Выступление на педагогическом совете по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
материал

Солодова Ольга Борисовна

Пояснительная записка

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни., а также идет развитие речи детей.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.

Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.

Актуальность. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Цель работы: показать эффективность игровой деятельности в развитии  речи дошкольников.

Исходя из цели, были определены задачи:

развивать связную диалогическую речь;

расширить и активизировать словарный запас детей 4-5 лет;

закрепить навыки ведения диалога;

развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

 

В течение года велась работа по развитию речи дошкольников посредством игровой деятельности.

Целенаправленное, педагогическое взаимодействие  проводилось с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в виде разнообразного, эмоционально-приятного, неутомительного, динамичного процесса, учитывая возрастные особенности детей. 

Для постановки и укрепления речевого дыхания детей использовались игры на поддувание: дети дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки», дуют на «горячий чай», «кашу», как «ветерок дует в окошко».  Дети учились произносить фразы, составляющие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, на одном выдохе  (например, «Щенки щиплют щетку», «Кошка бежит за мышкой», «Саня катает Соню на санках»).

Большое внимание уделялось выработке хорошей дикции у детей. При выработке дикции  использовался с чистоговорки, скороговорки.

Работа над интонационной выразительностью речи осуществлялась    при разучивании стихотворений,   пересказ художественной литературы, в театрализованной  игре .

А также, несомненно, благодаря реализации проектов «Моя Родина», «День Победы», дети приобрели огромный опыт общения друг с другом, что способствовало их речевому развитию.

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка — дошкольника, в том числе и речевого развития

Обогатила в группе центры активности-  "Дочки - матери", «Больница», "Парикмахерская»,  «Почта» , уголок  ПДД.

Использовала в своей работе по развитию грамматического строя речи словесные игры:«Лови да бросай – цвета называй» - согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода;

«Четвертый лишний» - закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению и т.д

Для активного употребления в речи детей прилагательных и глаголов проводила  следующие игры, как с мячом, так и с применением предметных и сюжетных картинок: «Кто как разговаривает?» (корова – мычит, тигр - …, ….); «Наоборот» - закрепление употребление в речи детей слов-антонимов; «Что происходит в природе?» - употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.(тема «Весна» - солнце – что делает? –светит, греет; ручьи – бегут, журчат); «Кто чем занимается?» - закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей; «Из чего сделано?» - закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования; «Подбери слово близкое по значению» - закрепление употребление в речи детей слов - синонимов.

Подвижные игры тоже являются речевыми ,так как это связано с речью, общением между сверстниками.

В свободной совместной деятельности организовывались подвижные, хоровые, словесные  игры. 

По развитию связной  речи,   формирование  навыков речевого общения, развитие речевого слуха и  выразительности речи использовала в своей работе с детьми дидактическое пособие «Развиваем речь», 

Предлагала ребенку составить рассказ по картинке, для развития связной монологической речи, грамматического строя речи.

Серьезные затруднения при составлении рассказа на наглядной основе привели меня к применению обучения наглядному моделированию. Использование моделирования позволило детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами.

Обучая детей составлению рассказов по сюжетным картинкам, использовала наглядные схемы-модели в качестве плана речевого высказывания.

Ребенок знает с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, и как его завершить. На начальных этапах использовала , опорные картинки, а затем заменяла иллюстрации схемами-моделями, которые помогали самостоятельному рассказыванию.

Перед тем, как пересказать сказку или рассказ, читала текст вне занятия с установкой на внимательное прослушивание текста. Затем, обсуждали проблемные ситуации текста, выделяли главные мысли, проводила словарную работу с объяснением малознакомых слов.

При пересказе сказки «Заюшкина избушка», предложила детям использовать моделирования заместители – круги разного цвета. Договорились, каждый заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставила перед детьми проблемные вопросы.

- Для зайца, круг белый. Почему?

- Лиса – какой круг. Почему? (оранжевый)

- Волк – какой круг. Почему?

Для петушка выбрали красный круг, т.к. вспомнили стихотворение, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки.

Остались два круга голубого и коричнего цвета. Для чего? - остались две избушки: лубяная – коричнего цвета, ледяная – голубого цвета. Таким образом, дети сами составили сказку, заменив, её персонажи на геометрические фигуры. 

Таким образом, различные виды игр  являются основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

В течение года была проделана  работа с родителями воспитанников:

Индивидуальные консультации ( «Формируем умение ребенка общаться»,  «Играем вместе с ребенком»,«Речевые игры по дороге домой». Родителям было предложено поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль), представлены речевые игры, используемые в детском саду для формирования речи дошкольников.

Состоялось родительское собрание на тему «Игра и игрушка в жизни 

дошкольника» , где я выступала с соответствующим теме докладом и презентацией.

Рекомендации по развитию речи детей в летний период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped_sovete.docx7.93 КБ

Предварительный просмотр:

           

                Выступление на педагогическом совете  по теме

                                самообразования

«Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

                                                       Воспитатель: Солодова О.Б.

Пояснительная записка

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни., а также идет развитие речи детей.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.

Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.

Актуальность. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Цель работы: показать эффективность игровой деятельности в развитии  речи дошкольников.

Исходя из цели, были определены задачи:

  • развивать связную диалогическую речь;
  • расширить и активизировать словарный запас детей 4-5 лет;
  • закрепить навыки ведения диалога;
  • развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

В течение года велась работа по развитию речи дошкольников посредством игровой деятельности.

Целенаправленное, педагогическое взаимодействие  проводилось с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в виде разнообразного, эмоционально-приятного, неутомительного, динамичного процесса, учитывая возрастные особенности детей.

Для постановки и укрепления речевого дыхания детей использовались игры на поддувание: дети дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки», дуют на «горячий чай», «кашу», как «ветерок дует в окошко».  Дети учились произносить фразы, составляющие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, на одном выдохе  (например, «Щенки щиплют щетку», «Кошка бежит за мышкой», «Саня катает Соню на санках»).

Большое внимание уделялось выработке хорошей дикции у детей. При выработке дикции  использовался с чистоговорки, скороговорки.

Работа над интонационной выразительностью речи осуществлялась    при разучивании стихотворений,   пересказ художественной литературы, в театрализованной  игре .

А также, несомненно, благодаря реализации проектов «Моя Родина»«День Победы», дети приобрели огромный опыт общения друг с другом, что способствовало их речевому развитию.

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка — дошкольника, в том числе и речевого развития

Обогатила в группе центры активности-  "Дочки - матери", «Больница», "Парикмахерская»,  «Почта» , уголок  ПДД.

Использовала в своей работе по развитию грамматического строя речи словесные игры:«Лови да бросай – цвета называй» - согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода;

«Четвертый лишний» - закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению и т.д

Для активного употребления в речи детей прилагательных и глаголов проводила  следующие игры, как с мячом, так и с применением предметных и сюжетных картинок: «Кто как разговаривает?» (корова – мычит, тигр - …, ….); «Наоборот» - закрепление употребление в речи детей слов-антонимов; «Что происходит в природе?» - употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.(тема «Весна» - солнце – что делает? –светит, греет; ручьи – бегут, журчат); «Кто чем занимается?» - закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей; «Из чего сделано?» - закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования; «Подбери слово близкое по значению» - закрепление употребление в речи детей слов - синонимов.

Подвижные игры тоже являются речевыми ,так как это связано с речью, общением между сверстниками.

В свободной совместной деятельности организовывались подвижные, хоровые, словесные  игры.

По развитию связной  речи,   формирование  навыков речевого общения, развитие речевого слуха и  выразительности речи использовала в своей работе с детьми дидактическое пособие «Развиваем речь»,

Предлагала ребенку составить рассказ по картинке, для развития связной монологической речи, грамматического строя речи.

Серьезные затруднения при составлении рассказа на наглядной основе привели меня к применению обучения наглядному моделированию. Использование моделирования позволило детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами.
Обучая детей составлению рассказов по сюжетным картинкам, использовала наглядные схемы-модели в качестве плана речевого высказывания.
Ребенок знает с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, и как его завершить. На начальных этапах использовала , опорные картинки, а затем заменяла иллюстрации схемами-моделями, которые помогали самостоятельному рассказыванию.
Перед тем, как пересказать сказку или рассказ, читала текст вне занятия с установкой на внимательное прослушивание текста. Затем, обсуждали проблемные ситуации текста, выделяли главные мысли, проводила словарную работу с объяснением малознакомых слов.
При пересказе сказки «Заюшкина избушка», предложила детям использовать моделирования заместители – круги разного цвета. Договорились, каждый заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставила перед детьми проблемные вопросы.
- Для зайца, круг белый. Почему?
- Лиса – какой круг. Почему? (оранжевый)
- Волк – какой круг. Почему?
Для петушка выбрали красный круг, т.к. вспомнили стихотворение, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки.
Остались два круга голубого и коричнего цвета. Для чего? - остались две избушки: лубяная – коричнего цвета, ледяная – голубого цвета. Таким образом, дети сами составили сказку, заменив, её персонажи на геометрические фигуры.

Таким образом, различные виды игр  являются основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

В течение года была проделана  работа с родителями воспитанников:

Индивидуальные консультации ( «Формируем умение ребенка общаться»,  «Играем вместе с ребенком»Речевые игры по дороге домой». Родителям было предложено поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль), представлены речевые игры, используемые в детском саду для формирования речи дошкольников.

Состоялось родительское собрание на тему «Игра и игрушка в жизни

дошкольника» , где я выступала с соответствующим теме докладом и презентацией.

Рекомендации по развитию речи детей в летний период.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...

Тема самообразования "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Примерные игры на развитие двигательной активности детей, формирование ценности здорового образа жизни....

Материал по развитию речи для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного раз...

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования» на межаттестационный период 2024-2028г.г.

. Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем, недостаточный словарный запас:- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;-...