Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
методическая разработка
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.
Задачи:
1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
2.Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;
4. Формировать адекватную самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_dou.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ:
«Арт-терапия как средство сохранения
психологического здоровья детей»
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.
Задачи:
1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
2.Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;
4. Формировать адекватную самооценку.
Основная часть:
Каждый ребенок — это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.
Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформирована еще у детей. И чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка.
Если проанализировать то, что происходит в современном обществе, то увидим, что резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связанно стремление родителей, и дошкольных учреждений, выполняя заказ родителей, дать детям больше знаний: научить их читать, писать, считать. Но чрезмерное увлечение интеллектуальным развитием связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. К тому же часто педагогическая установка на развитие мышления превращает эмоциональную, духовно-нравственную сущность ребенка во вторичную ценность. В результате, современные дети гораздо больше знают, чем их сверстники 10-15 лет назад, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают, стремятся помочь немощным и больным.
Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.
У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.
Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.
А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
Педагогическая арт-терапия — это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а также богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".
Таким образом, основываясь на научно-исследовательском материале и собственном практическом опыте, мы можем констатировать следующее. Педагогическая арт-терапия - технология, позволяющая при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышение адаптивных способностей личности, изменение стереотипов её поведения, проявление социальной и творческой активности).
Дошкольный возраст – важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество. Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья.
Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются. (Арттерапия применяется и в медицинских учреждениях или в спецшколах – и имеет явно «клинический» характер в случаях тяжелых нарушений здоровья детей). В обычных образовательных учреждениях такая работа проводится в тесном сотрудничестве с воспитателями и под руководством педагога - психолога. Наиболее эффективны интегрированные занятия, где используются средства художественной выразительности различных видов искусства: изобразительные, музыкальные, литературные, пластические.
На практике лучше начинать работу с диагностических заданий, таких, как «Рисунок семьи», «Автопортрет», «Дорисуй предмет», «Любимая игрушка», «Любимое животное», «Портрет мамы». Далее включить игры и упражнения на раскрепощение и развитие воображения, это: «Волшебные пятна», «Волшебные каракули», «Путанки», «Чудо-нить» и др. Рисование в нетрадиционных техниках, передача своего настроения, своей мечты, изображение сказочных персонажей, музыки, работа над художественным образом развивают внутренний мир ребенка, постепенно подводят к ощущению своего «я», выражению личностного творческого потенциала. В работе с обычными дошкольниками изотерапия имеет профилактический или развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств. В этих занятиях главным является не обучение умениям и навыкам – это сопутствующее, а развитие и обогащение внутреннего мира ребенка, его эмоциональной сферы, снижение тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.
Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, т.к. дети более непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания». Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера. Ценностью изо терапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.
Практическая часть: педагог-психолог:
1. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия, приложение 1)
Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.
Инструкция: перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.
Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.
- отгадать загадку,
- рассказать стишок,
- сказать комплимент соседу справа,
- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,
- спеть куплет из любой песни,
- пройти по залу, как модель.
2. Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия, приложение 2)
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.
Инструкция: участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.
3. Упражнение «Могу позволить себе быть ребёнком…» (изо терапии)
Инструкция: нарисовать «нерабочей» левой рукой любимую игрушку и подписать её название.
Важно обсудить, почему именно это Вы нарисовали, как Вы себя чувствовали, работая над образом? Что чувствуете сейчас?
Педагог-психолог:
4. Задание «Комбинаторные игры»
- заполнить пространство листа низкими и высокими дугами
- закрасить пространство между дугами (цвет по выбору)
- увидеть образ, дорисовать детали, украсить узором.
- Задание «Синхронное рисование обеими руками»
1.Установить оба карандаша в одну точку
2.Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.
- Задание «Непроизвольное рисование под музыку» (Григ. Сюита «Пер Гюнт»)
1.Свободно пересекающиеся линии образуют узор.
2.Раскрасить пространство между линиями
3.Дополнить композицию деталями.
Рефлексия: педагог-психолог:
Игра «Аплодисменты друг другу»
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Заключение:
Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.
Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т.д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.
Спасибо за участие! До новых встреч!
Приложение 1 Карточки для игры «Лотерея»
рассказать стишок |
сказать комплимент соседу справа, |
произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом» |
спеть куплет из любой песни |
пройти по залу, как модель |
отгадать загадку |
Приложение 2
Текст к упражнению «Дождь в лесу»
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.
Инструкция: участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.
(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).
- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.
(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).
-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.
(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)
- Дождик стучит всё сильнее и сильнее.
(усиливаем движение пальцев по спине)
-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.
(проводим ладонями по спине стоящего впереди).
-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов»
В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным ф...
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ
Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение, ...
«АРТ-ТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ»
В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным формам ...
Мастер-класс для педагогов "Су-Джок терапия как средство речевого развития детей"
Мастер-класс для педагогов "Су-Джок терапия как средство речевого развития детей"...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».
Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...
Фотоколлаж семинар-практикум учителей-дефектологов, педагогов психологов ДОУ "Арт-педагогика как средство развития,коррекции, воспитания и социализации детей с ОВЗ
мастер-класс для педагогов...
Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»
Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста» План проекта.1. Актуальность темы. 2. Выявление проблемы....