Проект «Развитие билингвального образования и воспитания посредством организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
проект
Проект одержал победу в республиканском гранте "Лучший билингвальный детский сад 2022"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bilingvalka_proekt_aygul.docx | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад №2 «Айгуль» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Проект
«Развитие билингвального образования и воспитания посредством организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
Подготовили: заведующий - Камалиева Л.И.,
старший воспитатель - Хабибуллина А.А.,
учитель – логопед – Маева О.Н.,
воспитатель по обучению детей татарскому языку - Фадеева А.А.
с.Пестрецы 2022 г.
Актуальность проекта.
Билингвальное дошкольное образование — это целенаправленный комплексный процесс обучения, развития, познания и воспитания личности дошкольников посредством обучения родного языка; это передача культуры, направленная на преобразование дошкольника в процессе овладения им родным языком. Важным ориентиром дошкольного образования
является формирование будущего человека как индивидуальности, развитие его духовных сил, способностей, возвышение потребностей.
Теорией и практикой образовательной деятельности доказано, что изучение языков в раннем детстве полезно и эффективно. Безусловно, это наилучшее время для начала обучения языка, поскольку является активным сензитивным периодом в жизни подрастающего человека. Дети дошкольного возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. Билингвальное образование развивает умственные способности ребёнка и благотворно сказывается на его эмоциональном и нравственном совершенствовании, развитии внимания, памяти, воображения и образного мышления. Более того, развивает любознательность и познавательную мотивацию, формирует индивидуальные интересы детей и развивает их творческую активность и общекоммуникативные способности. Дети изучают культуру Народов Поволжья, как средство приобщения к другой культуре. Это значит, что обучение родному языку приобретает поликультурный характер. В связи с этим вот уже 4 года наш детский сад ведет работу по проекту «Развитие билингвального образования и воспитания посредством организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении». Использование метода проектов в образовательном процессе поддерживает познавательную детскую инициативу в условиях детского сада и семьи, способствует изучению родного и татарского языка в повседневной жизни. Ведь в связи с процессами глобализации и интеграции в условиях поликультурного общества, особое значение приобретает умение понимать других и толерантно относиться к культурному, в том числе языковому, многообразию современного мира. Раннее знакомство со вторым языком и отраженной в нем культурой рассматриваются как «инвестиция» в дальнейшее благополучие ребенка. Благодаря проектной деятельности мы реализуем личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию дошкольников.
Проблема
Исторически сложилось так, что в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия. В связи с данностью факта о том, что необходимо знать хорошо родной и татарский язык, ведь не в каждой семье могут обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре, языку. Существующая проблема заставляет родителей искать те учреждения образования, где в полной мере могли бы удовлетворить их социальный заказ на образовательные услуги. Кроме того, Закон «Об образовании в РФ» рекомендует создание целостной образовательной системы, обеспечивающей развитие ребенка в пределах единого социокультурного и образовательного пространства. Сложившаяся ситуация подсказывает, что необходимо создать такую языковую среду в детском саду, которая бы с позиции научности, компетентности могла обеспечить систему национального образования детей через интеграцию всех взаимосвязей детского сада.
Билингвальное образование детей в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас в ДОУ созданы все условия для успешного усвоения детьми двух государственных языков. Педагогические работники детского сада совместно проводят работу по приобщению детей дошкольного возраста к языку в игровой форме, с применением проектного метода. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теория, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов, проектов разной направленности. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. Практическая деятельность показывает большую популярность проводимой работы среди родителей, так как их дети без ущерба для здоровья, без интеллектуальных перегрузок изучают родной и татарский язык. Однако, на наш взгляд, на сегодняшний день имеется необходимость в осмыслении сущности и создании модели дошкольного образовательного учреждения с билингвальным компонентом образования с целью развития ребенка в условиях тесного взаимодействия с культурой народов-соседей и мировой культурой, овладения вторым языком.
Описание проекта.
Данный Проект представляет собой развивающий обновленческий этап реализации билингвального развития ДОУ. Ведь с 2018-2020 г.г. поставленные задачи реализовались частично, так как наш МБДОУ Пестречинский детский сад №2 «Айгуль» в 2019 году не выиграл Грант в республиканском конкурсе «Лучший билингвальный детский сад». Поэтому возникла необходимость разработки дополнительных мини - проектов и проекта в целом, с целью развития билингвального образования и воспитания, как документа, более конкретно отражающего план действий ДОУ по реализации этнокультурного – регионально составляющего воспитания и обучения.
Проект развития билингвального компонента воспитания и образования (далее – Проект) – нормативная модель совместной деятельности всех участников образовательного процесса, определяющая исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Проект разработан на период с 2020 по 2022 годы, где отражены тенденции развития билингвального компонента воспитания и образования ДОУ, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы участников воспитательно-образовательного пространства, представлены мероприятия содержания и организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создание и реализация модели дошкольного образовательного учреждения с билингвальным компонентом образования,
как педагогической системы, способствующей повышению качества образовательного процесса.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
♣ Создать условия для активизации инновационной деятельности образовательной организации.
♣ Создать условия развития ребенка, использование мультисредовой игровой интеракции и билингвальных сюжетно-ситуативных приёмов сотворчества, открывающих возможности для его позитивной
социализации, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе,его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
♣ Достичь модернизации содержания воспитательно-образовательной и
организационно-педагогической деятельности в дошкольном
образовательном учреждении.
♣ Обогатить содержание развивающей предметно – пространственной
среды в условиях функционирования проектного метода.
♣ Обобщить и систематизировать современные методики и технологии,
направленные на билингвальное образование детей.
♣Продолжать внедрять в практику работы с детьми проектную деятельность по билингвальному образованию.
Ожидаемые результаты проекта.
*Овладение детьми-билингвами, в рамках возрастных норм татарским языком, как вторым родным (развитие умений слушания, понимания, говорения, при сохранении своего языка).
*Успешная социальная адаптация детей - билингвов, благодаря тесному взаимодействию всех специалистов ДОУ (старший воспитатель, воспитатели, воспитатель по обучению детей татарскому языку, учитель–логопед, музыкальный руководитель) с родителями (законными представителями) воспитанников;
*Пополнение знаний детей - билингвов о национальной культуре Народов Поволжья (быт, обычаи, традиции, национальный костюм, народные праздники, фольклор) развитие любознательности, кругозора посредством организации проектной деятельности, досугов, экскурсий;
*Социализация детей ДОУ через знакомство с культурами народов Поволжья. Формирование у них знаний о разных национальных культурах и этносах (костюм, фольклор, национальные игры, праздники, блюда) малой родины детей - билингвов, в том числе посредством проектной деятельности и музейной педагогики;
*Формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, развитию речи и словаря, овладению богатством языка и раскрытию неповторимой индивидуальности в процессе взаимодействия педагога с воспитанником.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап - подготовка дошкольного учреждения к инновационной деятельности. Сроки январь – август 2020 года
*Разработка нормативно-правовых документов по реализации модели детского сада билингвальных образовательных практик;
*Создание предметно-пространственной среды билингвального вида, укрепление и насыщение материально- технической базы;
*Разработка и определение оптимальной модели организации воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающей реализацию различных видов детской деятельности в ходе реализации программы проекта;
*Методическое обеспечение внедрения проектного метода.
2 этап - внедрение и реализация проекта.
Сроки сентябрь 2020- август 2021 года
*Реализация проектов;
*Разработка системы мониторинга по отслеживанию результатов работы по развитию билингвального обучения;
*Разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам билингвального обучения;
*Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.
3 этап - анализ и оценка результативности реализация проекта.
Сроки: 2021 - 2022 год
*Оценка эффективности реализации проекта;
*Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
*Выработка стратегии дальнейшего развития МБДОУ Пестречинский детский сад №2 «Айгуль»;
*Осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками проекта.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Имеющиеся ресурсы, актуальные для | Дополнительные ресурсы необходимые для |
Кадровое обеспечение | |
В штате ДОУработают 13 педагогов: 1 - старший воспитатель, 1 – музыкальный руководитель, 1 – учитель – логопед, 1 – воспитатель по обучению детей татарскому языку, 9 – воспитателей. Из общего числа педагогов 10 владеют татарским языком. 3 прошли обучение по программе «Ана теле». Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по программе «Билингвальное образование дошкольников в условиях билингвального окружения» в 2017 году. | Программы курсов повышения квалификации по билингвальному образованию |
Научно –методическое обеспечение проекта | |
Инновационный проект Лэпбуки, ковробуки, дидактические игры, мини – проекты. | Обеспечение оснащённости ДОО в соответствии |
Материально -техническое обеспечение | |
Кабинет татарского языка УМК для детей 4-5 лет “Татарча сөйләшәбез” (Говорим по- татарски), Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р. С; УМК для детей 5-6 лет “Татарча сөйләшәбез” (Говорим по- татарски), Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р. С; УМК для детей 6-7 лет “Татарча сөйләшәбез” (Говорим по- татарски), Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р. С. Региональная образовательная программа дошкольного образования “Соенеч” – “Радость познания”, Шаехова Р.К. Кабинет учителя - логопеда | Компьютеры Мебель |
Финансово-экономическое обеспечение проекта | |
Создание билингвальной предметно- | внебюджетное финансирование, спонсорская |
Сотрудничество с родителями
Основная цель сотрудничества: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи сотрудничества:
- устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для билингвального воспитания и образования детей;
- повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в области билингвального образования; поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях.
- создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и сотрудничества, приобщать родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Система работы с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на билингвальное воспитание и образование ребенка;
- участие в составлении планов культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета, проектной деятельности;
- пропаганда дошкольного воспитания в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам билингвального воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности.
Календарный план проекта
Мероприятия | Ожидаемые результаты | |
Организационная воспитательно – образовательная деятельность | ||
Разработка и определение оптимальной модели организации воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающей | Новые формы и методы | |
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТОВ | ||
Речевой проект «Мнемотехника, как средство обучения детей родному языку» | Расширение словарного запаса и знаний об окружающем мире, формирование умений пересказывать тексты на родном языке. | |
Познавательный проект «Интерактивная игра в образовательной деятельности по обучению детей родному языку» | Проведение мероприятий на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка), способствование повышению качества образования. | |
Музыкальный проект «Культура народов Поволжья в песнях и танцах» | Формирование у детей представления о богатой народной культуре Поволжья, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Республику Татарстан. | |
Проект «Сандугачтай моңлы Тукай теле». | Проявление творческих способностей детей и педагогов | |
Проект «Папа, мама, я – татарский язык изучает вся семья» | Обогащение детско – родительских отношений через совместную деятельность, закрепление пройденного материала | |
Проект, посвященный году родного языка и народного единства «Караван дружбы» | Приобщение к истокам национальной культуры народов проживающих на территории Пестречинского муниципального района РТ, формирование у детей нравственности на основе национальной культуры, традиций и обычаев. | |
Творческий проект «Чудесные превращения из теста» | Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей. | |
Проект «Создаем мультфильм сами» | Расширение знаний детей родного и татарского языка посредством мультипликации | |
Телевизионный образовательный мини - проект «Айгөл кунаклары» и «Кучтәнәч». | Обогащение возможностей общения детей новым опытом, развитие коммуникативных и творческих способностей | |
Информационный проект «Журнал для родителей «Айгуль». | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации работы с родителями | |
Проект «СТРАНА ЛЭПБУКОВ». | Повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов по овладению дошкольников родным языком. | |
Творческий проект по изготовлению Ковробуков на тему «Волшебные коврики». | Применение ковробуков в игровой и театрализованной деятельности детей, проявление творчества | |
Проект по изготовлению книжек - малышекна тему «Детская книга своими руками» | Повышение у детей интереса к художественной литературе, осознание родителями значимости книги в воспитании детей | |
Проект ”Театр уйнап үсәбез” и ”Мир театра” | Дополнение традиционной системы работы с детьми по формированию представлений о многообразии человеческих отношений в обществе через театрализованную деятельность | |
Творческий проект «Быт Народов Поволжья» | Развитие представлений о культуре, быте, жизни другого народа. | |
Проект «Этнокультурное развитие детей в условиях билингвального окружения» | Развитие интересов этнокультурных традиций | |
Проект на тему «Дидактические игры, как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста». | Проявление интереса детей к изучению родного и татарского языка, использование родителями дидактических игр дома | |
Проект «Играя, изучаем родной язык» | Создание условий для познавательно – речевого развития дошкольников | |
Финансово-экономическое обеспечение проекта | ||
Расчёт потребностей в расходах | Оснащенность программы | |
Информационное обеспечение проекта | ||
Размещение информации о ходе подготовки и введения проекта «Развитие билингвального образования и воспитания посредством организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» на сайте образовательного учреждения | Объективная информация | |
Кадровое обеспечение проекта | ||
Осуществление повышения квалификации | Поэтапная подготовка | |
Методическое обеспечение как информационного центра по введению проекта «Развитие билингвального образования и воспитания посредством организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» | Оснащенность программы | |
Материально – техническое обеспечение проекта | ||
Обогащение предметно-развивающей среды в | Определение необходимых | |
Укрепление материально-технической базы | Приведение в соответствие |
Заключение.
Опыт работы показал, что изучение татарского и родного языка посредством проектной деятельности в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.
Поэтому во всех режимных моментах звучит как русская, так и татарская речь воспитателя. Организация и проведение всевозможных праздников, как русских народных, так и татарских (Народов Поволжья) повышают интерес не только к культуре народов, но и к языковой культуре. Именно, такой комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку может дать хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
опыт работы преднозначен для старших воспитателей и воспитателей работающих по проектной технологииИнформация об опытеУсловия...
Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Консультация посвящена вопросу организации проектной деятельности в детском саду, рассматриваются виды проектов, этапы работы над проектом, даются рекомендации по разработке проектов....
Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность(метод проектов). Проект (от лат...
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...
Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности...
Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Все вопросы связанные с ФГОС актуальны на данный момент, в том числе и организация проектной деятельноти в детском саду....
Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"...