в движении радость, удивление, огорчение, выполнять движения под музыку, стремясь удерживать спину в правильном положении.

формировать компенсаторные навыки позволяющие удерживать спину и стопы в правильном положении;

адаптировать запрещенные для ребенка движения с учетом сотояния здоровья.

Инструктора ЛФК

Воспитывать навык правильной осанки.

Знать и называть названия упражнений.

Умение действовать в коллективе и самостоятельно пользоваться оборудованием

Выполнять упражнения под музыку

Развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц спины, укреплять мышечный корсет, стабилизировать сколиотический процесс.

Воспитатели

Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать речевое дыхание.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно, не напрягаясь.

Развивать мелкую моторику кистей рук.

Контролируют правильную постановку стоп и  спины ребенка;

Не допускает долгого статичного положения.

Родители

обеспечение ребенка ортопедической обувью или стельками;

поддержание оптимального двигательного режима;

контроль за  правильной осанкой;

Содержание педагогического сопровождения ребенка (исходя из заключения ПМПК и индивидуальных потребностей).

Особые образовательные потребности ребенка

Способы, средства, формы, методы образовательной

 деятельности специалистов

с ребенком

Слабые мышцы

 стоп, устает от статичных поз,

положений. Необходим учет состояния работоспособности ребенка во время

 групповых и индивидуальных заданий.

Нуждается в контроле за правильным

положение спины, стоп.  

 

Частая смена деятельности:

исключить долгие статические

положения, например, долго сидеть на

 стуле и т.д.);

  занятия в исходном положении, лежа,

сидя, стоя в упоре на коленях;

Регулярный двигательный режим в чередовании с отдыхом;

задания в игровой форме, игры с индивидуальным домиком чередуются с

упражнениями на дыхание и

расслабление;

тренировки перед зеркалом -

 самоконтроль и взаимоконтроль –

занятия у стены с детьми;

занятия с предметами, ходьба

ба по сенсорным дорожкам, массаж

 стоп, спины (дети друг другу);

игры с правилами.

2..2. Взаимодействие взрослых с детьми

Данный раздел соответствует одноименному разделу АООП НОДА д\с №23.

Специальные условия организации образовательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты

сопровождения

Форма занятий

Продолжительность и частота

Инструктор ЛФК

подгрупповая

1 раз в неделю по 20 минут.

Инструктор по физической культуре

групповая

3 раза в неделю (2 зал и 1 бассейн) по 20 минут.

2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с НОДА

Данный раздел соответствует одноименному разделу АООП НОДА

№23.

2.4. Программа коррекционной работы с детьми НОДА

Коррекционная работа инструктора по физической культуре

направления

Содержание

Коррекционная

направленность в работе        по формированию начальных представлений о ЗОЖ

знакомить ребенка на доступном восприятию уровне с условиями, необходимыми для нормального роста тела, позвоночника и правильной осанки, и средствами физического развития и предупреждения его нарушений (занятия на различном игровом оборудовании – для ног, рук, туловища);

привлекать родителей к организации двигательной активности детей, к закреплению у детей представлений и практического опыта по основам ЗОЖ

формирование правильной осанки

 упражнения, направленные на регуляцию тонуса мускулатуры, развивая  самостоятельный контроль за работой различных мышечных групп на основе контрастных ощущений;

Формирование свода стопы

 специальные игры и упражнения, стимулирующие формирование пяточно-пальцевого переката (ходьба по следам, разной поверхности – песку, мату; захват ступнями, пальцами ног предметов);

 игровые и  закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы, сухие бассейны и пр.

Укрепление ССС и ДС организма

развивать правильное физиологическое дыхание: навыки глубокого, ритмического дыхания с углубленным, но спокойным выдохом; правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;

упражнения на дыхание;

Коррекционная работа воспитателя

В течение дня и НОД следить за осанкой ребенка, проводить пальчиковую и артикуляционную гимнастику, физминутки, динамическую гимнастику, закаливающие процедуры. Частая смена деятельности. Регулярный двигательный режим в чередовании с отдыхом. Ходьба по сенсорным дорожкам.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

(для обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений).

Данный раздел соответствует одноименному разделу АООП НОД


Приложение 1:  «Мониторинг уровня формирования навыков

 по образовательным областям».

ОО

Начало

года

Середина

 года

Динамика

 развития

Конец года

Динамика

 Развития

Физическое

развитие

Речевое

развитие

Познавательное развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

Эстетическое

Развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ТНР

Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка 5-ти лет и до школы. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного об...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ТНР

Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка 5-ти лет и до школы. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образова...